8 сентября - 90 лет со дня героической гибели русского лётчика Петра Николаевича НЕСТЕРОВА
Несмотря на целенаправленное разрушение всего национального добровольными и оплаченными из-за рубежа предателями России, наши военные самолёты до сих пор остаются лучшими в мире. Как это оказалось возможным? Конечно, благодаря тому, что в предыдущие десятилетия у нас был осуществлён в этой области такой задел, которого хватило и до сих пор. А реализован он был, в конечном счёте, благодаря не индустриализации, а мечте. Россия вошла в XX век полная надежд и устремлений, и одним из них было устремление к небу и полётам. На этом психологическом фоне появились в России три великих романтика неба - Циолковский, Жуковский и Нестеров. Последний стал связующим звеном между мечтой и её воплощением: думающий инженер и гениальный пилот, он первым доказал, что "воздух держит со всех сторон", а не только снизу, и, тщательно проведя все расчёты вместе с Жуковским, совершил знаменитую "мёртвую петлю". Пётр Николаевич Нестеров, вспомнить заслуги которого нам тем более уместно, что 8 сентября исполняется 90 лет со дня его гибели в воздушном бою, где он впервые применил таран, сделал Россию колыбелью и хранительницей искусства высшего пилотажа. Это превратило в искусство и наше авиаконструирование, каковым оно остаётся и до сих пор, почему пока и является недосягаемым по своему уровню для других стран, где оно представляет собой чистую технику.
Отдавая себе отчёт в превосходстве наших боевых летательных аппаратов, наши враги попытались создать и развернуть систему противоракетной обороны, основанную на использовании орбитальной группировки спутников и других космических объектов. Как тогда говорили и писали, положили начало "звёздным войнам".
Тогда нами был подготовлен быстрый, надёжный и гениальный ответ, который свёл на нет всю затею со "звёздными войнами". Был создан единственный в мире самолёт, способный достигать таких высот и скоростей, что мог сбивать своими специальными ракетами любые вражеские объекты, находящиеся на околоземных орбитах.
Это был, и до сих пор ещё не всем известный, тяжёлый истребитель МиГ-31, который и ныне является лучшим представителем своего класса. Это ещё раз подтвердили 23 мировых рекорда для самолётов со взлётным весом 35-45 тонн, установленные пилотами российских ВВС в сентябре 2003 года.
На сегодняшний день и в ближайшей перспективе наиболее эффективными направлениями использования МиГ-31 является его применение в качестве ударного самолёта с дальностью действия высотного оружия более 1000 километров; самолёта-разведчика, работающего в перспективном информационном пространстве. Руководство ВВС проявляет озабоченность судьбой лучшего в мире тяжёлого истребителя, но финансовые ресурсы, выделяемые на модернизацию и развитие самолёта, не обеспечивают и десятой доли реальных потребностей. А ведь МиГ-31 - это "интеллектуальная нефть" нашей страны и может быть использован для экономической, политической и военной выгоды.
Почему именно сегодня Миг-31 дождался своего часа? Вспомним, какими ещё недавно были компьютеры, для размещения которых требовалось несколько комнат, какими были мобильные телефоны, для переноски которых многие владельцы использовали специальных помощников. Теперь всё это с лёгкостью помещается в кармане или в руке. Какими были и являются сейчас искусственные спутники Земли, выводимые на околоземные орбиты? Они весят сотни, тысячи килограммов.
Благодаря стремительному прогрессу в области нанотехнологий, новым системам жизнеобеспечения и питания появилась возможность создания качественно новых спутников. Такие аппараты, обеспечивающие тот же и даже больший набор услуг в области телефонной и радиосвязи, телевидения и Интернета, весят уже один, десять - максимум 100 килограммов! Анализ современных научных достижений позволяет сделать уверенный прогноз о смещении производства и использования спутников в сторону лёгких и перераспределении задач между классами спутников. По данным мировых статистических обзоров, в начале XXI века число запусков спутников массой 100-3000 кг уменьшилось на 35%. Число же планируемых к запуску спутников массой 1-100 кг возросло на 68%.
В результате возникает явное противоречие: с одной стороны - спутник весом 10 кг и, с другой - многомиллионные стационарные стартовые комплексы, многотонные и дорогостоящие ракеты-носители. Причём одноразового использования. Существующие сегодня системы запуска стационарного базирования становятся экономически несоответствующими новой ситуации.
В качестве основной альтернативы на первый план выходят системы запуска спутников с воздушных платформ. Применение самолётов в качестве ступеней (первой и второй) выведения спутников позволит отказаться от создания и использования стартовых комплексов прошлых лет, позволит повысить оперативность при выборе места и времени запусков. Сегодня в условиях, когда каждый запуск ракеты-носителя планируется на годы вперёд, возможность осуществить оперативный запуск малого спутника и создать за короткий срок целую орбитальную группировку может обеспечить важное преимущество по многим направлениям.
Стартовая позиция России в этом деле более чем предпочтительная, в первую очередь благодаря наличию разгонщика первого этапа - самолёта МиГ-31, который максимально приспособлен для решения этих задач. Он уже сегодня способен вывести ракетную ступень весом до 10 тонн на высоту более 20 км и обеспечить её стартовую скорость 3000 км/час. Кроме того, достаточно широк выбор отечественного ракетного носителя под каждую заданную траекторию с возможностью адаптации к самолёту-платформе. Один МиГ-31 имеет возможность выводить на орбиту по несколько спутников в день! На что в обычных условиях уходят многие месяцы и многие миллионы рублей.
"Тридцать первый" предоставляет широкие возможности в освоении ближайшего космоса с целью создания структуры, на базе которой могут развиваться аэрокосмические силы ВВС России, решаться задачи использования ближнего космоса для нужд геофизики, метеорологии, экологии, информатики, для прогнозирования аномальных явлений природы. В мире существует широкий спектр финансируемых геофизических задач, которые можно решать с использованием МиГ-31, способного запускать серию геофизических ракет, зондирующих пространство до высоты 60-80 км.
Лётно-технические характеристики МиГ-31 делают комплекс уникальным по высоте и площади области исследований, а также скорости перемещения в исследуемом пространстве. На земле работу обеспечивают метеорологические и информационные системы. Дальнейшее совершенствование комплекса происходит включением в обработку материалов низкоорбитальной системы спутниковой связи.
Россия, стремясь сохранить статус мировой авиационно-космической державы, может позволить себе в сложившихся экономических и политических условиях только сильные и высокоинтеллектуальные ходы. Аэрокосмические системы освоения ближнего космоса, состоящие из самолётов-платформ, должны стать самостоятельным инженерным, организационным и финансовым видом деятельности в рамках государственной федеральной программы.