В издательстве "Русский Дом" выходит из печати книга протоиерея Александра Шаргунова "Последнее оружие"
Здравствуйте, о. Александр! Снова у нас несчастье: ужасный взрыв в метро. Нет надобности это здесь описывать, подробности происшедшего у всех перед глазами. Когда случается такое, простите, жить не хочется. Зачем жить?
В "Новостях" рассуждают о причинах, приведших к трагедии: выборы, чеченцы, терроризм... Но разве в этом дело? Снова задаёшь себе вопрос: каков высший смысл происшедшего? Ведь Церковь говорит, что Бог ничего без пользы не попускает, И самый трудный вопрос, как всегда: что делать? Что делать, когда руки опускаются и нет никаких сил просто видеть это?
Зубарева Т. И., г. Москва
Снова вся Россия потрясена страшными новостями - на сей раз убийство в центре нашей столицы десятков ни в чём неповинных людей. Тела некоторых были разорваны на куски. Это в контексте того теракта, который совершается с нашей страной - общего распада, разрухи, замерзающих городов, вымерших деревень. Нет власти, защищающей народ от уничтожения. Нравственного и физического. Если бы власть хотела покончить с терроризмом, она бы это сделала. Точно так же, как в один день могла бы остановить, например, поток фальшивых лекарств. Все понимают, что надо принимать жёсткие меры, необходимо восстановить смертную казнь. Мораторий на смертную казнь - всё равно что запрет стрелять в военное время. Речь идёт не только о военных преступниках в Чечне, но и о тех, кто предаёт смертной казни весь наш народ. Они-то постарались обеспечить себе надёжную защиту и охрану. Как будто все спецслужбы только для этого и существуют.
И есть в этом событии ещё один, несомненно, самый важный аспект: пока не будет действовать в стране закон, который защищает элементарную нравственность - в частности, права детей - все будут чувствовать себя абсолютно беззащитными.
Недавно я случайно включил телевизор. Шло обсуждение, законна или незаконна продажа кассет с детской порнографией, а также пропагандой наркотиков для подростков. Некто из группы поддержки с бесноватым видом кричал, что все беды - от цензуры. Дескать, хватит, натерпелись.
Эта тема годилась не для телешоу, а для уголовного расследования. С такими преступниками можно разговаривать только через решётку, а не вести дебаты, на которых самодовольные, сытые, толстые дядьки смакуют подробности растления детей.
Недостаточно говорить, что след очередного теракта ведёт в такой-то криминальный район. Это наказание всем нам за то, что Россия превращается в Содом и Гоморру.
Почему-то всё, что мешает пропаганде разврата, укрепляет веру и взывает к нравственности, для этих господ, для этой власти, опасно. Сколько было воплей по поводу учебника А.В. Бородиной "Основы православной культуры". А теперь вот закрыли телепрограмму "Русский Дом". В то время как по всем каналам каждый день - изощрённые убийства, проституция, педофилия, клевета на русскую историю и смакование половых извращений под видом обсуждения проблемы.
Страна охвачена безумием. Как лавина, нарастает пропаганда всевозможного разврата. И вот, сразу вслед за терактом - трагедия в московском аквапарке. Всё произошло, когда шла всенощная под Сретение в Неделю о Страшном Суде. Это совпало с днём, который телевидение называет "Днём влюблённых", провоцируя молодёжь к разнузданному поведению. На фоне беснования и бесстыдства, где сатана правит бал - как видение ада, сыпались стёкла, арматура, бетонные плиты, людям отрезало руки и ноги. Множество людей оказались заживо погребёнными.
Да, как всегда пострадали невинные. Потому что ответственность лежит на всех нас, на всём народе. Как в 1993 году, слишком мало было тех, кто выражал протест против государственного переворота и массовых убийств. И потом пошло - Чечня и всё остальное. Так и теперь. Немногие реагируют адекватно на происходящее в нашем Отечестве.
Но есть большее, о чём хочет сказать нам Господь через эти события. Наверное, всем приходит на память, что сказано в Евангелии о тех "галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их" и о падении Силоамской башни, убившей восемнадцать человек.
Вопрошающие Господа требуют, чтобы он высказался за или против правителя Пилата. И от Христа хотят услышать также, почему Бог попускает такие несчастья. Как ответить на соблазн несправедливости? Где причина несчастий? Кто может определить её раз и навсегда? Господь даёт абсолютно неожиданный ответ. Он говорит: "Если не покаетесь, все так же погибнете".
Это трудный ответ, потому что он ставит всех вопрошающих перед лицом их ответственности за происходящее.
И первая ответственность заключается в том, чтобы понять, что такое грех. Само собой разумеется, что наш грех не имеет непосредственной связи с драматическими событиями, о которых идёт речь. Наш грех в другом: в неверии в Бога, в замкнутости на себе, в нарушении заповедей Божиих.
Хуже всего уныние, когда у всех опускаются руки. В нём все грехи, вместе взятые. Внешнее выражение его - плыть по течению, не сопротивляясь тому, что происходит сегодня вокруг нас. Наш грех, прежде всего в том, что мы думаем, будто смерть сильнее жизни, той жизни, которую Бог предлагает человеку с начала мира. Верить в смерть - это значит отрицать нашу способность жить, и одновременно отвергать любовь, в которой заключены все заповеди Божий.
Грех связан, прежде всего, не просто со смертью как таковой, но с унынием, с нашим отказом жить. Об этом говорит Христос. Он зовёт покаяться, потому что происходящее на земле зависит от нашего внутреннего состояния. Но самое главное - нам предстоит встреча с нашим Богом.
По видимости, Господь не даёт никакого ответа на вопрошание о несчастье. Причина его остаётся как бы сокрытой. "Думаете ли вы, что эти люди были грешнее всех? Нет, говорю вам".
Задумаемся над словами Христа. Не о том Он говорит, что на поверхности и слишком очевидно. Не о жестокости правителя и не о несчастном случае. Но о том, почему Господь попустил этому быть. Не о "нечестии галилеян" (и наших современников) мы должны прежде всего рассуждать, но спросить себя, как нам найти путь покаяния. Потому что иначе мы "все так же погибнем". И страшнее всего - погибнуть без покаяния.
В покаянии заключён глубокий ответ, как помочь Отечеству нашему, погибающим людям. Господь попускает быть многим бедствиям ради одного-единственного: чтобы привести нас к покаянию.
О если бы беды, которые переживает наш народ, послужили его покаянию и обращению к Богу! И потому мы должны как всегда, или, вернее, как никогда усердно молиться. Когда видишь такую страшную катастрофу, кому-то может показаться - молитва уже не поможет. Но когда начинаешь молиться, всё по милости Божией разрешается. По крайней мере, обретается твёрдая уверенность, что всё в мире совершается по воле Божией или по попущению Божию.
Что делать? Как всегда, на всех уровнях, изо всех сил противостоять общему распаду. Не дезертировать с той войны, о которой Патриарх говорит, что она ведётся организованно и целенаправлено на уничтожение нашего народа.
Мы должны делать в земном плане всё от нас зависящее. Но при этом не обманываться ложными надеждами мира сего на внешнее благополучие. Не забывать, что "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие". Хранить святое спокойствие среди "землетрясений по местам", о которых Господь говорит, что это - начало болезней. Знать, что Христос уже всё победил, и терпением, и ответственностью веры входить в Его победу.
Столько слов было сказано о смирении русского человека, о том что этим смирением русский народ больше всего угодил Богу. А теперь, получается, это качество обращается против него же. Что же это, достоинство или недостаток?
В.Строев, г.Тосно
Недостатки человека - это только продолжение его достоинств. Святые отцы учат, что только добро имеет природу, а зло её не имеет. Богом всё создано, и всё "добро зело". Все злые качества в человеке - это искажение доброй природы, данной человеку Богом. Одни и те же качества, одни и те же дарования, в зависимости от того, соединены они с тайной Воплощения или отделены от неё, действуют по-разному, в них присутствует или Бог, или диавол.
Вы говорите о смирении русского человека. Сам Господь говорит, что от Него мы должны прежде всего научиться смирению. Но мы видим, что если народ не соединён со Христом, то смирение превращается в рабство.
Или любовь западного человека к свободе. Апостол Павел говорит: "К свободе вы призваны" (Гал. 5, 13). Но только "где Дух Господень, там и свобода" (2 Кор. 3, 17). Без этого свобода превращается во вседозволенность, которая отменяет все нравственные ограничения. "Обещают им свободу, будучи сами рабы тления, ибо кто кем побеждён, тот тому и раб" (2 Пет. 2, 19).
Уважаемый отец Александр!
Вы пишете, что сегодня в обществе созданы такие условия, что сохранить своё нравственное достоинство могут только сильные. А среднему человеку, как Вы пишете, не выжить. Но разве все мы не "средние"? Кто из нас может сказать, что он не "средний"? Кто такие "сильные"?
В связи с этим второй вопрос. Не слишком ли часто мы объясняем своё безответственное поведение тем, что мы живём в такое время?
А. Мазаева, г. Саратов
Да, горе многим, и особенно детям, когда они живут среди такого Содома. Потому что, как говорит слово Божие, "со избранным избран будешь, с нечестивым развратишься" (Притч. 13, 21). И апостол Павел не зря приводит мысль языческого философа о том, что дурные сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15, 33). Это очевидная истина даже для незнающих Бога. Как говорится, с кем поведёшься, от того и наберёшься.
Когда грех становится нормальным явлением в обществе, выжить, действительно, могут только сильные. Сильные - это те, кто не формально принадлежит Церкви. Те, кто со Христом, с крепостью Его благодати. И умножение беззакония должно вдохновлять любящих Христа на большую верность Ему. Как поётся в псалме: "Господи, разориша закон Твой. Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия" (Пс. 118, 127-126).
Но вы, кроме того, поднимаете очень важный для сегодняшнего времени вопрос о личной ответственности.
Существуют две опасности. Одна - грех индивидуализма: "То, что в мире и со всей Церковью, меня не касается". Замкнуться только на личном грехе и не видеть общественного. Хотя общественный грех может быть государственным атеизмом, переходящим на наших глазах в государственный сатанизм. И вторая - когда личный грех растворяется в грехе коллективном. "Нравы падают - виноват во всём политический режим".
Мысль не новая - её в своё время высказал Руссо: "Человек рождается хорошим, его делает плохим общество". Какой же вывод он делает? Измените общественную структуру - и вы измените человека. Мы знаем, к каким последствиям в истории привела эта соблазнительная мысль. Надежды на такого "нового человека" - Маркса, Энгельса, Ленина, Гитлера, Ницше, Мао Цзэдуна - отсюда.
Но на самом деле истоки подобных рассуждений глубже. Они идут от первородного греха. И как привычно человеку сваливать свои грехи на общество, или на обстоятельства, или на других людей, наконец, - на Самого Бога! Давно замечено: чем строже люди к общественным грехам, тем снисходительнее к личным. Сам Руссо, который избавился от пяти собственных детей, сдав их в общественный приют - классический пример этого.
Атмосфера в обществе не обязательно может быть такой, какую мы наблюдаем сегодня. И в обществе, где власть православной монархии осуществляет защиту нравственности, могут быть свои серьёзные недостатки. Потому что при любом, даже самом идеальном государственном устройстве - "мир лежит во зле" (1 Ин. 5,19).
Не надо впадать из одной крайности в другую. Думать, что в обществе, социально более справедливом, должна быть более нравственная жизнь - очевидное заблуждение. Пример сегодняшних Швеции и Голландии, где самый высокий в Европе уровень жизни и самое большое число самоубийств, - у всех перед глазами.
Христианская мудрость - всегда в хранении спасительного равновесия. И всегда грех против любви и истины - больше всех грехов. И "любящему Бога всё содействует во благо" (Рим. 8, 28).