Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Июнь 2004

Содержание номера       Главная страница номера

Икона и меч

Виктор Николаевич ТРОСТНИКОВ

Утро на поле Куликовом

1 июня - 615 лет со дня преставления благоверного великого князя Димитрия Донского

 

Чем дальше мы отходим от господства марксизма-ленинизма, чем больше выветривается из нас похмелье исторического материализма с его "законами социального развития", классовой борьбой, производительностью труда, формациями и неизбежностью победы коммунизма, тем трезвее становится наш ум, и в душе просыпается тысячелетний православный инстинкт различения правды и лжи, напоминающий нам почти забытую формулу: "История вершится на небесах".

Когда мы окончательно проникнемся этой непреложной истиной и она снова станет доминантой нашей историософии, тогда мы с минимальными издержками начнём делать то, что требует от нас Господь, и наша богохранимая Русь твёрдо пойдёт по предначертанному для неё прежде всех веков пути. Пройдёт она этот промыслительный путь в любом случае, ибо Бог поругаем не бывает, но если мы не поймём до конца, что это за путь, процесс нашего исторического движения будет болезненным и затяжным, а мы будем много страдать, ибо Бог силой заставит нас выполнять Свою миссию; а всё, что делается подневольно, доставляет страдание. Радость приносит только свобода.

Всякий народ имеет какое-то представление о самом себе, есть такое представление о себе как нации и у нас, русских. Но в действительности народ есть не то, что он сам о себе думает, а то, что думает о нём Тот, Кто его сотворил. Мысль же Творца о данном народе есть не что иное, как мысль о его историческом задании. Кто из людей может прочесть эту мысль? Конечно, только тот, кому Сам Творец её и откроет, а открывает Он Свои тайны только святым. Никто, кроме святых, не удостаивается Божиего Откровения.

Но получить Откровение о миссии народа и выполнить эту миссию - разные вещи. Предназначение России может прозреть монах, затворившийся в своей келье ради непрерывной молитвы, но стать деятелем, содействующим исполнению этого предназначения, он не может, ибо для этого нужно брать в руки меч, а оружие монаха - икона, перед которой он молится. Господний замысел осуществляется через других людей, которых можно назвать исполнителями, и эти исполнители обычно не понимают духовного смысла того, что они делают. Но иногда случается и так, что исполнитель одновременно является и святым, и тогда он совершает свой подвиг вполне осознанно, относясь к нему как к послушанию. Понятно, что совершить подвиг общенационального значения и повести страну в данный исторический момент по тому или другому направлению может лишь деятель, обладающий властью, которая прямо или косвенно даётся от Бога.

Ярким примером такого сочетания святости и власти служит благоверный князь Александр Ярославич Невский (1220-1263). Подвиг, совершённый им во осуществление Русью своей богоданной задачи, поразителен и рациональному объяснению не подлежит. Нет никакого сомнения, что Сам Господь открыл ему смысл его дипломатических и военных трудов, никому другому в то время непонятный. Эти труды состояли в умиротворении ордынских ханов и установлении с ними дружеских доверительных отношений и в стоянии насмерть против экспансии с Запада католицизма. Вся человеческая логика говорила о том, что надо делать прямо противоположное - объединиться с "братьями во Христе" и нанести совместный удар по язычникам-степнякам. Но все оказались неправы, а князь Александр прав. Предвидеть развитие событий в мире на столетия вперёд не может и самый гениальный человек, следовательно, Сам Бог, видящий историю до её конца, подсказал князю, что Орда скоро развалится на враждующие между собой части, а папский престол (по крайней мере триста лет) будет усиливаться и наглеть в своих притязаниях установить над всей вселенной не только духовную, но и политическую власть, не гнушаясь ради этого еретических искажений апостольской веры. Разумеется, чтобы услышать эту подсказку, Александру Невскому надо было быть святым, а чтобы сделать то, на что подсказка наводила, надо было иметь власть. И то, и другое сошлось в лице нашего великого воина.

Скажем ещё об одном вкладе Александра Невского в нашу историю, о котором редко упоминается. Он сделал русских людей нацией бойцов. Примером своей личной доблести и блестящих побед над столь сильным врагом, как шведы, он оказал на народ огромное психологическое воздействие, заставил его забыть страшное поражение от татаро-монголов в 1238 г. на реке Сити и впредь никогда уже никого не бояться. В этом формировании народа-воителя тоже был Божий Промысл. Для исполнения нашей миссии нам необходимо быть именно таким народом, и мы являемся им по сей день.

Прошло всего четыре поколения после Александра Невского (Ярославича), и на Руси воссиял новый святой воин - его праправнук, великий князь московский Дмитрий Иванович. Опять соединение святости и власти означало, что на него возложена задача судьбоносная. Но эта задача была уже другой. Теперь с Ордой надо было сразиться.

Какие же изменения произошли за протекшие со времён Ледового побоища и дружественных визитов святого Александра Невского в Орду? Изменения кардинальные. Хотя об этом никто на Руси не догадывался, Господь уже избавил её Своим Промыслом от заботы об отражении латинской угрозы: уже в 1410 г. произойдёт Грюнвальдская битва, в которой славяне, среди которых были и русские, разгромят тевтонцев и на целых 500 лет остановят устремлённость германцев на Восток.

А вот угроза со стороны Степи внезапно стала живой реальностью. Как ни парадоксально, она возникла из-за начавшегося распада Орды, который мог быть остановлен только появлением нового Чингиз-хана, собравшего под свои знамёна все улусы и грозным карательным рейдом по соседним землям показавшего всему миру, кто в Восточной Европе единый хозяин. На роль объединителя претендовал золотоордынский темник Мамай. В 1380 г. с огромным прекрасно подготовленным войском он двинулся на Север.

А на Руси, над которой нависла страшная опасность, вовсю шёл процесс собирания русских княжеств вокруг Москвы. Его начал ещё младший сын Александра Невского Даниил, активно продолжил сын Даниила - Иван Калита. Эту эстафету принял в свои руки и внук Ивана Калиты - Дмитрий Иванович. И когда по Русской земле прошёл слух, что Мамай вышел на военную тропу, то искать человека, который возглавит заградительное войско, не пришлось - само собой было понятно, что им может стать только великий князь Московский.

Всё было предельно просто. Побеждает Мамай - останавливается распад Орды и расчленяется начавшая собираться Русь; побеждает Дмитрий - усиливается развал Орды, и резко ускоряется процесс образования единого Российского государства со стольным градом Москвой.

Какая чаша поднимется вверх на весах истории, а какая пойдёт вниз? Это зависело не от борьбы классов и формаций, а только от воли Божией, которую Бог открыл святому князю: Мамай должен быть уничтожен. Знал эту волю и преподобный Сергий Радонежский, который благословил Дмитрия на сражение и дал ему икону Божией Матери, в день Рождества Которой, 8 сентября 1380 года, и произошла Куликовская битва. Русские никак не могли в ней победить - и ратников у них было меньше, и позиция много хуже (они были прижаты к Дону и Непрядве, а войско Мамая расположилось на холме), и вооружение примитивнее (генуэзцы оснастили войско Мамая последними новинками военной техники). Но они не только победили, а наголову разбили ордынцев, преследуя их до самой Красивой Мечи. Где же, спросим мы после этого, вершится история? Конечно, на небесах.

Небеса пестовали и хранили православную Русь с самого момента её появления, поэтому и ниспослали ей двух великих святых полководцев. Одному из них мы должны сегодня помолиться особо, говоря: "Упроси, святый Димитрий, Бога нашего, чтоб дал Он нам силу и веру до конца исполнения нашей миссии оставаться непобедимой нацией бойцов!"



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU