13 июня - праздник в честь всех святых в земле Российской просиявших
Собор всех святых Земли Русской |
Каждый год в Неделю вторую по Пятидесятнице мы вспоминаем своих святых предков. Господь в Евангелии от Иоанна сравнивает Себя с виноградной лозой, а мы, все люди и все народы, - ветви и веточки на этой лозе и получаем живительные соки от неё. Всё необходимое для полноты духовной жизни получаем мы в Церкви Христовой, а потому в своё время должны и плод принести. "Всякую у меня ветвь не приносящую плода, Он (Отец Небесный) отсекает", - предупреждает Господь (Ин. 15,2)
С пасхальной радостью поём мы в день праздника всех святых, в земле Российской просиявших: "Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святые в ней просиявшие...". В этом празднике наша надежда, наша незыблемая утверждённость во Христе. Да, Господи, мы грешные, недостойные, но Земля Российская принесла и приносит плод красный; мы ещё не подобны бесплодной смоковнице, которую в назидание всем народам проклял Господь. У нас - сонм святых. Они были, и есть, и, верим, будут ещё... Это, впрочем, во многом зависит и от нас, от того, как мы воспитаем своих детей, будем ли воцерковлять их, причащать, будем ли, если Бог дал образование, учить их в воскресных и общеобразовательных школах, пойдём ли к детям из неверующих семей. Ведь и сами мы почти все из таких семей вышли, из обычных школ, а Господь нас не оставил. Может быть, ныне Он ждёт нашего соработничества, сострадания, чтобы не перестала приносить "плод красный спасительного сеяния" Россия. Как только перестанет, так и исчезнет с лица земли, подобно Римской и Византийской империям. Один эпизод из жизнеописания преподобного старца Силуана очень точно передаёт дух русской святости. Он и доселе жив в нашей Церкви, и мы просто обязаны его сохранить и детям своим завещать. В 1932 году Свято-Пантелеимонов монастырь на Горе Афон посетил католический доктор богословия. В одной из бесед он спросил о том, какие книги читают наши монахи? Ему сказали: "Иоанна Лествичника, Авву Дорофея, Феодора Студита, Ефрема Сирина, Макария Великого, Антония Великого, Григория Паламу, Максима Исповедника и вообще всё - "Добротолюбие".
- Монахи ваши читают эти книги? У нас их читают только профессора богословия, - изумился католик.
- Это настольные книги каждого нашего монаха, - подтвердили ему, - кроме того, они читают сочинения русских аскетов: Святителя Игнатия Брянчанинова, святителя Феофана Затворника, преподобных Нила Сорского, Паисия Величковского, Иоанна Кронштадтского...
Как вообще без чтения святых Отцов можно идти по пути духовной жизни? Куда ты, одинокий, забредёшь?
Об этой беседе рассказали старцу Силуану, и он заметил: "Вы могли бы сказать доктору, что наши монахи не только читают эти книги, но и сами могли бы написать подобные им... Монахи не пишут, потому что есть уже многие прекрасные книги, а если бы эти книги почему-либо пропали, то монахи написали бы новые".
Это воистину так и поныне. Свидетельствую, что и в наши дни встречала подвижников высокой духовной жизни, которые опытом познали ту полноту меры благодати Святого Духа, о которой пишут великие Отцы Церкви. А вышеперечисленные книги сейчас даже православные миряне читают. Это ведь самое поразительное чудо нашего времени, такая милость Божия, высоту которой мы не осознаём до конца. Ни в одной стране мира подобного феномена нет. Мы входим в храм, свободно покупаем пять томов святителя Игнатия Брянчанинова, и он ведёт нас в высший духовный мир, красота которого неведома неправославному человеку, предостерегает от опасностей на этом пути, и показывает мудрую, смиренную святость древних подвижников, которые некогда, как он говорил, "пленили его сердце". И мы, грешные, всё это понимаем и чувствуем, и это чудо дано нам по молитвам всех святых, в земле Российской просиявших. Они непостижимо великие, и в то же время такие родные и близкие. Они принесли "плод красный спасительного сеяния". "По плодам их узнаете их", - сказал Господь. Вот и посмотрим в день этого праздника, а мы-то какой плод принесли?