Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Сентябрь 2004

Содержание номера       Главная страница номера

Древние греки о нас

Вадим Юрьевич ВЕНЕДИКТОВ, историк, МГПУ

На этой аттической чаше мастером Бриггсом
в начале V века изображена сцена
демократического голосования в Афинах.
Богиня Афина руководит церемонией

 

 У большинства простых граждан, живущих в России, весьма скептическое отношение к демократии как таковой, потому что на примере последних десятилетий сложившаяся "демократия" в нашей стране привела не к господству законов и добродетелей в обществе и государстве, а наоборот, к развращению нравов, к разложению народа, к господству всякого сброда, черни, демагогов и тому подобных деятелей, стремящихся к обогащению, к удовлетворению низменных потребностей, а вовсе не к общему благоденствию и высшему благу.

Интересен в этой связи взгляд на различные формы государственности древнегреческого философа Платона, жившего за несколько веков до Рождества Христова и уже тогда как бы предсказавшего политический режим, сложившийся у нас в современной России.

Так, Платон, говоря о четырёх видах извращённого государственного устройства, называет среди них демократию, возникающую из олигархии. При демократии закон не может властвовать, а властвуют, скорее, беззаконие, беспорядок, анархия. Платон иронизирует над подобным государственным устройством: "В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому и способен; не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать, подобно другим, условия мира, если ты мира не жаждешь. И опять-таки, если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, ты всё же можешь управлять и судить, если это тебе придёт в голову".

На этих керамических пластинках - остраках -
голосующие писали имя гражданина,
подлежащего изгнанию из Афин

Соответственно сущности и содержанию демократического устройства формируются, а вернее, преобразуются общепризнанные добродетели: "Наглость они будут называть просвещённостью, разнузданность - свободою, распутство - великолепием, бесстыдство - мужеством". Стыдливость назовут глупостью, а рассудительность - недостатком мужества и т. п.

По Платону, демократия будет воспитывать соответствующего её целям, задачам и требованиям "демократического человека" - существо "без царя в голове", плывущее по течению, раба собственных влечений, желаний и предрассудков.

"Часто занимают его общественные дела: внезапно он вскакивает и говорит и делает что придётся. Увлечётся он людьми военными - туда его и несёт, а если дельцами, то тогда в эту сторону. В его жизни нет порядка, в ней не царит необходимость; приятной, вольной и блаженной называет он эту жизнь, как таковой всё время ею и пользуется".

В демократическом государстве, согласно Платону, более всего почитают свободу, но понимают её весьма своеобразно: граждан, послушных властям, смешивают с грязью, зато правителей, похожих на подвластных, и подвластных, похожих на правителей, восхваляют и почитают; отец уподобляется ребёнку и страшится своих сыновей, а сыновья ведут себя подобно отцу и перестают бояться родителей; учитель боится школьников, а школьники ни во что не ставят своих учителей и наставников; всё принудительное у граждан вызывает возмущение как недопустимое, и кончают они тем, что перестают считаться с писаными и неписаными законами; чрезмерная свобода оборачивается рабством: "Именно из этого правления... и вырастает... тирания" (Платон. Собр. соч. М, 1994. Т. 3. С. 352).

Если исходить из суждений древних мыслителей о демократии, то вряд ли у кого появится охота к созданию демократической формы государственного устройства.

Аристотель, называя самого человека "существом политическим", предсказал демократии долгую жизнь: "Низменная страсть корыстолюбия правителей, постоянно побуждавшая их уменьшать своё число, повлекла к усилению народной массы, так что последняя обрушилась на них и установила демократию. А так как государства увеличились, то, пожалуй, теперь уже нелегко возникнуть другому государственному устройству, помимо демократии" (Аристотель. Соч. М., 1984. Т. 4. С. 479). И Аристотель оказался прав: с того времени (с IV века до н. э.) демократия то усиливалась, то ослабевала, но уже никогда не исчезала из политической жизни народов.

Если мы хотим создать в нашей стране нормальное демократическое государственное устройство, то нужно научиться истинной демократии, возрождать, насколько это возможно, демократические идеалы, очищать нравы, постепенно приобщать граждан к делам управления государством. Всем государственным деятелям сегодня необходимо чётко отличать добро от зла, веру от предрассудков, свободу от рабства. Но самое главное, наконец-то, полюбить народ - основу демократического государства.


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU