11 сентября - Усекновение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Пострадав за Христа, мученик одерживает победу над теми, кто его казнил. Святые отцы нашли для их прославления дивные слова, которые звучат на наших богослужениях: "Мученики Твои, Господи, во страданиях своих венцы прияше нетленные, от Тебя, Христа Бога нашего, имуща бо крепость Твою, мучителей низложиша..." Всякий православный верующий знает, что эта победа заключается в обретении вечной жизни в Царстве Небесном. Но к этому надо добавить вот что: казнённый ненавистниками Христа мученик продолжает жить не только на небесах, но и на земле, притом жизнью тоже вечной, в том значении слова "вечность", которое приложимо к тварному бытию, т. е. до конца веков. Это продолжающееся здесь существование убиенного святого так же материально, как и то, которое он вёл до своей славной кончины, когда его можно было увидеть и потрогать: это новое существование он обретает в дереве посвящённых ему алтарей или в камне воздвигнутых в честь него церквей, которые также можно видеть глазами и осязать руками.
Такое материализованное возвращение мученика в дольний мир происходит не сразу после его смерти, но поскольку он остаётся в этом мире уже до его скончания, это не играет роли. Оглядывая земное царство во всём его целостном историческом объёме вплоть до Страшного Суда единым взором, мы увидим, что как только какого-либо мученика казнят, он появляется не только там, но и здесь - в отличие от нас, грешных, которых после смерти здесь уже никто не увидит.
В этом глубинном, духовном смысле можно сказать, что топор палача, отсекший голову Иоанна Крестителя в Иерусалиме, переселил его в Царство Божие и находящийся на земле град Москву, воплотив его в прекрасную церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, возвышающуюся в самом центре столицы России над одетой в гранит тихой Яузой, привлекая своей стройной синей вертикалью взоры тысяч людей, оказавшихся в этом районе, ибо для святого мученика нет расстояний.
Обращаясь в знаменитом стихотворении к погибшему на посту большевистскому дипкурьеру Теодору Нетте, Маяковский писал: "Мы живём, чтоб, умирая, воплотиться в строчки, пароходы и другие долгие дела". Однако то, за что отдал жизнь Нетте, было ложью, а потому он, как и все другие фанатики-революционеры, был лжесвятым, следуя за лжепророками, предсказанными в Евангелии, и никакой вечной жизни не обрёл. А вот пророк Иоанн, свидетельствовавший об Истине, воплотился в подлинно "долгие дела" и, утвердившись на земле Третьего Рима, продолжает о Ней свидетельствовать.
Подойдём же к нему, ставшему величественным храмом, и послушаем, какие он делал и продолжает делать дела в период своего московского присутствия на земле. Поведать об этом мы попросим настоятеля храма протоиерея Геннадия Андриянова.
Мы кратко изложим здесь только те части разговора, которые отвечают на вопрос, какой конкретный вклад внёс одушевлённый Иоанном Предтечей храм Усекновения его честной главы в духовную жизнь России.
Во-первых, он сплотил в творческой душеполезной работе многих православных людей, соединивших свою изобретательность и своё мастерство в создании иконостаса, который было необходимо делать заново, ибо в период строительства коммунизма церковь была закрыта и всё внутри уничтожено, а последние годы в ней устроили склад диафильмов. История создания иконостаса весьма примечательна, и тех, кто более всего в нём участвовал, надо назвать поимённо.
Понятно, что прежде всего нужно было найти для его изготовления средства. Поговорка "по одёжке протягивай ножки" настоятеля не устраивала - он считал, что интерьер церкви величайшего из пророков должен отличаться особенной красотой.
И тут появляются первые два имени - Алексей и Дмитрий Ананьевы. Первый из них закончил институт иностранных языков, второй - технический вуз. Когда госплановская система хозяйствования обанкротилась и была объявлена свобода предпринимательства, они воспользовались этим, и Алексей занялся оптовой торговлей, а Дмитрий - банковским делом. Не имея никаких связей и протекций, они в достаточно короткое время достигли больших успехов в бизнесе. Но термин "новые русские" к ним в действительности неприложим, ибо они возродили деловые традиции как раз "старых", дореволюционных русских купцов и финансистов. Братья взяли на себя субсидирование иконостаса, и это был их первый шаг к воцерковлению.
Итак, деньги нашлись, теперь нужен архитектор. Вспомнили об Ирине Тимофеевой, выпускнице МАРХИ, которая вместе с игуменьей Ксенией (Зайцевой) начинала восстановление Новоголутвинского монастыря в Коломне. Когда к ней обратились, она ответила решительным отказом: заказов и без того - делать не переделать. Но с Иоанном Крестителем такие отговорки не проходят. Однажды Ирина поехала на машине к бабушке в Подмосковье, и, сидя на заднем сиденье, прикорнула. И в тонком сне увидела во всех деталях иконостас для храма на Яузе. После такого намёка свыше отказ пришлось взять обратно, и через месяц чертёж иконостаса поступил в распоряжение прораба. Эту работу Тимофеева сделала для храма совершенно бесплатно.
А дальше началась реализация проекта. Один из лучших резчиков Москвы Чуев, потомственный позолотчик Валуев, работавший тогда в Большом Кремлёвском дворце и выбиравший редкие часы пауз, чтобы подскочить к Яузским воротам и обклеить ещё одну колонку или ещё один фрагмент царских врат, сделанный Чуевым, владелец столярной фабрики в Борисоглебске близ Ростова Великого Хлапов - вот кого надо благодарить прежде всего за осуществление идеи Ирины Тимофеевой. Поскольку она в это время уехала на Север реставрировать какую-то церковь, архитектурный надзор за работами вела архитектор высочайшей квалификации с многолетним опытом Татьяна Николаевна Кудрявцева, автор иконостаса нижнего, Преображенского придела Храма Христа Спасителя. Неизвестно, посылал ли им Иоанн Предтеча какие-либо тонкие сны, но эти специалисты мирового уровня почему-то соглашались выполнять заказы за смехотворную для своего уровня плату. А пока рама иконостаса обретала плоть, начинались раздумья о том, чем её одухотворять - кому заказывать иконы.
Кудрявцева подала блестящую идею - обратиться в Палех. Тамошние мастера, вернувшиеся от изготовления шкатулок к своему исконному искусству иконописания, и написали 80% того, что надо было вставлять в иконостас - праотеческий и праздничный чины, богородичную икону "Благодатное небо", слева от царских врат, и "Спаса Смоленского" - справа. Крайние иконы местного чина написали художницы, благоукрасившие церковь Симеона Столпника на Новом Арбате: Маша Игуменова и Саша Штатнова. А храмовую икону - Иоанна Крестителя, держащего на блюде свою собственную главу, - исполнила Ольга Клодт, имеющая родственное отношение к скульптору - автору коней на Аничковом мосту в Петербурге и в Кузьминках в Москве. И, будто сговорившись с остальными, эти первоклассные мастера удовлетворились самым скромным гонораром. Так святой подвижник, первым призвавший людей к покаянию, чудесным образом украсил внутренность своего храма, может быть, лучшим в Москве иконостасом, которым может теперь любоваться каждый.
Второе действие, которое оказал Предтеча на свой приход, было связано непосредственно с тем событием, которому посвящена церковь - с его казнью Иродом. Думая об этом событии и видя перед собой выразительную храмовую икону, напоминающую об убиении пророка, просто нельзя было не перейти мыслью к убиению царя Николая II. И это заставило отца Геннадия (теперь секрет можно раскрыть) первым из московских священников прекратить упоминание царя в заупокойной молитве и обращаться к нему в конце литургии как к святому. Конечно, это было нарушением церковной дисциплины, но, с другой стороны, это был стимул к началу народного почитания страстотерпца государя Николая II, которое закончилось его прославлением.
И третье, на что навёл своих прихожан Иоанн Креститель. Это, видимо, было связано с его именем, другого объяснения нет. Как-то неожиданно и будто само собой в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи началось особое почитание святителя Иоанна Максимовича, принадлежавшего Русской Православной Церкви Заграницей. Откуда-то появилась его икона, написанная побывавшим в Америке художником, потом его изображение отец Геннадий установил внутри алтаря (тоже нарушая Устав). Сейчас, когда налаживаются отношения с РПЦЗ, это можно считать подсказкой тезоименитому святителю Иоанну великого святого.
Для прихода храма Живоначальной Троицы в Серебряниках открыт
р/с 4070381090000001090.
Реквизиты банка
БИК 044583119,
к/с 30101810600000000119,
ИНН/КПП
7709156956/770901001, ОКПО 40148343, ОКОНХ 96120.
Москва