Родители назвали её Параскевой (в переводе с греч. - "пятница") в честь того, что она родилась в день крестных мук Спасителя. Во имя святой великомученицы Параскевы (память её празднуется 10 ноября по н.ст.) в Москве были отстроены в камне две древние церкви - в Охотном ряду и на Пятницкой улице (последняя и получила своё название по имени храма). Они были возведены приблизительно в одно и то же время - в середине XVII в. "Крепкие во всех частях и благообразные" оба храма стояли бы и доныне, но в безбожное время их сровняли с землёй как помеху уличному движению. Первый храм разрушен в 1928 г., второй - шестью годами позже. Церковь св. Параскевы в Охотном ряду отличалась грандиозностью сооружения: верхний и нижний храмы имели в совокупности два главных престола - Воскресения Словущего и великомученицы Параскевы, а также приделы в честь св. Александра Невского, великомученицы Екатерины, святых Николая Чудотворца и Иоанна Воина. Храм на Пятницкой был также известен и именовался "проща" (от слова "прощение"). В приложении к храму это означало присутствие в нём чудотворного образа, от которого люди получали прощение грехов и, как следствие, исцеление. Теперь на месте храма возвышается павильон станции метро "Новокузнецкая", а на месте церкви Параскевы в Охотном ряду - дом СТО (Совет Труда и Обороны, позднее Совет министров). До развала СССР в нём размещался Госплан, ныне здесь Государственная Дума. Предложение думской фракции "Родина" освятить здание Думы и устроить домовую церковь вызвало активное противодействие и насмешки. Недовольство "большинства" тут же было подхвачено "независимыми" средствами массовой информации. Журналисты не скупились на едкую иронию и давили железной логикой: мол, Дума у нас многоконфессиональная, тогда и от других фракций поступят предложения устроить в здании мечеть или синагогу. Но напомним "независимым": существуют такие понятия, как историческая справедливость, память места. А деревянная церковь св. Параскевы стояла на этом самом месте уже до 1406 г. (!), как упоминается в летописных свидетельствах. До сноса в 1928 г. православный храм (заметим: не мечеть и не синагога!) стоял на этом участке земли свыше 500 лет! Срок немалый по сравнению, например, со сроком существования бывшего Госплана и нынешней Госдумы. Речь же не о том, чтобы снести тоже весьма крепкое сооружение архитектора А.Л. Лангмана - вполне достойное детище советской эпохи - и выстроить церковь заново. Но отвести для храма комнату или небольшой зал из числа многочисленных думских помещений всё же представляется возможным. Всего лишь комнату, подчеркнём - на законном месте храма. Восстановить справедливость следует и в отношении второй церкви св. Параскевы. Вокруг павильона "Новокузнецкая" места достаточно: на весьма обширной асфальтированной площадке вольготно чувствуют себя кафе-однодневки и торговые палатки, а сквер по соседству используется как пивная. Не лучше ли избавиться от подобных "мест отдыха" и установить рядом с местом бывшего храма хотя бы памятный знак-часовню? Тем более что решение об установке таких памятных знаков уже принято Правительством Москвы. Преданная Христу Параскева помогала нагим и голодающим. Ей молятся об исцелении детей и даровании плодородия. И на сегодняшней повестке дня в Думе это самые актуальные темы: поголовная бедность населения (которую решено ликвидировать в рекордно короткие сроки), низкая рождаемость в стране, ну и, конечно, земельный вопрос. Может, наличие в здании Госдумы домового храма поспособствует перейти от слов к делу? Думается, по молитвам святой Параскевы помощь придёт гораздо быстрее, чем по многочисленным поправкам к законам. Законотворчество без благодати - дело заведомо проигрышное. Ещё в XI в. Иларион Киевский в своём пророческом "Слове о Законе и Благодати" говорил о бессилии ветхого закона перед благодатью Христовой. Жизнь постоянно подтверждает это: мирские законы (и в особенности, навязанные России Западом) не действуют в нашей стране. А вот благодать, преобразующая жизнь, даётся нам свыше по милости Божией, это понимали святые подвижники и мудрые правители Русской земли. Что же касается чиновников других вероисповеданий, то никто не призывает их посещать православный храм - он необходим политику-христианину, отдающему себе отчёт в том, что любое принимаемое на государственном уровне решение нужно согласовывать с Божией волей. Кстати, "государь" происходит от древнерусского "господарь" (Господень дар) и связано с "Господь". Поэтому поговорка "На Руси Бог правит" имеет буквальный смысл. Святая Русь признаёт только одну верховную власть - Господа Бога. Поэтому Русь - святая, православная, богатырская. Поэтому - государство. "Независимые" каналы TV особенно иронизировали по части изгнания из Думы бесов: "Верить в поповские сказки! Это в наш-то просвещённый век! Мракобесие!.." В двух шагах от Думы, на Моховой, есть церковь святой мученицы Татианы при Московском университете. На фронтоне храма теперь восстановлена надпись: "Свет Христов просвещает всех". Советую иронизирующим по поводу освящения Думы журналистам прогуляться туда и прочесть эти четыре слова повнимательнее. Что же до излюбленной журналистами иронии (по-русски - скрытой насмешки), замечу лишь, что эту надпись на фронтоне в безбожные двадцатые годы прошлого века сбивали тоже скрытно. Ночью, тайком, пока люди спали (это ли не мракобесие?). В отсутствии света нечисть "просвещает" своих сторонников. Бессмысленно объяснять неукреплённому Таинствами Церкви человеку, что бесы также реальны, как его собственный нос, дальше которого он не видит. Не знаю, как "независимым" корреспондентам, а уж бесам-то отлично известно, что когда святую мученицу Параскеву привели в капище, то по слову её все идолы пали на землю и рассыпались в прах... Но как не хочется человеку расставаться со своими идолами - с имиджем, престижем - особенно когда это способствует получению квартир, машин и прочих земных благ, но главное - обретению власти. Потому-то и недоумевал правитель-язычник, обещая пощадить красоту и юность Параскевы при условии её отречения от Христа. И в ответ на свои посулы услышал "безумные", с его точки зрения, слова: "Не щади временной красоты. Нынче она цветёт, а завтра увянет. Помилуй лучше себя, ибо готовишь себе вечное мучение". Правитель остался глух к словам Параскевы, и мученицу после изощрённых истязаний обезглавили. Надругались и над московскими храмами в её честь. После революции уцелел лишь один-единственный храм святой Параскевы - в селе Качалове, бывшем в ту пору за чертой Москвы (нынешнее Бутово). Так как насчёт исторической справедливости? Мы же возвращаем западным странам долги, произведения искусства, и это вполне в демократическом духе. Мы вернули многим улицам Москвы их исторические названия - так давайте вернём храму хотя бы часть его законного места в Охотном ряду. Ведь и у него, говоря западным языком, были инвесторы. А по-русски, по-человечески жертвователи. Первый каменный храм был построен князем В.В. Голицыным, а "после Наполеона церковь возобновлена стараниями главным образом графини А.Р. Чернышёвой". И простой народ жертвовал свои копейки. Да и сейчас только скажи: "на храм" - и он, которого в очередной раз обещают спасти от бедности, свой последний грош отдаст. Верит, понимаешь ли, в сказки: что Господь посылает ангела в каждый вновь выстроенный и освящённый храм для служения при святом Престоле в алтаре. И даже если храм разрушен, ангел не может оставить определённое ему место служения до скончания века. Комнат отдыха в Думе, думается, предостаточно, и дело не в дороговизне квадратных метров на этом земельном участке Москвы. Дело даже и не в "просвещении", а в освящении. Именно этого и опасаются противники православного храма. Да, господа, чёрт ладана боится, а язычники - гнева божков. А "законотворчество" от лукавого - боится благодати, от которой идолы рассыпаются в прах. Да, слугам народа, столь пекущимся о хлебе для него, и "независимым" журналистам, насыщающим этот народ зрелищами до тошноты, стоило бы задуматься над словами святой Параскевы и подумать, в первую очередь, о собственной душе.
| |||||||||||||