В начале июля прошёл IV внеочередной съезд политической партии "Родина". Главным его итогом стало упразднение института сопредседателей и избрание единственного председателя, подотчётного только партийному съезду. Лидером "Родины" де-юре стал заместитель председателя Государственной Думы Дмитрий Олегович РОГОЗИН, давно уже являющийся им де-факто. Он и выступил с программным докладом под названием "О политическом моменте и целях партии".
Его устами "Родина" заявила об оппозиционности действующему правительству. Причиной этого стал, прежде всего, представленный правительством законопроект о монетизации льгот, одобренный Госдумой в первом чтении. "Родина" требует отставки ряда министров - например, Михаила Зурабова, Германа Грефа, Алексея Кудрина.
- До тех пор, пока правительство не примет мер для возвращения России статуса социального государства, мы будем считать себя решительной оппозицией этому правительству, - заявил Дмитрий Рогозин.
Стратегические планы "Родины" - не засиживаться, по примеру КПРФ, в "блиндаже оппозиции", а "взять парламентское большинство и сформировать то правительство, которое нас будет устраивать". В борьбе за власть партия будет опираться на профсоюзы, которые, по мнению Рогозина, должны "стряхнуть с себя коллаборационистов в лице профсоюзных лидеров, продавшихся "Единой России". По его словам, правящая партия давно "съехала в крайне правый угол" российской политики. "Они не только встали на место СПС, но и затмили СПС", - считает партийный лидер.
Дмитрий Рогозин подверг резкой критике политику российского руководства на Северном Кавказе. Россия, уверен он, должна более жёстко отстаивать свои интересы на постсоветском пространстве. "Наша Родина - СССР! - провозгласил Рогозин. - Мы обязаны сегодня, не тратя времени, проявить политическую волю и принять, наконец, решение о том, что непризнанные республики Абхазия и Южная Осетия должны войти в лоно российской государственности. Это наша земля, наши граждане, наш народ. И международное право на нашей стороне".
Рогозин подчеркнул также, что правительству РФ следует больше заботиться о защите прав российских граждан за её пределами - это, в частности, касается ситуации с осуждением двух российских граждан в Катаре. В связи с необходимостью перекрытия наркотрафика он призвал закрыть южные границы России и ввести в сопредельных с нашей страной государствах на этих рубежах визовый режим.
Лидер партии также заявил о необходимости введения в Чечне прямого президентского правления и консервации всех чеченских нефтепромыслов. Делегаты съезда выразили свою поддержку программной речи лидера партии бурными аплодисментами.
Как считает большинство экспертов, вскоре "Родина" может занять место крупнейшей оппозиционной партии России. "Мы никогда не вмешивались и не провоцировали проблемы внутри КПРФ", - пояснил Дмитрий Рогозин и предложил коммунистам присоединяться к "Родине", которая "готова принять в свои ряды все патриотически настроенные силы".
2. БЛОК-ФРАКЦИЯ-ПАРТИЯ
Блок "Родина" был учреждён тремя политическими партиями. Одна из них - самая крупная - Партия российских регионов - в феврале претерпела трансформацию и была преобразована в политическую партию "Родина". Она сегодня является носителем бренда. Такова наша непростая совместная история. Поскольку партия "Родина" является носителем названия одноимённого блока и, в соответствии с решением Центризбиркома, без её участия невозможно использование данного именования "Родина" при формировании блоков и избирательных объединений по всей Российской Федерации, было бы неоправданным терять результаты победы, достигнутые нами 7 декабря, и распускать именно партию "Родина". Что касается "Народной воли" и Социалистической единой партии "Россия", то на съезде партией "Родина" однозначно было заявлено о готовности вести консультации со всеми и, прежде всего, со своими союзниками по блоку "Родина", на предмет интеграции в рамках единой партии. Время на это у нас есть, но торопить события я не хочу, потому что всякий раз за любым решением стоят люди, их судьбы, их амбиции, и вопрос этот очень деликатный. Однажды мы уже столкнулись с конфликтом, это было в январе-феврале сего года. Поэтому моя задача как руководителя партии, избранного съездом, и как в каком-то смысле политического управленца, менеджера склеить то, что склеить тяжело - человеческие амбиции, лидерские качества ярких людей в единый сплав, который будет основой для предстоящих баталий на политическом фронте.
Дмитрий Олегович Рогозин, руководитель фракции "Родина"
3. ЧЕМ ГРОЗИТ РОССИИ МОНЕТИЗАЦИЯ ЛЬГОТ?
Вопросы к Олегу Васильевичу Шеину, члену комитета Госдумы по труду и социальной политике:
- Олег Васильевич, Государственная Дума приняла так называемый "закон о монетизации льгот". Фракция "Родина" солидарно проголосовала "против". Поясните, в чём причина столь негативного отношения к правительственному законопроекту?
- На самом деле заявления о том, что Государственная Дума приняла закон, концепция которого состоит в замене льгот на деньги, не соответствуют действительности. Такая замена совершается только для очень небольшого числа льготников - это участники войны, их вдовы и приравненные к ним лица, общим числом порядка двух миллионов человек. Хотя льготы по оплате за телефон и проезд в транспорте не подлежат индексации, а рост цен на эти виды услуг гораздо выше, чем в среднем по стране, рано или поздно компенсации, зафиксированные в законе, будут просто съедены общим ростом цен в стране.
- Кто наиболее существенно пострадает от монетизации льгот?
- Льготы потеряют все без исключения российские инвалиды, а вот деньги получат далеко не все из них. По оценкам Всероссийского общества инвалидов, из десяти миллионов человек только три миллиона смогут получить денежные компенсации. Вместо групп инвалидности введено такое понятие, как степень утраты трудоспособности, и по установкам Министерства здравоохранения очень многие инвалиды, в особенности третьей группы, считаются полностью трудоспособными. С нового года эти люди потеряют льготы, но не получат денег.
Ветераны труда, труженики тыла, репрессированные, сельские врачи и учителя теряют льготы, включая льготы по ЖКХ, без каких бы то ни было денежных компенсаций. Статьи 20, 22 и 23 Закона "О ветеранах", статья 56 Закона "Об образовании", статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан фактически отменяются. Федеральных льгот у этих людей не предвидится - будет лишь призрачная надежда на то, что регионы введут свои местные законы. А вот если этого не случится, то с нового года всем им придется платить за услуги ЖКХ в два раза больше, а если ещё учесть рост инфляции и новый Жилищный кодекс... Произойдёт обрушение жизненного уровня, причём в первую очередь это коснётся тех, кто проживает на селе, потому что там коммунальные услуги гораздо дороже, чем в городе. Сельские труженики тыла и сельские ветераны труда фактически оказываются на улице. Кстати, вслед за ликвидацией их льгот рухнет и коммуналка, лишившись денег, поступавших от государства в порядке компенсации за льготы.
- Действительно ли с введением новых правил ликвидируется Единая тарифная сетка?
- Сегодня учитель самого высокого, четырнадцатого, разряда получает ставку в размере примерно 1850 рублей - она гарантирована федеральным законодательством. И если у региона нет денег, руководство может обратиться в правительство и сказать: вы установили тарифную ставку, у нас не хватает средств, чтобы выплатить заработную плату людям, - дайте нам денег, чтобы выполнить эти обязательства. Теперь Единая тарифная сетка ликвидируется, а сам размер заработной платы утверждают даже не регионы, а органы местного самоуправления. То есть для сельской школы размер зарплаты учителей будет утверждать село. Именно это, а не что-нибудь иное, написано в тексте законопроекта.
Ликвидируется грошовое 70-рублёвое детское пособие. В Госдуме была дискуссия о том, чтобы поднять его до 300-400 рублей. А чего его поднимать, говорит правительство? Можно взять - и просто ликвидировать, предложив регионам устанавливать размер ежемесячного детского пособия по своему усмотрению.
Ликвидируются надбавки за работу на Севере. Они остаются только у федеральных работников прокуратуры, судов, ФСБ. Это не просто антисоциальная, но ещё и антигосударственная политика, которая повлечёт за собой дальнейший выезд населения с этих территорий, разрушение всей социальной инфраструктуры на Севере. По сути, это предложение правительства направлено на уничтожение целостности Российской Федерации.
Ликвидируется право получения лекарств по льготным ценам для диабетиков, для больных туберкулёзом, для тех, кто страдает детским церебральным параличом. И это ещё далеко не всё...
- Существуют ли расчёты, показывающие, сколько выиграет государство от такой замены реальных льгот мифическими денежными компенсациями?
- По расчётам правительства, сейчас люди имеют право получить льготы почти на 3 трлн рублей. Эти льготы ликвидируются, и вместо них вводится некая государственная помощь (выдаваемая отнюдь не всем, кто теряет льготы) в размере 170 млрд рублей. И нам говорят, что 170 миллиардов - это лучше, чем 3 триллиона! В России нашлось всего 5 из 89 субъектов Федерации, где и законодательные собрания, и губернаторы согласились с концепцией, предложенной правительством. Всего 24 губернатора из 89 дали на этот законопроект положительные заключения. Я уже не говорю о муниципалитетах...
71 регион из 89 сегодня живёт на дотации из федерального бюджета и не может покрыть даже существующие расходы. Откуда же у региона будут деньги для того, чтобы сохранить надбавки, компенсации, льготы по ЖКХ на местном уровне? Поэтому данный закон, с точки зрения фракции "Родина", является антиконституционным и, по сути, представляет собой попытку антигосударственного переворота, потому что пересматривает основы Конституции Российской Федерации.
4. ЛУКАВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
Вопросы Сергею Юрьевичу Глазьеву, члену комитета Госдумы по охране здоровья:
- Сергей Юрьевич, Российское правительство рапортует об увеличении темпов экономического роста, но жизнь большинства россиян не становится лучше. Можно ли верить отчётам Белого дома?
- В России не осталось независимых исследовательских центров, которые давали бы адекватные оценки уровня инфляции. Субъективные переживания граждан говорят о том, что уровень инфляции примерно в два раза выше того, что демонстрирует официальная статистика.
Только экспортёры сырья и монополисты чувствуют себя в России неплохо, но они не генерируют экономический рост. Нынешняя политика соответствует их интересам и направлена на дальнейший демонтаж механизмов государственного регулирования экономики. Сегодня наблюдается очередной виток инфляции, связанный с тем, что монополисты вздувают цены. При этом сектор экономики, включающий в себя три четверти работающих граждан, - обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, строительство, социальная сфера - фактически не может свести концы с концами, хотя именно в этом секторе сосредоточен весь потенциал экономического роста.
- Можно ли в такой ситуации считать большим достижением профицит государственного бюджета?
- Наше правительство и государство в целом формально являются банкротами, потому что не выполняют практически ни один норматив финансирования социальной сферы, установленный федеральными законами. Не выполняется закон о науке, согласно которому расходы на неё должны быть втрое выше, чем сегодня выделяется из бюджета, не выполняется закон об образовании, о культуре, о здравоохранении, закон о ветеранах, инвалидах. У нас крайне низкие заработные платы работников бюджетной сферы, вопиющие проблемы детской беспризорности, массовой бедности. Дефицит средств на выполнение социальных обязательств составляет более 400 млрд рублей. Тот профицит, который показывается формально, - это лукавство. Он возникает не потому, что у государства больше денег, чем обязательств, а потому, что государство цинично не выполняет свои обязательства перед обществом.
- Выходит, что на самом деле в России просто нет денег?
- Нет, такая ситуация складывается потому, что мы позволяем беспрепятственно увозить из России огромные сверхприбыли от эксплуатации наших природных ресурсов. Наша страна теряет примерно 50 млрд долларов ежегодно, перемещаемых за границу. Это и платежи по внешнему долгу - 17 млрд долларов, это и действия Центробанка, который покупает иностранную валюту вместо того, чтобы расширять кредитование российской экономики, это и невозврат валютной выручки от экспорта сырья. Для того, чтобы людей ввести в заблуждение и не принуждать олигархов к возврату доходов в Россию, и придумали историю про липовый бюджетный профицит. На самом деле в бюджете огромный дефицит денег на невыполнение социальных обязательств, и мы должны ставить вопрос об увеличении бюджетных доходов.
- Каким образом этого можно добиться?
- Я уже в который раз предлагаю принять закон "О налоге на сверхприбыль на недропользователей", позволяющий вернуть в бюджет 300 млрд доходов, которые сегодня уходят из России. Мы предлагаем усилить и валютный контроль. Совершенно очевидно, что бюджет недополучает доходы от эксплуатации природных ресурсов, хотя во всех странах мира, где есть богатые месторождения полезных ископаемых, действуют механизмы изъятия природной ренты в доход государства. Они предполагают учёт доходов и расходов по каждому месторождению - это принципиальный вопрос. Когда мы всех подряд обкладываем одним и тем же налогом, он автоматически добавляется в цену товара, и фактически его начинает платить потребитель. А если мы оцениваем доходы и расходы дифференцированно по каждому месторождению, у нас есть возможность действительно вычленить эту природную ренту и вернуть её собственнику этого дохода.
- Каков объём средств, которые получит государственный бюджет в случае введения налога на сверхприбыль - ту часть прибыли, которая образуется за счёт уникальных свойств месторождений полезных ископаемых?
- По нашим подсчётам, по нефтегазовой отрасли объём природной ренты составляет около 40 млрд долларов ежегодно. Всего объём природной ренты, с учётом доходов, образуемых в металлургии и в гидроэнергетике, составляет около 50 млрд долларов. От нефтегазовой отрасли за счёт налога на сверхприбыль недропользователей мы могли бы уже в этом году получить около 300 млрд рублей. Если мы эти доходы не вернём государству, то большая их часть просто останется за рубежом - вместе с валютной выручкой от экспорта нефти.
Когда мы говорим о введении налога на сверхприбыль, мы тем самым экономически принуждаем нефтяные компании вкладывать больше денег в развитие - в геологоразведку, обустройство месторождений, - потому что эти расходы будут вычитаться из налогооблагаемой базы.
5. НУЖНА КОМАНДА: "В НАСТУПЛЕНИЕ!"
Вопросы Андрею Николаевичу Савельеву, заместителю председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками:
- Андрей Николаевич, есть ли, по-Вашему, у России стратегия действий на территории постсоветского пространства?
- Она начинает прорисовываться, доказательством чему служит выступление Президента Владимира Путина на совещании послов и постоянных представителей России. Президент, похоже, пришёл к тому же выводу, что и многие эксперты, давно призывавшие реформировать систему Министерства иностранных дел и придать внешней политике характер превентивности, а не вялой реакции на уже происшедшие события.
Отношениям с СНГ нужно придать максимально привлекательный характер, уйти от пустословных великодержавных заявлений в противовес реальной великодержавной деятельности. Реальное великодержавие звучит, например, в такой фразе президента: "Мы должны использовать любую возможность для участия России в формировании справедливого миропорядка, отвечающего интересам безопасности и социально-экономического развития нашей страны". Это заявка на мировую роль России, и именно этого ждут от человека, которому по Конституции положено возглавлять внешнеполитическую деятельность страны.
В выступлении на совещании послов президент принципиально по-иному определил деятельность РФ на пространствах СНГ. Он сказал о необходимости создания в странах Содружества крупных информационно-культурных центров для работы с соотечественниками. Это пожелание прозвучало впервые и является реальным шагом к тому, чтобы признать соотечественников частью российской нации, а не "нахлебниками" и "незваными гостями", какими видит их российская бюрократия.
- Какова, на Ваш взгляд, российская составляющая событий, разворачивающихся в последние месяцы вокруг Южной Осетии?
- Мне кажется, что позиция России по Южной Осетии принципиально не отличается от её позиции по Аджарии. Вести более энергичную и открытую политику наш МИД пока не способен. Мы стоим перед необходимостью решать вопрос принципиально - в Государственной Думе лежит обращение юго-осетинского парламента с просьбой о признании независимости этой республики. Для этого есть все основания. Если бы Дума заявила о начале рассмотрения обращения парламента Южной Осетии, это показало бы грузинским властям, что они натолкнутся на очень жёсткое противостояние со стороны России.
- Но такой демарш означает полный разрыв всех отношений с Грузией?
- Россия этого делать не станет, а вот Грузии, если она захочет порвать отношения, будет очень тяжело. Суверенитет Грузии подорван действиями самой грузинской власти - Тбилиси не способен ни поддержать экономику страны, ни обеспечить её территориальную целостность. Мы, скорее, должны иметь дело с непризнанными республиками Абхазией и Южной Осетией, которые двенадцать лет доказывают свою дееспособность в самых тяжёлых условиях войны, экономической блокады и провокаций. Печально, что в этой ситуации ни у министра иностранных дел, ни у президента не находится политической воли для того, чтобы решить вопрос принципиально. "Родина" выступает за признание независимости Южной Осетии и Абхазии. Воссоединение Южной и Северной Осетии - естественное и благородное дело, мы будем этого добиваться.
- Разрешима ли в принципе проблема непризнанных государств?
- Безусловно, если Россия перестанет постоянно думать о том, что скажут по поводу наших действий за океаном. Активизация США в этом направлении вполне понятна. Их доктрина защиты свободы по всему миру не отменена и всегда стоит на повестке дня. С другой стороны, у США имеются большие проблемы в Ираке, от которых хотелось бы отвлечь внимание мировой общественности. Возникает необходимость создания новых горячих точек - и они вновь разгораются в Закавказье и Приднестровье. Действия латвийских властей против русской общины также происходят не без рекомендаций Соединённых Штатов.
Россия же не идёт дальше оглашения своих интересов в этих регионах. Реальных действий крайне мало, они запаздывают не на месяцы, а на годы. Когда-то надо отдать команду: "В наступление!", начать действовать инициативно, поворачивать вспять процесс, который ведёт к тому, что сама государственность России будет поставлена под вопрос.
- Каков Ваш прогноз итогов президентских выборов на Украине? Какова роль России на этих выборах?
- Хотелось бы, чтобы к власти на Украине пришёл пророссийски ориентированный политик, понимающий, что Украина в её нынешнем положении - "провалившееся государство" с точки зрения и политики, и экономики. Пока на Украине не созрела сила, способная отодвинуть нынешнюю политическую элиту - предательскую по отношению к интересам собственного народа. Такая сила только начинает складываться. Эти процессы в России и на Украине идут параллельно и когда-то соединятся в точке, где и та, и другая сторона придут к выводу, что пора воссоединять геополитическое пространство. Это будет означать создание новой великой державы, возвращение мировой роли исторической России.