Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Сентябрь 2004

Содержание номера       Главная страница номера

Н.Н. Раевский

Константин Петрович КОВАЛЁВ

  Николай Николаевич Раевский "Он был в Смоленске щит, в Париже - меч России…"

8 сентября - 165 лет со дня торжественного открытия памятника героям Бородина на батарее Раевского

Когда мне впервые довелось побывать в Доме инвалидов в Париже, где стоит громадный саркофаг с прахом Наполеона, то я был удивлён одним обстоятельством: по окружности зала пантеона в мраморе выбиты названия городов и мест, где происходили главные сражения Бонапарта. Среди них есть Смоленск и Москва. Я спросил местного гида-француза: "А где же Бородино"? "О чём это Вы?" - неожиданно переспросил он...

А на самом деле любому россиянину понятно, о чём идёт речь. Для нас Бородино - это самое главное в той далёкой Отечественной войне. Странно, почему мы воспринимаем фактическое отступление и последующую сдачу Москвы, а значит, поражение в битве под Бородино, как главную победу. На самом деле, ничего странного нет: нам свойственно думать наперёд. В этом и заключается "парадокс русского мироощущения".

Почему мы думали и думаем так тогда и сейчас? Ответом на этот вопрос может стать напоминание о героической стойкости русских солдат в ту великую битву. Хочется напомнить о славном генерале Раевском и его знаменитой батарее, сыгравшей чуть ли не решающую роль в исходе Бородинского сражения.Бородинская битва

"Он был в Смоленске щит, в Париже - меч России". Эти слова на могиле генерала от кавалерии Николая Николаевича Раевского - прекрасная характеристика, о которой мог бы мечтать любой полководец. При отступлении Раевский был в арьергарде, при наступлении - в авангарде. Он принял первое сражение с французами на российской земле под Салтановкой, он же потом первым занял предместья Парижа и вошёл в столицу Франции. Его имя пять раз повторяется в списках героев 1812-1814 годов на табличках Храма Христа Спасителя в Москве. Один раз - за участие в битве под Бородиным. Здесь он был в самом центре, в самой гуще сражения. Здесь потерял более всего своих солдат и офицеров и чудом остался жив.

Отчего же так помнится нам "батарея Раевского" на Бородинском поле? Вспомним, как всё было 165 лет назад. В самом центре русских позиций господствовала высота, называемая Курганной, она оказалась на стыке двух армий. Именно здесь развернулись события, ставшие эпицентром всего сражения. "Видя по положению места, что неприятель поведёт атаку на фланг наш и что сия моя батарея будет ключом всей позиции, укрепил я оный Курган", - писал позднее в рапорте Раевский. На высоте были установлены 18 артиллерийских орудий. Вокруг них насыпали бруствер высотой до двух с половиной метров, прорыли ров почти двух метров глубиной, а впереди на расстоянии ста саженей нарыли ловушек, так называемых "волчьих ям". Батарея была создана за одну ночь.

Описать в подробностях всё происходившее здесь в день сражения в двух словах невозможно. Следует отметить хотя бы то, что сюда был направлен один из главных ударов французской армии, батарея переходила из рук в руки несколько раз, русские взяли в плен французского генерала Бонами, отличились генералы Паскевич и Васильчиков, погиб смертью храбрых генерал Кутайсов, был ранен генерал Ермолов. Когда к концу дня Раевский подсчитал потери своего 7-го корпуса, то отметил, что он "убитыми и ранеными приведён был в совершенное ничтожество". В рапорте он напишет: "Описывать деяния всякого генерала и офицера я не в силах, а отличная их храбрость доказана тем, что почти все истреблены на месте". Корпус Раевского фактически перестал существовать. На следующий день для подкрепления на батарею пришли части дивизии генерала Лихачёва. Оборона продолжилась. Но высоту французы всё-таки взяли, окрестив её "редутом смерти".

Кто знает, что могло бы произойти, если бы не стойкость защитников батареи, если бы французы прорвались и сражение пошло бы по другому сценарию? Однако пример защитников только одной высоты и только одной войны говорит о том, что порой небольшая горстка героев способна повернуть ход истории, спасти судьбу Отечества, написать страницу славы в истории страны.

Почему об этом не помнят или не знают хранители французских саркофагов? Наверное, потому, что не всегда хочется вспоминать о своих неудачах, даже если это и было сражение, на короткое время создавшее иллюзию победы. Иллюзии рассеиваются, а имена и память остаются. Во всяком случае - в памятниках на Бородинском поле.


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU