Изменение политической расстановки сил "на руинах СССР" не может не настораживать Россию. В Грузии победила проамериканская "революция роз", вхождение Латвии, Литвы и Эстонии в НАТО приблизило агрессивный блок к самым границам РФ. После визита Путина на Украину только усилилась напряжённость в стране, где в борьбе за президентство фаворитом является большой друг американского народа Виктор Ющенко. В Молдавии был сорван план России по урегулированию политического процесса в Приднестровье. Новый президент Азербайджана Ильхам Алиев отправился в свой первый визит вместо обещанной ранее Москвы в более светский Париж.
А вместо "горячего" Алиева-младшего в теплом январе в Россию приехал "прохладный" Колин Пауэлл. Он прибыл проездом из революционного Тбилиси, где участвовал в инаугурации нового президента Михаила Саакашвили, получившего в США вместе с образованием вполне определённые внешнеполитические взгляды. "Мы не хотим превращать Грузию в поле битвы между США и Россией, - заявил Саакашвили на пресс-конференции в Тбилиси. - Никто не собирается использовать Грузию против России, а Россия не может использовать Грузию против кого-либо ещё".
Щекотливая грузинская тема стала одной из ключевых в ходе переговоров в Кремле. В беседе на радио "Эхо Москвы" с К. Пауэллом от него добивались заверений, что США не будут размещать свои базы в Грузии. "Вы приезжаете в Москву, ведёте переговоры с президентом Путиным как с другом, а сами окружаете нашу страну своими новыми базами", - говорил ведущий. Но госсекретарь США отвечал уклончиво даже диктору самого либерального радио России.
В последний год Соединённые Штаты заметно активизировали свою политику в странах бывшего СССР и дали понять, что и дальше будут уделять постсоветскому пространству своё внимание. Американцы стараются ускорить работу по созданию точек своего присутствия в непосредственной близости от России. В критический момент эти точки могут быстро превратиться в склады, аэродромы и военные базы.
Американские политики сегодня крайне жёстко высказываются в отношении России: тема возобновления холодной войны между Россией и США всё активнее обсуждается западными СМИ. Аналитический центр Stratfor, близкий к нынешней вашингтонской администрации, считает, что Россия и единственная мировая сверхдержава готовятся к схватке за влияние на постсоветском пространстве. Между Россией и США разгорается новая холодная война. "Попытка России возродиться в качестве мировой державы и стремление американцев втянуть в орбиту своего влияния страны бывшего СССР неминуемо приведут к серьёзному конфликту интересов. Основным полем битвы станет постсоветское пространство", - говорится в этом докладе.
Опрошенные RBC российские эксперты считают, что главная борьба между Россией и США развернётся за влияние в Казахстане и на Украине. "США фактически не скрывают, что в нескольких странах, прежде всего на Украине, в Казахстане, Грузии и Азербайджане, они продолжат "работать" и в "некоторых из них" будут ещё сменены президенты", - цитирует RBC daily. По словам руководителя Центра политической конъюнктуры Константина Симонова, США и Россия уже начали новую "холодную войну": "Вашингтон пытается окончательно вытеснить Россию из стран СНГ. Чтобы этого добиться, американцам необходимо поставить под свой контроль Украину и Казахстан".
Дело в том, что, контролируя именно эти два государства, американцы сумеют воссоздать "санитарный кордон" и поставить крест на интеграции всего постсоветского пространства. На Украине США постараются путём объединения оппозиции Кучме обеспечить "правильные результаты выборов".
Проблема Украины, на взгляд кандидата политических наук Сергея Бирюкова, состоит, прежде всего, в том, что ей так и не удалось состояться в качестве полноценной нации-государства. Данная слабость усугубляется глубоким кризисом экономики и расколом в политической элите, представляющей собой особую форму "клановой полиархии". Даже отказавшись от внешнеполитической субъектности и приняв "атлантический вектор", Украина оказалась не готова к интеграции в Европу из-за упомянутых выше проблем, а также укоренившейся коррупции и политической малопредсказуемости. С другой стороны, последовательная ориентация на Россию для экономически ослабленной и не сформировавшей свою идентичность страны едва ли возможна, а для укрепления собственного статуса как независимой державы в рамках СНГ ей просто не хватает ресурсов.
Такой системный кризис власти характерен для многих стран в постсоветском пространстве. Эта проблема является результатом кризиса новой государственности, а точнее сказать, узаконенной нелегитимности "собственных государств", возникших на "руинах" СССР.
Под легитимностью следует понимать не только восприятие власти как законной, но и как власти "своей", выражающей интересы всех граждан вне зависимости от их этнической принадлежности. "Одно государство - одна нация" - не самый лучший подход для обеспечения легитимности власти в странах с полиэтническим и полирелигиозным составом населения.
Легитимация власти в новых государствах СНГ происходила на основе "принципа крови", но под лозунгом создания своего государства, выражающего интересы "своей" земли.
С другой стороны, без "смены вех" на имперскую идеологию такие малые страны в будущем обречены на дальнейший распад на несколько квазигосударств. Результатом этого процесса станет коллапс на всём пространстве СНГ.
В случае с Казахстаном ситуация выглядит намного сложнее. С одной стороны, в Казахстане, в отличие от других республик Центрально-Азиатского региона, сложилась наиболее устойчивая политическая и социально-экономическая ситуация. Власти республики сегодня полностью контролируют процессы, происходящие в стране. Однако сегодня именно Казахстан является ключевым государством постсоветского пространства.
Он, волей или неволей, но выходит на передний край противостояния основных геополитических игроков в Евразии - России и США.
Опрошенные RBC daily эксперты считают, что вскоре американцы применят в республике излюбленную тактику "раскачивания ситуации и давления на местные политические режимы с целью изменения их курса". "Уже началась раскрутка новой оппозиционной партии "Ак жол" ("Чистый путь"), в которую входят как "профессиональные оппозиционеры", так и бывшие функционеры из администрации президента Нурсултана Назарбаева", - рассказал RBC daily руководитель исследовательской группы "Памир-Урал" Александр Собянин.
На предстоящих осенью 2004 г. выборах в нижнюю палату (мажилис) парламента первенство могут получить пропрезидентские партии во главе со старшей дочерью президента Даригой Назарбаевой. Она уже объявила о создании парламентской фракции партии "Асар" ("Всем миром"), организатором и лидером которой она является. "Асар" пользуется явной поддержкой власти, как на республиканском, так и на местном уровнях. Для противодействия этому "инерционному" сценарию "мягкой передачи" власти, по словам экспертов "Независимой газеты", начнётся массированная раскрутка в мировых СМИ коррупционных скандалов вокруг президента Назарбаева и членов его семьи. Эксперты считают, что "основная задача американцев - не сместить президента Назарбаева, а заставить его изменить политический курс на антироссийский".
Следуя старой прагматической схеме, местные элиты СНГ, по мнению российских экспертов, будут до последнего пытаться играть на противоречиях между Россией и США. Однако американским гарантиям безопасности доверять уже не следует. Слишком далеко "пространство СНГ" от Вашингтона, и слишком невелика моральная ответственность сверхдержавы перед очередной "заморской территорией". Зато интересы американского бизнеса США всегда будут отстаивать очень жёстко, невзирая на обиженные крики сменных хозяев страны.
Похоже, что период беспроблемного "одиночного плавания" в СНГ остался в прошлом. Поэтому смотрящему в будущее руководству Казахстана важно понимать, что очень скоро перед республикой будет остро поставлен вопрос о выборе внешнеполитических приоритетов. По словам ряда российских экспертов, президент Назарбаев пойдёт на политическую интеграцию с Россией в случае, когда "давление со стороны Запада дойдёт до такой степени, что единственным выходом будет уйти под российский "щит". В свою очередь, Россия также должна делать ответные шаги. Конкуренция двух держав - России и США - за право влиять на страны бывшего Союза стала явной не только в политике и экономике. В последний год она стала хорошо заметна и в военной сфере. До выборов в США политика в отношении СНГ, равно как и в отношении России, вряд ли претерпит серьёзные изменения. Хотя американцы останутся в СНГ, в ближайшие годы вряд ли стоит ожидать резкого увеличения их присутствия в регионе, как численного, так и технического. "Там не будут расквартированы крупные подразделения, - уверен глава внешнеполитического департамента Фонда эффективной политики Владимир Фролов, - скорее, это будут точки, которые в случае чего - можно будет использовать, усилив и укрепив: аэродромы, узлы связи. Современная технология войны позволяет сделать это, заметно сокращая расходы на содержание своих баз и подкормку местных правительств.
Главный вывод из всего сказанного следующий. России нужно скорей определить собственную идеологию взаимоотношений со странами СНГ, выработать ценностные критерии построения политики со странами Содружества. Следовательно, сначала нужны решения на политическом уровне внутри самой России. Россия должна чётко определить: что отвечает её интересам? Однако, как пишут "Известия", "Россия - стоящая на пороге нового президентского цикла - до сих пор не может определить: считать ей Соединённые Штаты на просторах бывшей "советской Родины" союзником, партнёром, соперником или врагом".
И в Вашингтоне, и в Москве прекрасно понимают, что на самом деле на карту поставлено будущее не столько "пространства СНГ', сколько самой России как единого и независимого государства. Очевидно, что элитам стран СНГ больше не удастся проводить "сбалансированную" политику и играть на противоречиях между Москвой и Вашингтоном. Им в ближайшие годы придётся сделать выбор - с каким из двух больших игроков связать своё будущее?