На последних выборах - в огромной степени благодаря голосам сторонников и союзников "Русского Дома" - в Государственную Думу прошли депутаты от блока "Родина", и в их числе оказались главный редактор нашего журнала Александр Николаевич Кругов и Ваш покорный слуга. Мы сидим рядом в зале пленарных заседаний, советуемся по всем наиболее важным вопросам, голосуем солидарно и одинаково видим и оцениваем вносимые и принимаемые законопроекты. И, тем не менее, встречаясь с людьми во время открытых вечеров, отвечая на вопросы радиослушателей "Народного радио", читая почту, приходящую в адрес журнала, мы не без горечи находим иногда упрёки, что вот, мол, дескать, попали в Думу и забыли про свои обещания отстаивать народные интересы. Сразу скажу, что получение думских мандатов никогда не было нашей целью, о чём знают наши духовные отцы. Более того, включившись в избирательную борьбу под знамёнами "Русского Дома" в составе народно-патриотического блока "Родина", мы не рассчитывали, что удастся сразу преодолеть пятипроцентный барьер. Для нас предвыборная кампания была дополнительной ареной для пропаганды идей и взглядов "Русского Дома". Наши фамилии стояли во второстепенных по важности региональных списках кандидатов, и сам факт нашего избрания -следствие исключительно высокого, прямо-таки нежданного, числа голосов, поданных за "Родину". В том, что мы оказались в Думе, "виноваты", выходит, вы, наши дорогие читатели, слушатели и сторонники. Низкий вам поклон за это! Но выслушайте одновременно и наши сетования по поводу мучительно трудной и малопроизводительной работы, которую вы на нас взвалили.
Человечество давно знакомо с духовным законом, когда кто-то за свои грехи наказывался вот такой работой. Древние греки создали мифы, герои которых стали нарицательными в мировой литературе. Все знают, что царь Коринфа Сизиф был осуждён в загробном мире на то, чтобы вечно катить в гору огромный камень, который каждый раз будет срываться и падать вниз, а Сизиф снова и снова должен был катить его в гору. "Сизифов труд" - изнурительный и бесконечный. Но то было за грехи. В наши времена гитлеровцы придумали для невинных узников концлагерей такую же пытку: носить тяжёлые камни из одного конца лагеря в другой без всякого смысла. Нечто похожее, правда, в ином "формате" и в другие времена, выпало и на нашу долю, когда мы оказались в российском парламенте. Прежде всего - это чувство бессилия каким-либо образом существенно повлиять на процесс законотворчества. Соотношение сил в Государственной Думе таково, что никакое предложение оппозиции не имеет ни малейшего шанса быть принятым. Фракция проправительственной "Единой России", имеющая более 2/3 голосов, может принять любое решение, не обращая внимания ни на кого. К тому же "на подхвате" всегда готовый к услугам В. Жириновский со своими "соколами". Про него же было сказано, что он "только кудахчет для народа, а яйца исправно кладёт в корзину правительства". Горстка депутатов от "Родины" в составе 38 человек в ходе голосования никогда не преодолеет толпу из почти 360 намертво скованных партийной дисциплиной "единороссов". Потому-то и получается, что любые законопроекты, внесённые или получившие одобрение российского правительства, принимаются почти автоматически, и в то же время самая толковая инициатива, не поддержанная правительством, не имеет шансов на выживание. Проще говоря, сегодня Государственная Дума - это безотказная штамповальная машина, в которой оппозиция играет роль фигового листка. Не больше!
Было бы очень хорошо, если бы российские граждане могли наблюдать за работой Государственной Думы по телевидению. Тогда люди могли бы без прикрас увидеть в действии не только фракции, но и отдельных депутатов, руководителей Думы, ведущих заседания, и т.д. Зрители получили бы информацию из первых рук. Но власти, как известно, отказывают в организации таких прямых передач, ссылаясь на дороговизну, хотя можно было бы включать в эти передачи и рекламу, чтобы снять предлоги для блокирования прямых трансляций. Пленарные заседания идут всего два раза в неделю - по средам и пятницам - не так уж много. В конце концов, вовсе не обязательно транслировать заседания целиком. Можно выбирать такие дни, когда в Думу вносятся проекты важных, крупных законов, - вроде Лесного, Водного и Земельного кодексов, и законопроектов, затрагивающих социальные и демократические права граждан и т.д., и транслировать дебаты по этим принципиальным вопросам. Наконец, можно сделать запись дебатов и дать их в другие дни (скажем, в субботу или воскресенье), когда их смогли бы увидеть все политически активные граждане. Но на все такие предложения следует стандартный ответ: "Нет!". Только в последние годы советской власти, когда работал Съезд народных депутатов, наши граждане имели возможность (пусть даже в ночные часы) как бы присутствовать на заседаниях съезда. Люди знали тогда в лицо всех ведущих политиков. Сейчас те времена ушли в прошлое.
Информация о работе Думы доходит до рядовых граждан в основном в виде комментариев журналистов, аккредитованных при Думе. Печатный орган "Парламентская газета", мало того, что полностью контролируется опять-таки проправительственной партией "Единая Россия", имеет крайне ограниченное хождение в обществе, и надо обежать с десяток киосков, чтобы найти номер этой газеты. Одним словом, рядовой гражданин России имеет крайне фрагментарное, неадекватное представление о работе своего законодательного органа. Отсюда и поведение депутатов (особенно "матёрых", работающих в Думе по два-три созыва) отличается повышенной безответственностью в высказываниях и предложениях. Ах, если бы они чувствовали, что находятся под неусыпным взглядом избирателей! Наша Дума -единственный из известных мне парламентов многих стран, где фактически нет трибун для публики. По соображениям безопасности доступ в здание Думы строго контролируется, а уж попасть на крошечный балкончик для представителей общественности можно только специально проверенным и доверенным лицам. Туда и попадают особо отобранные.
Ну ладно, хотя бы в демократической стране сохранялась демократия в самом законодательном органе. Но её нет и там! Повестку дня формирует Совет Думы, состоящий из Председателя Думы и его заместителей. Соотношение сил там весьма показательное: около десятка всё тех же "единороссов" и три представителя от других фракций. Любой неугодный вопрос будет отфильтрован в мгновение ока, а любой нужный будет поставлен на обсуждение вне всякого порядка и очереди, независимо от его подготовленности.
Бывает, что выносимые на обсуждение вопросы вызывают бурные реакции, как правило, со стороны оппозиционных скамей, завязывается дискуссия, начинают сыпаться вопросы. Председательствующий обычно терпит какое-то время, а потом вдруг произносит сакраментальные слова: "Я думаю, пора прекращать дискуссию. Дадим слово по одному от фракции и перейдём к голосованию!"
Быстрей! Скорей! Независимо от проблемы! Например, 12 мая с.г. Дума утверждала кандидатуру Михаила Ефимовича Фрадкова на должность премьер-министра Российской Федерации. Самому Фрадкову было дано всего 15 минут на изложение своей правительственной программы. Так мало дают только тому, кому сказать нечего. Ведь впереди четыре года работы, и общество не имеет представления, по каким путям-дорогам собирается вести его новое правительство! За 15 минут кандидат на премьерское кресло мог только озвучить самые общие благие пожелания, от которых у нас давно оскомина на зубах. Потом было дано 30 минут на ответы на вопросы. Опять-таки чистая формальность! Да и она завершилась сакраментальным указанием: "По одному от фракции!". 40 минут было дано на обсуждение, вернее, на формулирование своей позиции, парламентским фракциям. По 10 минут на каждую фракцию, опять-таки по принципу: "По одному от фракции". Итого на всё про всё - меньше полутора часов. Вот с какой космической скоростью выпекаются в России премьеры! На такой важнейший вопрос, как обсуждение программы правительства и кандидатуры премьера, не жаль и полного рабочего дня. Да чего там дня - двух и трёх не жалко. Сколько времени теряет Дума, обсуждая всевозможные добавки, прибавки, изменения отдельных слов, предложений и т.д., не жалея на это времени, а тут...
Сейчас вся страна ждёт в великом напряжении: когда же правительство внесёт на обсуждение в Думу так называемый пакет "непопулярных" законопроектов, связанных с ликвидацией так называемых "льгот и привилегий". Я беру эти слова в кавычки, потому что эти "льготы" более правильно называть "пособиями по нищете", ибо они были в своё время приняты для облегчения положения наиболее неимущих и слабозащищённых категорий граждан. Правительство всячески оттягивает внесение этого пакета и явно намерено сделать это к самому концу весенней сессии, когда уже и думцы будут спешить уйти на летний отдых и граждане России разъедутся по своим шестисоточным "усадьбам". Снова услышим из президиума привычный голос: "По одному от фракции", чтобы не терять время зря. А люди за время отпусков успеют "спустить пар" и привыкнут к новой ситуации, какая бы горькая она ни оказалась. А на очередных выборах мы снова, забыв про синяки и шишки, будем голосовать "сердцем", когда надо бы умом.
Москва