21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы
Святые отцы говорят, что враг рода человеческого может предстать в образе ангела света, даже в образе Иисуса Христа, потому советуют нам всяческие видения и не отвергать и не принимать, но вот образ Матери Божией тёмные силы никогда принять не могут. В этом видно смирение Сына Божия пред Своей земной Матерью, Его указание на то, что Она - Нерушимая наша Стена и Предстательница.
Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был в райских обителях, он видел там многих святых, видел ангельские чины, но не видел Матери Божией. "А где же, - спросил он, - Матерь Божия?" "А Её здесь нет, - отвечают ему, - Она на земле".
И действительно, Она не оставила нас, по земле ходит. На Почаевской горе и близ Пюхтицкого Успенского монастыря даже след Её стопочки есть. Многие монастыри на Руси основаны по Её указанию. При строительстве великой Успенской церкви в Киево-Печерском монастыре Она, по преданию, даже Сама явилась византийским архитекторам и повелела им плыть в Киев. И столицу Руси из Киева во Владимир святой князь Андрей Боголюбский перенёс по указанию Богородицы. Ныне в исторической перспективе, мы видим Божественную премудрость в этом деянии. Наша православная вера особенно Матерь Божию прославляет. И человек, уклоняющийся от истины, прежде всего от любви Божией Матери уклоняется. Протестанты, сектанты говорят: "А кто Она такая? Обычная женщина..." Потом и крест с себя снимают: "Он у меня в душе". А потом оказывается, что в душе той ничего, кроме гордыни и фарисейской внешней "праведности", и нет.
Все мы знаем, как подл и низок, в какую нравственную бездну скатывается человек, отрёкшийся от своей земной матери. А какая участь ждёт в вечности того, кто отрёкся от Божией Матери, положившей начало нашему спасению, совершившей подвиг Рождества нашего Спасителя, любящей каждого из нас, несмотря на все наши заблуждения и скверны?..
Вся история человечества до Рождества Пресвятой Богородицы имела единственный неведомый миру смысл: подготовить явление чистейшего и величайшего в своём смирении сосуда, способного вместить Невместимого Сына Божия.
Прошли тысячелетия, прежде чем стало возможным Рождество той, Которая явила в Себе Святая святых, подобие которого, прообраз, было в ветхозаветном храме. И ныне мы празднуем то, что в нашем грешном мире могла родиться такая Дева не от непорочного зачатия, как утверждают католики, а от подобных нам людей, праведных Иоакима и Анны. Память их мы будем праздновать на следующий день после Рождества Богородицы.
Как могла случиться такое непостижимое чудо? Только по милости Божией, конечно. Вот в чём радость нынешнего праздника: явилась Та, в Которой Сам Бог мог найти Себе приют. Все мы можем вместить в себя очень мало благодати, которой Бог каждого из нас готов одарить щедро. Она же смогла стать благодатной более Херувимов и Серафимов. Она смогла стать благодатной в безмерной полноте, когда сделала свободный выбор, сказав: "Се, Раба Господня, будет мне по глаголу твоему". Вот бы и нам хоть малую толику такой решимости!.. В ней - спасение души.
Увы, мы слабы и непостоянны, слепы и себялюбивы, страстны и пристрастны. Всё это не даёт место благодати в наших душах. Но и мы можем стремиться следовать совету святых отцов: "Упал - встань. Опять упал - опять встань". И так до самой смерти". И будем молиться Богородице, чтобы Она помогла нам освободиться от душевной расслабленности, хоть малым подвигом очистить свои души для благодати Божией. Она - поможет, Она - не оставит. Её любовь к нам безгранична.