Приезжая в Египет, многие наши туристы обращают внимание на русский колокол в Александрии, который стоит недалеко от стены греческого монастыря святого Саввы. Надпись на колоколе гласит, что отлит он был для Кресто-Воздвиженской церкви города Измаила. У всех вызывают удивление размеры и вес колокола: высота его - 240 см, вес - 400 пудов, язык колокола -190 см.
Колокол этот знаменателен для русского человека тем, что напоминает о событиях, связанных с необычайно сильным подъёмом русского национального самосознания - беспримерным в истории штурмом крепости Измаил 11 декабря 1790 г. и победоносными русско-турецкими войнами.
В крепости Измаил было 35 тыс. турецких солдат, 300 пушек, стены, окружённые рвом и валом. У А.В. Суворова - 21 тыс. солдат и 10 тыс. пеших казаков, вооружённых только короткими пиками. И, тем не менее, А.В. Суворов взял эту неприступную крепость штурмом. Однако по Ясскому договору Измаил был возвращён туркам.
Во время русско-турецкой войны 1806-1812 гг. Измаил вновь был взят русскими войсками, и по Бухарестскому трактату отошёл к России.
На самом берегу Дуная стояла небольшая турецкая мечеть. Её переделали в православную церковь во имя Воздвижения Креста Господня. Церковь освятили 13 октября 1810 г., ровно через год со дня вступления русских войск в крепость. Храм был небольшой, вмещал не более 100 человек. Так уж получилось, что вся история храма связана с русско-турецкими войнами.
Николай I, решившись на войну с Турцией в 1828-1829 гг., принял личное участие в предстоящих на Дунае военных действиях. Главной квартирой императора был назначен Измаил, где он побывал и в Крестовоздвиженской церкви.
Новороссийским генерал-губернатором и наместником Бессарбского края был тогда Михаил Семёнович Воронцов - особа, приближённая к царю. Он-то и подал Государю прошение отлить для Крестовоздвиженской церкви колокола из турецких пушек. Николай I дал согласие, и три колокола изумительной работы стали его даром Крестовоздвиженской церкви. Колокола были очень большими, но попечители со временем рассчитывали построить высокую колокольню.
Большой колокол опоясывает надпись: "Церков посвящает сей звучный памятник Архистратигу Михаилу...". И ниже: "Государь Император Николай I подарил из завоёванных у турок орудий для Крестовоздвиженской церкви. 1838 году июня месяца 25-го дня, отлит сей колокол 400 пудов".
Колокольни не было, и все три колокола поместили рядом с церковью. Так колокола и стояли до середины XX века.
Первая мировая война, революция, гражданская война... Удивительно, что колокола пережили все общественные потрясения XX века и не были отправлены на переплавку.
В 1955 году, во времена празднования 125-летия освобождения Греции от турецкого ига, между русскими и греческими общинами в Александрии и Каире, как и всюду на территории Александрийского Патриархата, сложились добрые братские отношения.
В декабре 1955 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I подарил колокол весом в 400 пудов Александрийской Православной Церкви для колокольни храма святого Саввы. Из-за громадного веса и сильного звука колокол не смог быть помещён на эту небольшую колокольню. Его лишили языка и поместили на каменное, облицованное белым мрамором основание.
Так уж распорядилась судьба, что колокол никогда не звучал, но он молчаливо и величественно напоминает о земле Русской, о доблести русского воинства, об умельцах, создавших его.
Александрия, Египет