11 сентября - 150 лет назад началась героическая оборона Севастополя
Устроение Европы после Наполеона в учебниках истории обычно изображается как "торжество реакции". Однако французская революция не ушла из Западной Европы бесследно и "торжество реакции" отнюдь не стало возвращением к дореволюционным порядкам... В странах Запада при бурном развитии капитализма всё слабее становилась социальная база церкви, монархии и сословного строя. "Старый порядок" постепенно менялся. Владельцы древних замков были вынуждены всё более считаться с общественным мнением, которым по-хозяйски умело манипулировали "владельцы заводов, газет, пароходов". В высших сферах стран Запада прочно угнездилось масонское "лобби", а руководимая масонами сеть революционно-демократических организаций покрыла собою всю Европу. Там, где монархия и церковь пытались отстаивать свои ослабленные позиции, разгорались под знамёнами Просвещения, прогресса и демократии революционные движения.
После падения Наполеона европейские государи заключили между собой так называемый Священный Союз, дабы охранить Европу от революционных потрясений и утвердить общеевропейский порядок на христианских и монархических основаниях. Организатором Союза и его реальной силой была Россия.
В ходе революции, охватившей в 1848 г. Западную и Центральную Европу, и после неё явно обозначилось противостояние православной России и открыто действующих в мире антихристианских сил - от финансовой олигархии до радикальных политических движений и всякого рода изуверских сообществ.
Российский дипломат Фёдор Иванович Тютчев был не только великим поэтом-философом. Он стоял у истоков развития в России национально-государственного мышления как православной историософии, идущей от славянофилов к Данилевскому и далее, вплоть до наших дней (А.С. Панарин). Принадлежавший к европейской культурной элите, русский православный христианин, он впервые сказал о религиозном основании исторического противостояния России и Запада. В адресованной западному читателю статье "Россия и революция", написанной под впечатлением событий 1848 г., он заметил: "Россия прежде всего христианская империя; русский народ - христианин не только в силу православия своих убеждений, но ещё благодаря чему-то более задушевному, чем убеждения. Он - христианин в силу той способности к самоотвержению и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы. Революция - прежде всего враг христианства! Антихристианское настроение есть душа революции: это её особенный, отличительный характер".
На глазах у Тютчева распадался Священный Союз. Не последнюю роль сыграла здесь неистребимая в консервативных кругах Запада католическая ненависть к Православной Империи. На базе их соглашения с христоненавистниками - врагами России формировался единый антирусский фронт. Тютчев писал: "Давно уже в Европе действуют только две действительные силы - революция и Россия. Эти две силы теперь противопоставлены одна другой... Существование одной из них равносильно смерти другой". Пророческая верность этих слов со всей силой подтвердилась спустя семьдесят лет.
В годы царствования Николая I (1825 -1855) Россия находилась на вершине могущества. Никогда в истории - ни прежде, ни после - не было так велико влияние Российской державы в мире. После подавления венгерского восстания в 1849 г. Россия обладала полной гегемонией в Центральной и Восточной Европе. Опираясь на величайшую в мире военную силу, император Николай Павлович слыл гарантом монархической Европы от революции, заслужив этим прозвище "жандарм Европы".
Именно в то время могучим фактором общественно-политической жизни Европы стала русофобия. Либеральная и демократическая журналистика несла в массы неведомую народу прежде ненависть к России. Эта ненависть преподавалась в самых разнообразных видах - от хитрого и тонкого пасквиля маркиза де Кюстина до предельно пошлых и лживых карикатур на нашу Церковь, нашу государственность, наш народ. Тогда же в общеевропейский русофобский вой включились молодые голоса Маркса и Энгельса...
У всех на устах были слова "русская угроза". Был создан образ "империи зла", который, прочно укоренившись в сознании западного обывателя, уже никогда из него не уходил.
Пока прогрессивная Европа пугала себя призраком реакционного "русского медведя", наша страна активно развивалась: промышленность и торговля, наука, культура и просвещение в годы правления Николая I шагнули далеко вперёд. Император Николай Павлович, бесспорно, был самым выдающимся правителем России после Петра Великого. В высшей степени ему было свойственно сознание святости царского служения, ответственности перед Богом и народом, над которым он Богом поставлен. В отличие от Екатерины II и своего старшего брата Александра, он не стремился нравиться "просвещённому Западу" и ради этого слыть либералом. Поверхностные наблюдатели обычно характеризуют период его правления как "застой". Это неверно, хотя были и ошибки, и чрезмерная осторожность в подходах к насущным преобразованиям. Но избавление страны от крепостного права Государь полагал важнейшей задачей своего правления. Рабское состояние, в которое крестьянство было загнано при Екатерине, невозможно было ликвидировать, не подготовив для этого предварительно правовую базу. Ради этого велась огромная законотворческая работа. Были приняты и конкретные меры, направленные на облегчение положения помещичьих крестьян...
Крепостное право отрицательно сказывалось как на моральном состоянии российского общества, так и в экономике. Будучи тормозом для развития производительных сил, оно стало причиной технико-экономического отставания России от стран с развитой капиталистической экономикой. Оно обнаружилось и в военной области, когда появилось новое оружие пехоты - нарезные ружья и паровой флот. Ликвидация этого отставания отнюдь не была для России невыполнимой задачей, но казалось, что с этим можно не спешить, имея огромную, блестящую армию и великолепный парусный флот, тем более что кроме Турции не было предполагаемых противников.
Покровительство императора Николая I православным христианам Оттоманской империи, связанные с этим дипломатические демарши и военные демонстрации встретили решительное противодействие султанского правительства, за которым стояли западные державы, и 4 октября 1853 г. Турция объявила войну России.
Русские войска действовали за Дунаем, начали успешное наступление в Закавказье. 18 ноября в ходе кампании обозначился решительный перелом в пользу России: в Синопской бухте адмирал Нахимов полностью уничтожил турецкую эскадру. Вскоре военные действия против России открыли Англия и Франция, и в начале 1854 г. флот союзников вошёл в Чёрное море.
Никто в России, не исключая самого Государя, до последнего не верил в возможность войны "христианских" государств в союзе с Турцией против России. Но в правящих кругах Англии и Франции были настроены решительно: любой ценой "спасать" Турцию, а вернее, под предлогом этого "спасения" помешать утверждению России на Ближнем Востоке. Более того, на Западе надеялись не только "остановить" Россию, но уничтожить её господство на Чёрном море и Кавказе. Ближайшей и главной целью союзников была база русского военного флота на Чёрном море - Севастополь.
13 сентября в городе было объявлено осадное положение, а 14 сентября в Крыму высадились английские и французские войска численностью 62 тысячи при 134 орудиях.
Хорошо укреплённый с моря, Севастополь почти не имел укреплений со стороны суши. За короткое время талантом инженера-фортификатора Э.И. Тотлебена, трудом солдат, матросов и жителей города была возведена глубоко эшелонированная система укреплений. Чтобы заблокировать для союзников подход к городу с моря, на рейде была затоплена часть флота. Сошедшие на берег с орудиями и корабельным имуществом экипажи стали душою обороны, бесстрашные матросы на бастионах Севастополя стали известны всей России как "нахимовские львы".
Оборона продолжалась 349 дней. За это время неприятель обрушил на город 1 млн 356 тыс. артиллерийских зарядов. Но уничтоженные вражеским огнём укрепления по ночам восстанавливались, шла интенсивная подземно-минная война, и в ней русские неизменно брали верх. Большими силами защитники Севастополя совершали ночные вылазки. Севастополь держался героизмом своих защитников. Характерной приметой той войны была изоляция России. Кроме стран, ведущих против неё войну (Англия, Франция, Турция, Сардиния), открыто враждебную ей позицию заняли Австрия, Швеция и даже США. Ведя войну в Закавказье, охраняя огромную границу от готовящегося удара в спину, Россия не могла создать в Крыму численный перевес. В ходе общего штурма 27 августа 1855 г. французам удалось овладеть - ключевым укреплением Севастополя - Малаховым курганом. По приказу главнокомандующего в ночь на 28 августа русские войска оставили южную часть города и перешли по плавучему мосту на северную сторону. Как их отцы и деды при Бородине, они отступили непобеждёнными. Севастополь не сдался, врагу достались лишь развалины. Продолжение войны с Россией для западных союзников потеряло смысл. Обороной Севастополя были сорваны их первоначальные планы - отторгнуть от России Крым и Кавказ и тем в корне подорвать российское великодержавие. Вскоре был заключён мир, а спустя двадцать лет военная мощь России на Чёрном море возродилась, и вновь открылся для России её главный путь, путь Империи - на Царьград.
Севастополь