Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Сентябрь 2004

Содержание номера       Главная страница номера

Кто защитит нас завтра?

Вадим Владимирович ГЕРАСИМОВ, подполковник юстиции в отставке

Защитники? Или оборотни?

 Работу милицейского ведомства обсуждают сейчас депутаты и журналисты, политики и чиновники - все ищут ответ на извечные вопросы: "кто виноват и что делать?". Понимаю, что мнение профессионала сегодня мало кого интересует, и тем не менее хочу предупредить, что намечаемые реформы МВД ставят под угрозу разрушения ранее эффективно работавшую систему.

Главной причиной малоэффективной работы, низкой квалификации и огромной текучести кадров, отсутствия престижа профессии является нищенская зарплата сотрудников милиции. Именно социальная незащищённость - причина всех бед. Нищий, но хорошо вооружённый, обладающий властными полномочиями милиционер попросту социально опасен. В результате появилось такое уродливое явление, как оказание милиции "спонсорской" помощи предпринимателями, автоматически попадающими в разряд неприкасаемых. Эту проблему увеличением службы собственной безопасности, операциями "Чистые руки" и прогремевшим накануне выборов в Госдуму делом так называемых "оборотней в погонах" не решить. Коррупция разъедает не только систему МВД, - самое главное, она разъедает души, калечит мировоззрение сотрудников. На мой взгляд, от полного развала системы, как это ни парадоксально, спасает неблагополучная экономическая ситуация в регионах. Зачастую молодым людям просто некуда идти работать, и они, пока не подыщут себе что-нибудь попрестижнее, идут работать в милицию. Есть, конечно, и просто преданные делу, честные офицеры, но, к сожалению, их становится всё меньше и меньше.

Реформа в системе МВД давно назрела, но она должна проводиться обдуманно. Необходимо уменьшить управленческий аппарат и действительно оптимизировать систему управления. Милиция не армия, здесь не планируются и не разрабатываются войсковые операции. Поэтому штабы, особенно на уровне горрайорганов, не нужны. В настоящее время в Управлениях внутренних дел количество работников штаба и работников управления кадров превышает количество работников уголовного розыска и следователей, что само по себе уже абсурдно. Вот только почему-то всегда в первую очередь сокращают, как правило, оперативных работников и следователей, т.е. работников самых важнейших служб. Управленческий аппарат превращается в самоорганизующую систему, которую не интересует ни раскрываемость, ни расследование дел. Она начинает жить по своим внутренним законам, при этом постоянно увеличивая огромный бумажный поток, который уже захлестнул всю систему МВД. Есть ещё одна напасть, исходящая от штабов, - это бесконечные контрольные и плановые проверки, которые могут свести на нет работу любого подразделения. Сокращение штабных работников позволит увеличить заработную плату действительно нужным сотрудникам.

Малоэффективна и деятельность службы участковых инспекторов милиции. Участковые занимаются всем - от контроля за уборкой территории до организации предвыборных мероприятий, а профилактика преступлений, которой и должен заниматься участковый, почти отсутствует.

Малоэффективна ныне и работа криминальной милиции. Дежурный наряд выезжает на место преступления, добросовестно фиксирует факт совершения его, проводит осмотр места происшествия, после чего дело зависает "глухарём". Расследование же по "горячим следам" проводится малоэффективно, а ведь доказано, что от результатов организации именно такой работы зависит раскрытие преступления.

О технической оснащённости вообще говорить не приходится, научно-технический прогресс обошёл милицию стороной.

Один из самых главных вопросов, безусловно, кадровый. Когда я 25 лет назад, закончив юридический институт, приехал по распределению на работу, то был очень удивлён стабильностью кадрового состава, социальной защищённостью сотрудников. Все следователи были с высшим юридическим образованием. Тогда "стариками" считались проработавшие не менее 10-15 лет, теперь таковыми себя считают те, кто проработал чуть более трёх лет. А уж с каким образованием ныне ведут следствие... Попадают даже ветеринары.

Несмотря на уверения высшего милицейского начальства о том, что милиция выполняет поставленные перед нею задачи, мы видим обратное. В реальной жизни преступность растёт и, что немаловажно, растёт тяжкая преступность. Публикуемая статистика о совершённых и раскрытых преступлениях не отражает реальной картины. В криминологии существует такое понятие, как латентная (скрытая) преступность. Ведь не о всех совершённых преступлениях граждане заявляют в милицию, так как не верят в способность её раскрыть преступление. На фоне роста преступности мы наблюдаем развал, коррумпированность нынешней российской милиции. Руководство МВД, вместо того чтобы решать назревшие проблемы или по крайней мере обозначить их, пытается скрыть недостатки видимостью бурной деятельности. Проводятся всевозможные и весьма малоэффективные операции типа "Вихрь", "Антитеррор", 'Урожай", "Путина" и т.п. При этом всё сводится к рапортам о проделанной обычной работе, которая преподносится как результаты проведённых операций. Разве возможно работать эффективно без выходных, месяцами?

Если отдел раскроет на несколько преступлений меньше, никто на это не обратит внимания, но если не будет доложено о проведённой "на бумаге" операции "Урожай", то последствия для начальника будут самые плачевные.

Считаю, что Президент абсолютно своевременно и правильно проводит судебную реформу. Вот только не забуксует ли она без грамотно реформированной правоохранительной системы?


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU