Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Июнь 2004

Содержание номера       Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

протоиерей Александр Шаргунов

 

 Вы пишете об опасности, когда религию подменяют идеологией. Что это значит, почему это так? Я убеждён в обратном: мы сегодня очень нуждаемся в национальной идее. Может, кто-то высказывает неудачные предложения, но в целом это так.

И. Корнеев, г. Ярославль

 

Нашей национальной идеей в течение тысячи лет всегда было Православие. Но когда Православие перестаёт быть верой в Бога, оно становится приложением к какой-нибудь идеологии. Что это значит?

Христиане рассматривают творение как добрую реальность, потому что оно от Бога. Конечно, "мир лежит во зле", и творение поражено грехом. И "оно стенает и мучится доныне", "ожидая откровения сынов Божиих" (Рим. 8, 19-22). Христиане никогда не обожествляли мир, не превращали его в идола. Но прежде всего христиане знают, что мир вышел из рук Божиих и что он в основе своей "хорош весьма" (Быт. 1, 31).

Этот лейтмотив книги Бытия - не только поэтическая, но и догматическая Богооткровенная формула. Христиане знают, что всё зло в мире уже побеждено Христом. Поэтому задачей человека является не переустройство мира, а участие в Христовой победе.

А идеолог, сознаёт он это или нет, заменяет библейское Откровение своим собственным. Желая преодолеть зло, он отвергает мир таким, каким его создал Бог. И стремится "создать его заново", по своим представлениям. Он, не задумываясь, выдаёт за "творца мира" себя самого.

По существу, идеология начинается с отрицания первой страницы книги Бытия - с отказа от творения как условия своего собственного существования.

Для идеологии существует "сверхреальность", которая лучше реальности и которая оправдывает разрушение всего, что существует, и всего, что люди построили до сих пор.

При этом идеолог не довольствуется отказом от реального мира - он начинает обожествлять созданный им антимир. Он не ценит мир таким, каков он есть, отказывается от всех религиозных ценностей и придаёт религиозную ценность тому, что наиболее удалено от нормальной жизни.

Этот отказ касается сущности библейского откровения, а значит - сердца христианской веры. Это признак, по которому следует отличать идеологию от религии. Даже если идеология называет себя "русской национальной", и даже "православной".

 

Хочу спросить Вас, как в наше время возможно воспитать детей по-христиански. Школа практически не занимается воспитанием детей, говоря, что воспитанием должна заниматься семья. А на деле этим занимается телевидение и улица.

Что касается семьи, то Вы сами знаете, какие семьи сегодня. Большинство из миллионов беспризорников - сироты при живых родителях. Но и в хороших, даже православных семьях разве всё зависит от родителей? При одинаковом воспитании одни дети вырастают добрыми и хорошими, а другие нет. Я знаю одну благочестивую женщину, у которой одна дочь в монастыре, а другая - наркоманка.

Может быть, всё зависит не столько от родителей, сколько от самих детей и от Промысла Божия?

Ирина Максименко,

г. Санкт-Петербург

Конечно, прежде всего от Промысла Божия, от Господа, который "хочет всем человекам спастись". И от самих детей, от их свободного произволения. Но в огромной мере - и от родителей, наставников от общества. Не зря апостол Павел прилагает столько усилий для спасения всех, "чтобы спасти хотя бы некоторых". Он же говорит: "Кто о домашних своих не печётся, тот хуже неверного".

Что посоветовать Вам более конкретно? Всё, сказанное ранее о воспитании детей, как бы запоздало, сегодня - другая ситуация, хотя слово Божие и правда Его не могут поколебаться. Государство и общество уже не только не защищают детей, но и сами становятся источником постоянной для них угрозы.

По этой причине небезопасно оставлять детей одних дома, если в доме есть телевизор. Им рискованно ехать в метро или идти по улицам большого города, потому что им могут вручить порнографический журнал, они могут увидеть самую бесстыдную рекламу. Сегодня общество убивает своих детей, провозглашая: "Надо предоставить детям свободу. Когда вырастут, сами сделают свой выбор". При этом дети всё более лишаются возможности выбрать добро, поскольку их старательно научают только злу.

Но наше слово прежде всего - об ответственности родителей. Может быть, соображения хотя бы земного порядка заставят многих легкомысленных матерей и отцов задуматься. Бог наказывает детей в этой жизни за небрежение родителей в их воспитании, и родителей - за преступления их детей. Святой Иустин Мученик замечает по поводу убиения сорока двух детей, разгневавших Елисея, что Бог хотел вразумить отцов в лице их детей, которых они плохо научили и которые по примеру отцов презирали пророков, посланных Богом для их научения (4 Цар. 2, 23-25).

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что перед задачей воспитания детей должно отступить на задний план всё остальное. Воистину, никакое искусство не может сравниться с искусством воспитания детей. Чтобы преуспеть в нём, человек должен обладать редкими добродетелями и выдающимися качествами. Илий -во всех отношениях человек благочестивый и безупречный, был наказан за беспутство своих детей. Точно так же отцы и матери, - говорит нам Церковь, - даже если они благочестивы, будут наказаны за грехи своих детей, если не будут трудиться над их воспитанием должным образом. Несомненно, Илий пробовал удержать своих сыновей от бесчинства, потому что Священное Писание упоминает о вразумлениях, которые он им делал. Однако они были наказаны, и он также не избежал наказания, потому что не приложил к их исправлению ревности, соответствующей их грехам (1 Цар. гл. 2-4).

Апостол Павел, заповедуя Титу поставлять священников в каждом городе, говорит, что должен быть избираем тот, кто непорочен, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности (Тит. 1, 6). По этому поводу блаженный Иероним замечает, что человек не может быть непорочным, если его дети строптивы и развращены, ибо грехи детей ложатся на их отцов. Праведный Иов, кроме заботы о воспитании своих детей в добродетельной жизни, каждый день приносил жертвы за тайные грехи, которые они могли совершить. Он не только предпринимал все необходимые предосторожности, но чувствовал себя ответственным за то, что не мог знать.

То, что происходит в мире, как бы уже не вызывает удивления. Но разве не удивительно, что родители-христиане, чтобы уберечь своих детей от пьянства и распутства, предлагают им только земные мотивы воздержания: что с тобой будет, какое место ты займёшь в жизни. Сколь многие приводят как образец для подражания тех, кто занимает особое место в мире, а не тех, кто царствует на небе. Они могут говорить о чистоте и честности, но главное, разумеется, - здоровье, богатство, безопасность.

Почти все родители воспитывают своих детей в духе мира сего и потому не в состоянии защитить их от безумия и заблуждений этого мира. Сам Христос назвал путём, ведущим в погибель, когда всё, что относится к душе и истинным ценностям, становится второстепенным. Кто из родителей-христиан на самом деле всю заботу свою положил, чтобы дать своим детям подлинно высшее - небесное - образование?

Ещё Оптинские старцы пророчески предупреждали о главном в воспитании детей: "Сохранить целомудрие - это всё сохранить". Тайна пола, если она воспринимается вне нравственной плоскости и всё сосредоточивается только на ней, - как этого добивается сегодня государство и общество, - страшная сила, огромная стихия, которая разрывает человека и замещает ему всё. Одна религия, если она подлинна, может противостоять этому распаду. Если у нас самих не будет любви ко Христу и подлинного духа целомудрия, что будет значить забота о внешнем благочестии, о том, чтобы наши дети ходили в церковь по воскресеньям?

Раньше, накануне катастрофы 1917 г., было распространено именно такое воспитание, когда в высшем обществе матери весьма заботились, чтобы их дочери не потеряли невинность, но очень мало старались об их внутреннем целомудрии.

Нельзя не видеть, что сегодня в обществе атмосфера уже не послереволюционного атеизма, а посткоммунистического сатанизма, когда не только взрослые детей, но и одни дети могут развращать других, начиная с яслей и детского сада. С одной стороны, государство отнимает детей у родителей, вводя без их согласия в школах программы "полового просвещения", а с другой стороны, всё чаще приходится убеждаться, что следовало бы уже защищать детей от родителей, которые сами толкают своих детей в пропасть.

Одна женщина, недавно пришедшая к Церкви, немало пострадавшая в советские годы за свои антикоммунистические убеждения, сказала: "Я благодарю Бога, что родилась в то время, а не в это. Если бы без религии и как сейчас, я не знаю, что бы со мной было". Гибель для многих душ сегодня кажется неотвратимой, а в обществе уже нет защиты.

Святые отцы настойчиво повторяют, что родители должны не только любить своих детей, но они должны любить их больше всего на свете, только Богу одному отдавая предпочтение. Святой Иоанн Златоуст говорит, что родители, которые не заботятся о воспитании своих детей, более жестоки, чем детоубийцы. Убивающие детей отделяют душу от тела, а эти - и душу, и тело отдают дьяволу. При всеобщем воскресении сила благодати Божией восстановит то, что было разрушено первым преступлением, в то время как второму - и Воскресение Христово не поможет.

Какова наша Церковь, крепость её, сила её влияния на мир, это зависит от христианской заботы о воспитании детей. Сегодня главная цель нашего врага - разрушить семью, малую Церковь. Тогда Церковь великая сама распадается, перестаёт существовать. Даже физически некому будет ходить в неё. Те, кому мы будем говорить о Боге, о чистоте, с презрением пройдут мимо храмов, на восстановление которых мы отдаём сегодня все свои силы.

Вот вопрос Господа к родителям, в первую очередь к матерям: что делаете вы в своей семье, если не воспитываете детей? Это главное, может быть, единственное, что вы должны делать. Бог хочет, чтобы вы служили Ему в этом. Для этого Он установил христианский брак, в этом Он потребует от вас отчёта. Вы собрали для них богатства, дали им образование? Того ли Он ждёт от вас? Каждому из вас Он скажет в последний день: дай Мне отчёт за душу, которую Я вверил тебе. Что стало с ней? Это твой виноградник, который Господь дал тебе возделывать. Сможешь ли ты сказать то, что Он, Виноградарь, говорит о Своём насаждении? К какой жизни вы, родители, их привели, какими идеалами вдохновили? Стали ли они подлинно людьми, боятся ли они Бога, постигли ли главные тайны жизни? Многим из родителей нечего будет ответить, потому что они даже не понимают, о чём идёт речь. Они не знают, добрые их дети или злые, хорошо или плохо были воспитаны. Оттого в мире происходят все беды, катастрофы, революции и войны, и грядёт самая великая, неотвратимая беда, что родители не позаботились должным образом о воспитании своих детей.

Есть очень точный по своей духовной реальности рассказ американского писателя о том, как тёмные неземные силы при помощи детей хотят вторгнуться на нашу планету и истребить человечество. Идёт настраивание детей против взрослых как поработителей. Они привлекают на свою сторону детей благодаря тому, что взрослые, хотя и замечают, в какие странные игры их дети играют, не обращают на это внимания. Дети покорены полной свободой делать всё, что угодно: можно есть сколько угодно мороженого, гулять допоздна, озорничать, при этом никакой учёбы и никакого контроля. Вторжение происходит через детские души. Дети, оставленные без присмотра, не в силах противостоять тёмному воздействию. В детской натуре есть неуправляемая, неразумная сторона; они могут оказаться способными на любое зло. Всё кончается тем, что дети, оставленные на произвол судьбы своими родителями, предают их на смерть, чтобы ничто уже не стесняло их свободы.

То же самое "освобождение" детей происходит сегодня в России. Что такое отказ от христианского воспитания детей родителями? Уничтожение тайны жизни и самой жизни.



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU