Во все времена род бесовский изгонялся только молитвою и постом (Мф.17,21). И в основе чина "О избавлении от духов нечистых" лежат молитвы, составленные Святыми отцами ещё в IV веке.
Отношение к этому священнодействию среди современного духовенства не однозначное. Одни относятся к изгнанию бесов скептически, даже с насмешкой. Другие - просто боятся отчитывать. Третьи, особенно младостарцы, иногда даже ставят отчитку выше Литургии. Кроме разжигания тщеславия, тут есть нюанс, который точно подметил один современный святитель: вместе с бесами подобные "экзорцисты" частенько вытряхивают и кошельки доверчивых простаков.
В чине "О избавлении от духов нечистых" указаны жёсткие требования к заклинателю: блюсти себя от страсти, гордости и тщеславия, от всякого вида сребролюбия и лихоимства, от греха блуда и всякой телесной нечистоты; иметь твёрдую веру православную, упование на Божию благодать; любовь ко всем; кроме того, перед чином отчитки необходимо исповедаться в сердечном сокрушении своему духовному отцу.
Вопрос важнейший: кому отчитка нужна, а кому нет? В скорби, болезни или душевном обстоянии священник предлагает страждущему исповедь, причастие, молебен "О здравии", маслособорование. А человек обижается: это-де, не интересно, это уже было. Когда такому отказываешь в отчитке, он обижается: "Я же плачу!"
Господь попускает нам, а иногда и детям нашим, различные болезни по грехам нашим. И силу демонскую, по выражению Святых отцов, Он начинает употреблять как бич для наказания грешников, потому что любит нас (Откр. 3,19). Иначе нас не исправить и не спасти.
Болезнь, как и смерть, пришла в мир вместе с грехом. Когда Господь исцелял больного, Он говорил: "Прощаются тебе грехи твои" (Мф. 9,2).
Только в исключительных случаях, по Своему непостижимому Промыслу Господь попускает болезнь, не связанную с грехом (Ин 9,3).
Мы же, к сожалению, часто не исправляемся, а начинаем искать соседку, колдуна, мага, которые навели порчу, сглазили и т. д.
Что же поражает бес? Человек состоит из тела, души и духа (иногда второе и третье смешивают). Если поражён дух - это явная одержимость. На отчитке такие люди рычат, мычат, кричат нечеловеческими и чужими голосами, бранятся, пытаются что-то (кого-то?) выблевать, делают странные движения, проявляют невероятную физическую силу. Всё это усиливается, когда болящих кропишь святой водой, мажешь освящённым елеем, подносишь к ним икону, мощи святых или напрестольный крест. Явно одержимые бесом нуждаются в отчитке.
Сложнее, когда больна душа. Здесь важно не впасть в две крайности. Первая: все душевные болезни - происки дьявола. Вторая: все душевные болезни - от нарушения деятельности головного мозга вследствие той или иной медицинской причины.
До XIX века функцию психиатрической лечебницы выполняли монастыри. "Бесных" и слабоумных лечили вместе. В XIX веке всё отдали на откуп науке. Теперь в начале XXI-го века важно найти форму сотрудничества духовных отцов и психиатров.
Священникам не следует сразу "бросаться" отчитывать, для этого нужно иметь достаточный опыт "различения духов" (1 Кор. 12,4).
Кроме молитвенной помощи, необходимо посоветовать болящему обратиться к верующему квалифицированному врачу - наркологу, неврологу, психиатру. Так, например, болезнь может наступить вследствие травмы головного мозга, как последствие менингита, мозговых инфекций и т. д. Шизофрения и эпилепсия могут передаваться по наследству.
Наиболее часто приходится сталкиваться с неврозами: истерия, различные страхи (фобии), навязчивые идеи, комплексы, чередование уныния с необычайным воодушевлением, готовность лично решать глобальные проблемы и т. д.
Был у меня послушник, которому, якобы, ангел сказал, что тот "избранный". Вначале он впал в греховное уныние: я, дескать, самый грешный, самый недостойный, не спастись мне, а потом говорит: "Вы, отец Варсонофий, спите. И владыка спит. И Патриарх спит. Я со своим ангелом разбужу вас всех!.."
Какое участие дьявола в возникновении физических болезней? Может ли дьявол вредить нашей плотной оболочке? Экзорцист Троице-Сергиевой лавры архимандрит Герман (Чесноков) считает, что да: "Они начинают своей духовной тяжестью налегать на наше тело, сдавливать наши жилы, кровеносные сосуды. Сразу в организме человека повышается давление. Так демоны поражают наши органы: сердце, лёгкие, почки, руки, ноги".
Итак, отчитывать или не отчитывать, - решает духовник. Ему только надо быть готовым, что дьявол может вступить в диалог. В начале он предложит заклинателю: "Брось, не надо. Она наша". Потом попытается ввести в прелесть: "О-о, ты сильнее почаевских!" Потом будет ругать священника: 'Ты колдун!", 'Ты рукоблудник!" и т. д. Наконец, будет угрожать священнику и его близким. Например: "Если я из неё выйду - тебя убью. Я сильный!"
Теперь самое главное. Нужно объяснить болящему, что отчитка - это "дело третье". Главное - вера. Главное - любовь. Главное - не грешить. Главное - исповедь и причастие, а потом уже молебен "О избавлении от духов нечистых".
Если из человека выгнать беса, а человек этот будет продолжать грешить, в него войдут семь бесов злейших, и "бывает для человека того последнее хуже первого" (Мф. 12,45).
Церковь не благословляет обращаться за помощью к кодировщикам, "народным целителям", "бабкам", знахарям, колдунам, экстрасенсам и пр. Имя всем им - легион.
Смиренный, любящий, верующий человек, не пренебрегающий таинствами, молитвами и священнодействиями Церкви, защищён от чародеев Божией благодатью. В сердце такого человека дьявол не зайдёт.