Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Тихвинская икона Божией Матери
Июль 2004

Содержание номера       Главная страница номера

Братия и сестры! Поздравляем Вас!
В Россию вернулась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери!
Слава Богу!

Горсть добра

Николай Александрович СУКОВАТКИН

Времена, когда благородство и честь считаются идиотизмом

 135 лет назад Ф.М. Достоевский завершил роман "Идиот"

Режиссёру Владимиру Бортко 21 апреля была вручена премия А. Солженицына - "за вдохновенное кинопрочтение романа Ф.М. Достоевского "Идиот", вызвавшее живой народный отклик и воссоединившее современного читателя с русской классической литературой в её нравственном служении".

Премию получил и актёр Евгений Миронов - "за проникновенное воплощение образа князя Мышкина на экране, дающее новый импульс постижению христианских ценностей русской литературной классики".

Телесериал действительно имел всенародный успех. И необычность этого успеха заключалась в том, что, наверное, впервые за последнее десятилетие популярной на телеэкране оказалась не история бандитских разборок или "мыльная опера", а русская классика в её выдающемся кинопрочтении. Оказалось, на удивление многих, что наш народ жаждет серьёзного кино, что он испытывает ностальгию по отечественной классике. У зрителя наконец-то появилась возможность отдохнуть от новорусского сленга и насладиться прекрасным русским языком Достоевского.

После просмотра первой серии уже хотелось аплодировать тем, кто сумел именно так прочесть и именно так сыграть этот кинороман.

"Идиот", наверное, самый загадочный из всех великих романов Достоевского. С чем это связано: с тем ли, что Достоевскому, по собственному признанию, не удалось "выразить в нём и десятой доли того, что он хотел выразить", с тем ли, что мрак и свет сходятся здесь в, казалось бы, неразрешимом противоречии, - Бог весть. Просмотреть "Идиота" - значит попытаться понять, почему князь Мышкин, человек, который был честнее, благороднее, добрее и умнее других, не смог помочь тем, кому это было так нужно? Это значит задуматься, почему автор романа, замыслив своего героя, наделил его не силой и волей, а только простодушием, целомудрием, кротостью, детской добротой? Это, наконец, попытка объяснить самому себе, почему идеального героя Достоевский увидел в странном, больном, страдающем судорогами и припадками, молодом человеке и что стоит его любовь-жалость к Настасье Филипповне, если такая любовь губит и его и её? Не поставлена ли под сомнение в связи с этим сама идея христианской любви?

Ощущение этой непознанной ещё тайны передаёт и телероман. Мне кажется, князь Мышкин, в режиссёрском решении Владимира Бортко, всем сердцем чувствует трагичность того, что он, как бы ни желал, не может в этом мире раскалённых эгоистических страстей утешить, возродить даже одну исстрадавшуюся женскую душу. И в то же время в каждом, с кем сталкивается князь, он пробуждает - хоть на мгновение - лучшие качества, высокие чувства, и люди, погрязшие в мелочных дрязгах, озлобленные и отчаявшиеся, чудесным образом преображаются. Пусть на мгновение, но именно в этот миг преображения человек успевает ощутить Христа в своём сердце.

И светятся тихим светом обжигающе-чёрные глаза Настасьи Филипповны при встрече с князем, и преображается искажённое мучительной гримасой ненависти лицо Рогожина при встрече со своим смертельным соперником, и лютая ненависть то и дело уступает место братской любви.

И пусть слаб, беспомощен, неизлечимо болен князь Мышкин, пусть бессильна его доброта, - всё равно теплится надежда, что от поколения к поколению протянется нить, связывающая и передающая заветы любви и братства, торжество света над тьмой. Может быть, потому и удался кинороман, что князь Мышкин, вызывающий бесконечное сочувствие и сострадание, всё же далёк от идеального героя. Может быть, потому и удалась киноверсия романа, что христианская миссия князя Мышкина здесь показана во всей её трагичности, ибо трагично добро в мире, лежащем во зле. Может быть, потому и

удалась актёру его невозможно сложная роль, что он чувствует слабость своего героя, который так и не стал сильнее своих страданий. И глаза князя - это глаза человека, которые отражают все оттенки трагической души, спокойно глядящей в глубину самой себя и в глубину Божьего Mipa, в бесконечность и вечность. И не болезнь играет Евгений Миронов, - он играет "высокую болезнь", невозможность жизни, когда принимаешь на себя страдания всех вокруг, неизбежность креста. Он надорвался. Он с ума сошёл с этими людьми, которые больны гордыней, но которых всё равно жалко. Какие же у нас есть актёры! Евгения Миронова и звездой не назовёшь. Это что-то поразительное.

И, наконец, не могу не поделиться впечатлением от просмотра финальной сцены - встречи в швейцарской клинике генеральши Епанчиной (которую блистательно играет Инна Чурикова) с безнадёжно больным князем. Врач лечебницы объясняет ей, что князь её не услышит и не поймёт. Но она не обращает на это внимания и совершенно по-житейски, неторопливо, рассказывает ему обо всех. Она целует князя в голову и говорит: "Князь, выздоравливай и возвращайся в Россию. Эта заграница одна фантазия. И все мы за границей одна фантазия. Ведь ты сам видишь". И тут на его лице проступает эта мучительная полубезумная-полусчастливая улыбка. Наверное, он что-то видит. Или слышит.

О киноверсии романа и его киногероях написано немало отзывов, иные из них похожи на приговор инквизиции. Но неоспорим факт грандиозного зрительского успеха экранизации "Русской серии" (так назывался фильм в телепрограммах), и стало очевидно, что роман "Идиот", спустя 135 лет после его написания, стал национальным бестселлером, что у нас появился свой настоящий русский сериал.



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU