Лагерное фото
А.Д. Бороздина |
На всяком месте можно служить Богу и славить Его. "Всякое ремесло вверх повезло", - так говорили русские люди. Но особенно славно было на Руси ремесло иконописцев. Созерцая святые лики, читая жития угодников Божиих, человек духовно возрастает и укрепляется в вере.
Александр Дмитриевич Бороздин - художник-иконописец из рода Бороздиных. Фамилия иконописцев Бороздиных известна с конца XVI века. Иконописцы села Мстёра, объединённые мастерской Бороздина, долго сохраняли древние традиции раннего "Строгановского письма" и противостояли "смешению стилей" в иконографии, появившемуся на Руси с петровских времён. Для мстёрских иконописцев было характерно мелкое, "палатное письмо", названное потом миниатюрой.
С середины XVIII века провинциальные художники дольше, чем городские, сопротивлялись фряжскому, т.е. западному, влиянию в живописи, сохраняли своё наработанное веками мастерство.
С конца XIX века появились новые трудности. С одной стороны - возникло машинное производство икон, с другой - постепенно утрачивалось мастерство, терялись традиции старорусского и византийского письма. Машинное тиражирование стало теснить рукотворные иконы. В прежние времена православные иконописцы постились и молились в процессе написания икон, теперь всё это уходило в прошлое.
Икона "Благовещение Пресвятой Богородицы" |
Лучшие умы России и художники того времени были обеспокоены создавшимся положением, ив 1901 году по указу царя Николая II создаётся Комитет попечительства о русской иконописи. На заседании Комитета от 3 января 1902 года было заслушано мнение Виктора Михайловича Васнецова о состоянии дел. Он говорил о приоритете рукописной иконы перед её печатным образом и о необходимости сохранить традиции древней иконографии, начиная от киевских мозаик и новгородских фресок до Московского и Строгановского письма, включая XVII век. Комитет ставил конкретные задачи: расширить старые и создать новые иконописные школы и учебные мастерские в России, особенно в тех местах, где они уже существовали: в частности, сёлах Владимирской губернии - Мстёре, Холуе, Палехе, при монастырях, лаврах.
В это благословенное время общественного интереса к иконографии из Мстёры в Москву пришёл молодой, талантливый художник-иконописец Александр Дмитриевич Бороздин.
Отслужив на фронтах русско-японской войны, АД. Бороздин "сотоварищи" расписывает храмы в Москве, Троице-Сергиевой лавре, реставрирует древние иконостасы, пишет иконы, часто используя приёмы миниатюрного письма, характерного для старых мстёрских мастеров. В 1916 году А. Д. Бороздин совместно с Иоанном - диаконом Всехсвятского храма, что в посёлке Сокол, расписал Благовещенский храм в Петровском парке.
Это была последняя крупная работа художника, она же стала ярким событием и в его личной жизни. Три маленькие дочери - в возрасте 3-х, 5-ти и 12-ти лет - помогали отцу растирать краски, а старшая - подавала отцу кисти, поднимаясь по лесам к самому плафону-потолку, где отец писал Деву Марию у колодца и Архангела Гавриила. Девочка робела на такой высоте, а отец подбадривал её: "Не бойся, нам помогает Сама Дева Мария". Эта храмовая роспись сохранилась и до наших дней. Настоятель храма протоиерей Димитрий Смирнов бережно хранит религиозные и художественные ценности храма.
Святая Русь |
Октябрьский переворот 1917 года и последующие репрессии духовных лиц (иконописцев и, в целом, интеллигенции) принесли в жизнь Бороздина и его семьи большую печаль. Удержание веры православной через сохранение канонов древней иконографии стало невозможным. Оставалось одно: сохранять верность православным традициям в узком кругу семьи, в воспитании дочерей. В те трудные годы художник не утратил высокой духовной силы, питавшей его личность. В 20-30-е годы АД Бороздин создаёт ряд интересных работ. Среди них - иллюстрации к русским сказкам, миниатюры к сказкам А.С. Пушкина. Дом-музей А.С. Пушкина на Пречистенке в Москве хранит многие миниатюры художника А.Д. Бороздина и экспонирует их в юбилейные дни.
Испокон века русские иконописцы были людьми высоконравственными, крепко стоящими на основах Православия. Александр Дмитриевич Бороздин был ярким примером такого человека. В 1922 г., когда начались репрессии, Бороздину было приказано в 24 часа уничтожить все написанные им иконы. И тогда Александр Дмитриевич вынес на улицу стулья и поставил на них иконы, чтобы верующие могли взять и тайно сохранить святые образа. Осталась единственная икона - Благовещение, которую и по сей день бережно хранит его внучка.
По злому навету 25 июня 1941 года Александр Дмитриевич Бороздин был арестован. На допросах в Бутырской тюрьме он не отрицал своих взглядов. Он говорил, что нельзя строить общество на безбожных началах, что евангельская мораль - основа для всех. Как православный христианин Бороздин на допросе не посчитал для себя возможным умолчать о своём несогласии с политикой советского правительства. Без суда и следствия, только тремя голосами Особого Совещания при НКВД СССР Александр Дмитриевич Бороздин был осуждён за антисоветские высказывания. Мера наказания - заключение в исправительно-трудовом лагере сроком на 5 лет. Через месяц после вынесения приговора шестидесятилетнего АД Бороздина не стало.
Пополнялись ряды мучеников - явленных и неявленных - за веру православную в годы гонения на Церковь. АД. Бороздин похоронен в общей могиле у Соловецкого камня на Лубянке, в Москве. Утешением его близким служила Евангельская заповедь: блаженны алчущие правды... (Мф. 5,6).
Фамилия художников-иконописцев Бороздиных не исчезла. Жива дочь АД. Бороздина - 90-летняя Ольга Александровна Бороздина-Кондратьева. Реализовать в советском обществе свой талант иконописца она не смогла - 50-70-е годы XX века были для православного человека трудными. Она и до сих пор пишет, продолжая дело своего отца. Стала художником и правнучка АД. Бороздина - Оксана Долженко. В сегодняшней Мстёре работает несколько художников-иконописцев с прекрасной фамилией Бороздины - фамилией, впитавшей в себя древнее мастерство и историю России.