Наступило долгожданное время, когда русские люди могут свободно исповедовать православную веру. Казалось бы, ныне она должна укрепляться в сердце каждого православного человека. Но, к сожалению, большинство людей пребывает в теплохладности. В чём же причина? Конечно, легче всего возложить вину за наше духовное расслабление на дух времени или обстоятельства жизни. Но основная причина кроется гораздо глубже - она в нашем свободном волеизъявлении. Мы сами позволяем или не позволяем духу века сего господствовать в нашей жизни, превращая нас в рабов, живущих по его произволению. Безволие опустошает наши сердца, сокрушает внутренние основы истинной веры и погружает в легковерие, которое порождает в нас тщетную, поверхностную, пустую веру, именуемую суеверием и фарисейским "благочестием".
Подобное "благочестие" работает (как и в языческом магизме) по принципу: "сделал - получил", "не сделал - не получил". "Злые духи, желая содержать человека в обмане, льстят ему доставлением того, что, как они видят, сообразно с его ожиданием и хотением", - учит блаженный Августин, разъясняя, что "... сила различных суеверных действий зависит от частных наблюдений и предрассудков каждого, а не от них самих...". Обычно обольщаются доверчивые, податливые люди, подверженные сильной мнительности. Пребывая в такой прелести, человек духовно не преображается, духовные и душевные силы его всё более ослабевают, и он в своей немощи, в поисках лёгкого пути к "духовности" обращается к суеверию. Оно поражает его сердце, душу и ум, удаляя от Бога.
Одна из прихожанок во время богослужения попросила свою соседку передать свечи. Женщина взяла их и робко сказала стоявшему впереди мужчине: "Будьте любезны, передайте свечи вперёд". Мужчина обернулся и, неодобрительно посмотрев на неё, отвернулся, не выполнив просьбу. Последовали ещё и ещё одна попытка, но и они не увенчались успехом. Смущённая женщина возвратила свечи хозяйке: сами, мол, видите, что получается.
Можно подумать: люди молятся, а их отвлекают от молитвы. Они же, не желая отвлекаться и мешать другим, правильно делают, что не передают свечи во время богослужения. Однако причина была в другом. Ясность внесла сама хозяйка свечей: "И не передадут... Вы же их неправильно передаёте", - укорила она женщину. Знающая "секрет" сама передаёт свечу тому же мужчине, и на этот раз он сразу их берёт, и свечи людским ручейком направляются к подсвечнику.
А в чём секрет? Может, был особенный момент богослужения, когда подобает проявлять сугубое благоговение? Оказывается, нет. Просто кто-то когда-то установил некое магическое правило: свечи можно передавать якобы только через правое плечо, а в противном случае, по мнению суеверов, свечи попадают в энергетическую зону тёмных сил и в их сфере оскверняются. Ведь на правом плече светлый Ангел-хранитель, который всё освящает и споспешествует добрым делам, а на левом...
Некоторые люди думают, что свечи "предвещают судьбу". Идёт венчание. Надо пребывать в молитве, внимать благодатным словам напутствия и с радостью созерцать величие Таинства! Но нет, суеверные люди напряжённо наблюдают за горящими свечами жениха и невесты: чья свеча сильнее сплавится - у того и жизнь будет тяжелее, чей огарок меньше - тот и умрёт раньше.
Печально, но факт: священник венчает, а люди, стоящие в храме, на свечах гадают. Поймите, что суеверие - вовсе не безобидное увлечение, как считают некоторые, это - противоборство Божественной воле.
К святому Таинству брака часто прилагают целый букет всевозможных примет и суеверий. Например, во время венчания уронили обручальное кольцо. Невеста побледнела... Бабушки зашептались: "Всё, это к несчастью!"
В жизни бытуют суеверия и относительно других святых Таинств. Например, о Таинстве соборования распространено такое: если пособоруешься - значит, умрёшь. Святой апостол Иаков говорит, что если "болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5,14-15). Святая Православная Церковь, следуя апостольскому учению, соборует своих чад во исцеление души и тела, молясь о здравии больного и о прощении его грехов. Это в католической церкви принято соборовать только перед смертью.
Среди суеверных людей также бытует мнение, что встреча со священнослужителем навлекает несчастье или банкротство. "Не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь", - учит святитель Иоанн Златоуст. Суеверие связано с рабским страхом, присущим язычеству, но тем не менее оно поражает и многих христиан. Считая себя православными, они верят глупым суевериям, со страхом встречают своих пастырей и иногда при этом очень пугаются.
Однажды в одном из солидных учреждений женщина, встретив монаха, гневно посмотрела на него, махнула рукой и с негодованием воскликнула:
- Откуда вы взялись на мою голову?! Монах в недоумении посмотрел на неё и с участием спросил:
- Простите, у Вас что-то случилось?!
- Ничего!!! - гневно выкрикнула женщина. - Неужели Вы не знаете, что встреча с попом не приносит удачи, а у меня сегодня должно решаться очень важное дело. Зачем Вы здесь появились?!
Спустя некоторое время эта женщина опять неожиданно встретила монаха, но на этот раз с радостной улыбкой поприветствовала его и сказала:
- Батюшка, а ведь тогда дело прошло удачно.
Один монах приехал с Афона на родную землю. В храме к нему подошли престарелые прихожанки и спросили, нет ли у него немного афонского ладана.
- Есть, даже с собой, - ответил он и достал из сумки коробку ладана, - возьмите, пожалуйста, во славу Божию, покадите у себя дома.
- Да нет, батюшка, это Вы нам много даёте.
- Ничего, - говорит монах, - берите, он быстро расходуется.
- Нет, батюшка, - говорит одна прихожанка, - не быстро, мы понемножку его вкушаем во исцеление души и тела.
- Что же вы делаете?! - говорит им монах. - Афонский ладан покрыт магнезией и может сильно повредить вашему здоровью. Ведь вы знаете, что ладан для каждения, а не для вкушения?
- Батюшка, неужели Вы не знаете, что святыня не может повредить здоровью?
Все попытки монаха переубедить их не дали результата. Они смотрели на него, как на кощунника, попирающего их веру и благочестие.
После богослужения они поехали на кладбище.
- Батюшка, - обращаются прихожане к монаху, - как Вы знаете, здесь у нас великий старец погребён. Мы часто бываем у него на могилке, берём землю. Вот, батюшка, и Вы себе немножко возьмите.
- Благодарю вас, - сказал монах и, взяв пакетик с землёй, хотел было в святой угол положить, но тут услышал странный "духовный рецепт".
- Вы возьмите немного этой землицы, да в стакане с водицей разведите. А можете и в чай добавлять и понемножку выпивать. Только при этом молитву творите и что надо Вам у старца просите. И поверьте - получите. Мы так всегда делаем и другим советуем.
Суеверие держит людей в умственной слепоте. Они больше верят вещам преходящим, чем истинному Богу. "Смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, не смеху только, но и геенне подвергающее обольщаемых! Если это делается у язычников, то нисколько не удивительно: а когда поклоняющиеся Кресту, приобщающиеся неизреченных Таинств и достигшие любомудрия держатся таких постыдных обычаев, это достойно многих слез", - учит святитель Иоанн Златоуст.
Суеверные люди преданы своим ложным представлениям, они могут считать себя глубоко верующими, но суетная вера таких людей, по учению Священного Писания, совершенно противоположна истинной вере. Следовательно - есть вера ложная, вера лжи и благоволения к неправде (2 Сол. 2, 11). Вместо того чтобы верить Слову Божиему и учению Святой Православной Церкви, они предпочли верить неправде и идти своим путём, оставив путь истинный. Так легковерные люди добровольно входят в царство лжи, удаляются от Истины и спасения во Христе.