Чему могли бы научиться христиане у Царя-мученика? Я помню, как противники канонизации в своё время задавали этот вопрос. Я не думаю, что состоявшееся прославление сняло этот вопрос. Наоборот, он сейчас звучит ещё более актуально. На самом деле, тогда это были чьи-то сомнения, а теперь речь идёт о нашем следовании за святыми. Что в их подвиге, на Ваш взгляд, является наиболее ярким?
И. Артамонова, г. Владивосток
Мне приходилось не раз писать о том, что Царственные мученики - икона семьи. Образ законной власти, явленный накануне прихода власти беззакония.
А сейчас хочется сказать о другом. Святой Царь-мученик Николай Александрович обрёл Царство Небесное "царства земнаго лишением". Так поётся ему в тропаре. А в общей службе мученикам есть слова "доблии ваши купли". О святом равноапостольном князе Владимире, который часто на иконах изображается вместе с Царём-мучеником, Церковь свидетельствует: "Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера".
Христос уподобляет Царство Небесное человеку, который видит возможность приобрести драгоценную жемчужину. Не колеблясь, он продает всё, что имеет, чтобы купить её. Для него она стоит всего остального. Она становится делом всей его жизни. С нею он богат.
Всякий, кто узнает, что такое Царство Небесное, испытывает радость обретения бесценного сокровища. Царство Небесное есть не что иное, как Сам Христос. Он -это сокровище, эта драгоценная жемчужина. Узнать Его - счастье и смысл жизни всякого человека. Но он должен на самом деле отдать всё, ради Него. Христа невозможно обрести, не продав всё остальное. Обмен этот - земное на небесное - выгоден. Приобретение несравнимо ни с чем. Но это требует нашей всецелой отдачи. Иметь то и другое одновременно - невозможно (хотя можно быть царём земного царства, но при условии, что земное не существует без небесного).
Что значат немногие радости и почести, которые человек может иметь в своей жизни, по сравнению со Христом - тем, что дороже всего! Эта вера требует мужества, правды и верности, когда "кругом измена, трусость и обман".
Наступают времена, когда никто не может устоять, не имея мужества. И о Царстве Христовом в Апокалипсисе сказано, что боязливые и неверные - вне его, вместе с убийцами, прелюбодеями и идолослужителями. И в молитве к Царственным мученикам и всем новомученикам и исповедникам Российским, которую мы читаем в нашем храме каждое воскресенье после поздней Литургии, есть такое прошение: "Испросите нам мужества дар, иже толико благопотребен есть в житии человеческом".
Мужество - это и есть всецелая отдача себя. Нельзя отдавать Господу полсердца, полжизни. Кто полагается частично на свою земную силу, а частично на Бога, не узнает никогда счастья, к которому зовёт нас Господь: "Разделилось сердце их, за то они и будут наказаны", - говорит Господь (Ос. 10, 2). В то время как каждый человек создан для радости. В радости обретается сокровище и с радостью продаётся всё. Все, кто не по имени только христиане, узнают эту радость святых Царственных мучеников и всех новых мучеников и исповедников Российских. Ибо поистине они встретились с самой драгоценной находкой и навсегда обрели её.
Что может быть печальнее для нас, если мы, встретив это сокровище, пренебрежём им!
У меня два вопроса в одном. Согласна ли с учением Церкви мысль Достоевского, что страдание очищает? Между прочим, мы узнаем из многих свидетельств, что Государь Николай Александрович был страдающим человеком. И второй вопрос. Недоброжелатели говорят, что у Царя был некий фатализм. А с другой стороны - как это соединить? - он был в исключительной степени "человеком долга".
Г. Агеев, г. Москва
Страдание очищает, если оно соединено со страданиями Христа. В этом - смысл страдания. Поэтому святитель Иоанн Максимович сравнивает страдания Царя-мученика с Гефсиманией и Голгофой Христа.
Самый глубокий смысл страданий заключается в отдаче своей жизни. "Так написано и так подобало пострадать Христу" (Лк. 24, 26). Некоторые воспринимают эти слова Спасителя как неизбежность, почти как фатальность. Но здесь нет ничего фатального. Христос умер, потому что Ему надо было ответить на то, что Он стал человеком. По существу Он умер просто потому, что исполнял Свой долг. Только поэтому. Я не могу не страдать, если я просто исполняю свой долг.
Но Христос не был учеником Эммануила Канта: для Него долг не есть категорический императив. Так же как для Царя-мученика и любого другого святого. Для Него долг - это воля Отца Небесного, то есть высший долг, во всём его бесконечном духовном измерении.
Христос умер, потому что в условиях, в которых Он был, Он не мог исполнить Свой долг, минуя смерть. Чтобы избежать смерти, Он должен был признать правоту фарисеев. Чтобы избежать смерти, Он не должен был никогда говорить: "Да любите друг друга, как Я возлюбил Вас" (Ин. 13,34).
Потому что мы не можем любить друг друга без жертвы. Это будет только мечта.
И то, что истинно по отношению ко Христу, истинно по отношению ко святому Царю-мученику, ко всем святым, ко всем нам. Не следует презирать слово "долг", говоря, что это не для христиан. Да, в основании долга - воля Божия. Но не следует уничижительно говорить о долге, надо исполнять свой долг и больше ничего. Долг - это правда и это подлинная любовь. А смерть сокрыта внутри.
У французского поэта Поля Валери есть стихи, исполненные поистине чёрного и жестокого юмора: "Самое глубокое, что есть в человеке, это его кожа". То есть то, что в нём самое поверхностное. Самое глубокое в человеке - то, за что он держится больше всего. Вы помните слова диавола из книги праведного Иова: "Кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек всё, что есть у него".
Мы держимся за нашу кожу. Мы спасаем её. "Спасти свою кожу" - значит избежать смерти. Но именно этого не делает Христос и святой мученик Царь, и все святые. Именно поэтому Христос - истинный Человек, подлинно свободный.
Христос восходил на Голгофу не потому, что страдание ценно само по себе. Лучше было бы сказать, что оно - антиценность. Но в мире греха невозможно исполнить свой долг, минуя смерть. Это не обязательно должно быть физической смертью с пролитием крови. Но это должно быть умиранием по отношению ко всему, за что держится на земле человек.
Человек, исполняющий долг, не имеет права требовать чуда, чтобы избежать смерти. Мы хотели бы достойно исполнять свой долг, и чтобы при этом Бог чудесным образом не дал нам умереть - например, послав нам на помощь ангелов. "Или ты думаешь, что я не могу теперь умолить Отца Моего, - говорит Господь Петру, обнажившему меч в Гефсимании, - и Он предоставил бы Мне более нежели двенадцать легионов Ангелов?" (Мф. 26, 53).
Нет, Бог не послал двенадцать легионов Ангелов. Ибо если бы Он послал двенадцать легионов Ангелов, Христос явил бы нам ложного Бога, Бога, который даёт человеку возможность исполнить свой долг, не страдая. Что это был бы за мир и какой это был бы Бог?
Вспомним ещё раз предательство Иуды. Некоторые святые отцы говорят, что Иуда предал Христа властям не только из-за сребролюбия. Но, будучи свидетелем многих Его чудес, надеялся увидеть ещё большее чудо, потому что, думал он, Бог не мог не вмешаться: "Бог не даст сокрушить Того, Кто воскрешал мертвых, если Он действительно Мессия". Иуда хотел таким образом добиться зрелищного вмешательства Бога в спасение Христа от смерти. Но Господь принял смерть, потому что это было связано с исполнением долга. И если мы хотим сохранить верность Богу, мы будем страдать. Это неизбежно.
Не следует ни искать страдания, ни бежать постоянно от него. Надо иметь взор, обращённый к Отцу, Который на небесах. Надо исполнять наше человеческое служение, наш долг, и всё.
У подножия Креста Христова Царь-мученик постиг, что он не может помочь своему народу избавиться от страданий, не проходя сам через них. Чтобы молитвой своей дать возможность другим постигнуть смысл предстоящего огненного искушения, он не мог оставаться сидя в удобном кресле у камина в домашних туфлях.
Разве мог его путь быть другим? Он не мог заступиться ни за кого из будущих мучеников и исповедников перед Богом, ни за кого из нас, прикасаясь только кончиками пальцев к народной беде.
Христос посылает нам страдания, бесконечно углубляя их. И, узнавая благодатно Христа ("знаю Моих и Мои знают Меня"), мы заранее приобщаемся Его страданиям. В этом - наша вера. Есть очищение души в познании Господа, когда Он даёт нам предвкусить страдание. То, которое даётся нам, когда мы думаем о миллионах детей нашей некогда православной России, которые никогда не произносили имени Господа Иисуса Христа. И Его богооставленность на Кресте раскрывается для нас через них с новой силой.
Поистине, это была смерть Человека, Того, Кто, "возопив громким голосом, испустил дух" (Мф. 27, 50), приобщившись всему нашему страданию. И Его Воскресение есть основание всего. Его Крест и Воскресение являют нам, что такое святость святых.
Сейчас по ТВ почти ежедневно показывают передачи "из жизни русских Царей". Чем это объяснить? Может, они готовят народ к коронованию кого-нибудь из нынешних политиков?
В.Н. Пятое, г. Москва
Идёт кампания по дискредитации русской истории. И естественно, русских Царей. Целые сериалы посвящены якобы интимной жизни династии Романовых. В уста Царей вкладываются пошлейшие тексты. Ещё подлее так называемые "документальные" серии из русской истории Сванидзе, откровенно клеветнические, где лживо подбираются кадры непонятно откуда взятой кинохроники вперемешку с кадрами из "художественных фильмов", направленных на опорочивание всей русской государственности, особенно последнего святого мученика Царя. Царя представляют "слабым, глупым и т. д.", при этом возвеличивают таких деятелей, как Витте, цитируя его слова о том, что "Россия должна перестать претендовать на роль империи, а стать обычным скромным государством". То, чего желали большевики, сионисты и "интернационалисты".
В передаче "Тем временем" Архангельского - был рассказ о выставке в Петербурге, посвящённой Распутину. Передача явно преследует только одну цель: показать крупным планом карикатуры на Государя и Государыню. Мы знаем, как в предреволюционные годы большевики распространяли грязную клевету на Царский дом, используя фигуру Распутина как главный козырь.
Далее идут бесконечные сериалы типа "Любовь Императора", "Бедная Настя", где можно подумать, что действие происходит не во дворце, а в публичном доме. Нечто запредельное, оскорбляющее память русских Царей, беззащитных перед безнаказанной клеветой.
Мне рассказали о сюжете, показанном по НТВ 9 февраля, который был посвящён героической гибели "Варяга". Некий "историк" заявил, что никакого подвига не было, а просто была глупость русских моряков, вступивших в неравный бой с японской эскадрой. И конечно, побеждённых. А основанием для утверждения о подвиге якобы послужила всего лишь песня о "Варяге". Он выразил сожаление, что эта дезинформация проникла даже в школьные учебники и что пора это исправить и учебники по истории переписать.
Печать также не отстаёт от телевидения в исполнении этого русофобского заказа. В газете "Культура" некий Крылов под видом историка оклеветал Феодора Романова: якобы тот был агентом поляков и способствовал проникновению Лжедмитрия в Россию. Да и царевича Димитрия якобы убил тот же Феодор Романов. А статья называется "Человек, выигравший Смуту1. Это значит, что если в начале XVII века такой беспринципный негодяй заложил основу трёхсотлетней династии и благополучного царствования, то нынешний правитель будет оправдан за любые преступления, лишь бы он вышел победителем.
Лжи нет конца и края. Кому непонятно, что связь с историей - жизненно важная ценность. Мы знаем, как история может быть оружием лжи на уровне государственной политики. Как выразился один из современных идеологов: "Важно, чтобы история писалась нами, потому что кто пишет историю, тот контролирует настоящее". И господство над массовым сознанием они основывают на разрушении исторической памяти народа.
Кому непонятно, что дискредитация святого Царя-мученика - это попытка дискредитации Церкви, его прославившей. Не прекращается та самая хорошо организованная война, о которой Святейший Патриарх сказал, что она направлена на уничтожение нашего народа. И для нас должно быть очевидно, что защита Отечества не может быть отделена от заботы о личном спасении.