Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера       Главная страница номера

Не будьте унылы, как лицемеры

Надежда Александровна ИЛЬИЧЁВА

 

 Господь Сам учил нас поститься. Учил и словом, и делом. Прежде чем выйти на проповедь, Он постился в пустыне сорок дней, потому и мы, христиане, в память об этом каждый год соблюдаем Святую четыредесятницу. И, пожалуй, все остальные дни в году - подготовка к ней, ожидание её: "Это время благоприятное, время покаяния". Для православного человека Великий пост - точка наивысшего напряжения духовных и физических сил. Святые-то все дни живут в таком напряжении. Ну а мы не можем так, для нас и сорок дней в году - подвиг. И Господь, снисходя к нашей немощи духовной, принимает этот наш скромный труд и дарует самую главную награду: видение своих грехов и покаяние. Но может и не принять, если будет в нём фарисейская мерзость гордыни и лицемерия: "Я не таков, как прочие человеки". "Лицемеры, - говорит Господь, - принимают на себя мрачные лица".

Да, пост - время покаяния, но не будем смешивать это высокое, светлое, перерождающее душу чувство с унынием, которое противно Богу. Ты мрачен? Значит, ты горд, только и всего. "Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать". Мрачность - свидетельство безблагодатной жизни, а некоторые по невежеству считают её признаком скорби о грехах своих. Подробно разбирал опасности такого пути в духовной жизни святитель Игнатий Брянчанинов. С горечью он писал: "Христианство постепенно удаляется от людей, остаётся одно лицемерство". С ужасом предвидел святитель, что "лицемерство" в духовной жизни приведёт Россию к страшным бедам. Мы знаем, что так и произошло. Лицемеры-родители воспитали детей-атеистов и они, ослеплённые, разрушили свою Родину.

Эта страшная, бесовская сила калечит души людей, является соблазном для наших детей: "Горе тому, кто соблазнит одного из малых сих". Мы перед каждым постом очень озабочены тем, что можно есть, а что нельзя. Усердно запасаемся особой постной пищей. Всё это, безусловно, нужно, но так ничтожно по сравнению с главной задачей, которую ставит перед нами Господь (и о которой мы забываем в хлопотах о пище): "Не будьте как лицемеры". Вот хотя бы сорок дней в году следить за тем, чтобы ничего напоказ не делать, просто быть таким, какой ты есть. Нет в тебе покаяния? Ничего удивительного. Сердце-то - как камень. Господь говорит, что прежде нужно всех простить, со всеми примириться, никого не осуждать, и лишь потом просить о прощении. А ты простил? Не на словах только, а на деле? Надо нам для начала перестать лгать хотя бы самим себе (Бога-то всё равно не обманешь), и тогда постепенно рассеется в наших душах мрак, который мы сами в себя принимаем. Бог поможет нам выбраться из тенёт лжи и дарует радость покаяния, которое и является настоящей целью предстоящего нам Великого поста. Господь постоянно напоминает нам, что мы должны "явиться постящимися не перед людьми, но перед Богом", и рассказывает притчу о мытаре и фарисее. Мы постоянно забываем, что Бог смотрит, прежде всего, на наше внутреннее состояние, и потому приятен Ему осуждавший только себя мытарь и неугоден гордый своей мнимой праведностью фарисей.

Известен случай, рассказанный нам святыми Отцами. В одном из древних монастырей жил нерадивый монах: постился не строго, не молился по ночам, как другие, и при этом всегда пребывал в радостном духе. Очень тревожилась о его загробной участи братия: "Чему ты радуешься, несчастный! Если будешь так жить, то не спасёшься!" Но когда он умирал, то явился за его душой ангел и сказал: "Он никогда никого в своей жизни не осудил, потому и его Господь судить не будет".



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU