Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера       Главная страница номера

Тайна Фёдора Кузьмича

Андрей Викторович ПОЛУШИН

Феодор Томский

 

2 февраля - 140 лет со дня преставления святого праведного Феодора Томского

 

Осенью 1836 года в Пермской губернии был задержан неизвестный человек, наружность и манеры которого выдавали его знатное происхождение. Однако на допросе он назвал себя крестьянином Фёдором Кузьмичом и от дальнейших показаний отказался. Незнакомца посадили в тюрьму, судили за бродяжничество и приговорили к ссылке в Сибирь.

Так рассказывалось о появлении в Сибири старца Фёдора Кузьмича в многочисленных брошюрах, выходивших до революции. Молва о том, что таинственный путник никто иной, как император Александр I, будоражила умы не только простого народа, но и высшего сословия. Ходили упорные слухи, что царь не умер осенью 1825 года в Таганроге, а отправился странствовать и замаливать грехи. Император Александр I с юных лет отличался склонностью к мистицизму, а трагическая история в Михайловском замке, где от рук убийц пал его отец Павел I, могла послужить толчком для возникновения у него мысли о покаянии и искуплении.Император Александр I

Александр Павлович не мог себе простить пассивного участия в заговоре, ведь он даже взял слово с заговорщиков, что жизни и здоровью родителя не будет угрожать никакая опасность. Но обстоятельства сложились иначе. Павел I погиб.

В годы царствования Александра I на российском престоле его стремление отказаться от бремени власти неоднократно проявлялось в той или иной форме.

Узнав о вторжении полчищ Наполеона, Александр I заявил: "Я отращу себе бороду и лучше соглашусь питаться хлебом в недрах Сибири, нежели подпишу стыд моего Отечества и добрых моих подданных" (т.е. позорный мирный договор с Наполеоном - А.Л.).

Рака с мощами святого
праведного Феодора Томского

В 1819 году проходил смотр гвардейских полков под Красным Селом. Второй бригадой 1-й гвардейской пехотной дивизии командовал Великий Князь Николай Павлович, будущий Император Николай I. После учений, похвалив брата за хорошую выучку солдат, Александр неожиданно заговорил о том, что как только почувствует упадок своих сил, тотчас откажется от престола: "Я не раз говорил об этом с братом Константином, - заключил Государь, - но он, будучи одних со мной лет и с врождённым сверх того отвращением к власти, решительно не хочет мне наследовать.

Итак, вы должны наперёд знать, что призываетесь в будущем к императорскому сану".

Несложно предположить, что если Император действительно захотел скрыться от света, то более удобное место, чем захолустный Таганрог, трудно себе представить.

Открыто отречься от власти было нельзя. Готовился заговор декабристов, волновались войска. И Александр предпочёл мнимую смерть.

Здесь, вдали от Петербурга, окружённый небольшим кругом самых преданных, самых верных людей, он объявляет им, что час пробил. В гроб кладут тело случайно погибшего в пути фельдъегеря Маскова (по другой версии - солдата, умершего в таганрогском лазарете накануне), а Император Александр, простившись со своими спутниками, удаляется от мира навсегда.

Таково возможное развитие событий. Однако легенда по-прежнему остаётся только легендой. В далёкой Сибири, в Томске провёл последние годы своей жизни таинственный старец Фёдор Кузьмич.

Дом купца С. Ф. Хромова, у которого
праведный старец жил последние шесть лет

Город Томск называют Сибирскими Афинами. Здесь был открыт первый за Уралом университет. Основана самая крупная в Сибири библиотека. И сегодня Томск по праву считается одним из самых крупных образовательных центров России. Каждый пятый его житель - студент. Но в те времена, когда здесь появился старец Фёдор Кузьмич, Томск был обычным пересыльным пунктом. Почти в самом центре Томска находится Богородице-Алексеевский монастырь. Он был основан в 1605 году, ровно через год после того, как поднявшиеся вверх по Оби казаки срубили на излучине реки Томь первый острог. Не единожды монастырь приходил в полное разорение от пожаров, от набегов киргиз и калмыков, но всякий раз силами русских поселенцев восстанавливался из руин.

Последнее разорение города, уже от пожара братоубийственной войны, приходится на 30-е годы прошлого столетия. Говорят, что в 1926 году перед расстрелом монахов Богородице-Алексеевского монастыря старец Фёдор Кузьмич, Феодор Томский, ясно видимый многочисленными свидетелями, вышел сквозь стены часовни, в которой молился при жизни, и дошёл до монастырского кладбища, где на глазах у братии растаял в воздухе. Святой словно предупреждал монахов о необходимости готовиться к смерти.

Шестьдесят девять лет спустя под стенами разрушенной часовни были обретены честные останки Феодора Томского, причисленного в 1984 году к собору Сибирских святых.

Келья Старца на
заимке купца Хромова

Для того, чтобы обрести мощи, учащиеся Томской Духовной семинарии подняли тонны мусора, которыми было завалено место погребения старца. Ныне святые мощи покоятся в монастырском храме. Новые насельники обители составили житие святого праведного Феодора Томского. В нём говорится, что старец был чрезвычайно воздержан в пище. Его обед состоял обыкновенно из чёрного хлеба или сухарей, замоченных в воде. При этом в его рассказах о прошлой жизни обнаруживалось необычайное знание петербургского придворного этикета.

"Если бы вы вновь вернули меня в прежнее положение, - говорил старец, - и сделали бы меня вновь хранителем земного богатства, тленного и теперь мне вовсе ненужного, тогда бы я был несчастнейшим человеком".

Настоятель Богородице-Алексеевского монастыря игумен Силуан рассказал о том, что Феодор Томский был прозорлив, а также обладал даром исцеления.

Последние 6 лет праведный старец жил в доме купца Семёна Феофановича Хромова, в специально пристроенной маленькой келье. Дом этот ныне в удручающем состоянии. По всей видимости, администрация Томска не торопится его восстанавливать. Монастырь предлагал сделать здесь музей старца Феодора Томского и библиотеку духовной литературы, но средств на это пока не находится.

Однако то, что не сохранили стены, сберегли человеческие сердца. Неподалёку от разрушенного дома живёт правнучка Семёна Феофановича Хромова - Евгения Александровна Благовещенская. Из поколения в поколение Хромовы бережно хранили личные вещи старца: рубашку, шапочку и губку.

В 2001 году Евгению Александровну посетила Мария Олеговна Романова, приехавшая из Австрии вместе со своим сыном, священником-иконописцем отцом Сергием. Они подарили ей икону святого праведного Феодора Томского.

Интерес к старцу со стороны представителей царской фамилии не случаен. Игумен Силуан, настоятель Богородице-Алексеевского монастыря, встретился с эмигрантом первой волны Алексеем Сергеевичем Трубецким, который, будучи знаком с сестрой Николая II, Ольгой Александровной Романовой, услышал от неё однажды признание в том, что старец Феодор не кто иной, как император Александр I. Есть и другие, не менее интересные свидетельства.

Настоятель Новосибирского собора святого Александра Невского протоиерей Александр Новопашин вспоминал: "В 1999 году волею Божией я оказался в Париже в соборе Александра Невского на рю Да Рю, где познакомился с двумя монахинями: Екатериной и Агнией. Они спросили меня, как я отношусь к тому, что Феодор Томский мог быть Императором Александром, победителем Наполеона? На мой достаточно двусмысленный ответ они поведали мне такую историю. Оказалось, что они - внучки министра иностранных дел Николая Карловича Гирса, служившего при дворе Александра III. Дед им рассказывал, что он однажды прямо спросил у Императора про слухи о Феодоре Кузьмиче. В ответ Государь пригласил его в кабинет, где на стенах были развешаны портреты членов царской фамилии и, указав на портрет Феодора Кузьмича, расположенный посреди них, спросил: "Теперь вам всё понятно, Николай Карлович?"

Образ таинственного старца притягивал к себе пристальное внимание всех коронованных особ Российской Империи. Однако говорить об этом публично было не принято. Признание старца Императором Александром I могло поставить под вопрос законность престолонаследия. Поэтому когда в 1891 году могилу Феодора Кузьмича посетил будущий Император, тогда цесаревич Николай Александрович, этот визит носил неофициальный характер.

Накануне кончины старца, 2 февраля 1864 года, в его келью пришёл Хромов и, став на колени, спросил: "Есть молва, что ты, батюшка, ни кто иной, как Александр Благословенный. Правда ли это?" Старец, услышав это, стал креститься и произнёс: "Чудны дела твои, Господи! Нет тайны, которая бы не открылась".

После кончины старца, 1 февраля 1864 года, за висевшей на стене Почаевской иконой Божией Матери был найден знак, начертанный его рукой, дающий робкую надежду на разгадку этой тайны: вензель - буква "А". И всё же ставить точку в этой одной из самых загадочных в истории Российской Империи тайн пока рано.


Томск

Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU