5 февраля - 80 лет со дня рождения Александра Матросова
27 февраля 1943 года совершил свой подвиг русский
солдат Александр Матросов
Имя Александра Матросова знают все. Он совершил свой подвиг 27
февраля 1943 года, когда ему было 19 лет. Впоследствии дату смерти
героя перенесли на 23 февраля, приурочив её ко дню Советской Армии.
Что нам известно о его жизни? Он родился в 1924 году в г. Екатеринославе
(ныне Днепропетровск) в крестьянской семье. Отец его был раскулачен,
поэтому его поместили в детский дом. Можно предполагать с большой
долей уверенности, что он был крещёным. По переписи 1937 года
80% русских крестьян назвали себя православными. (По этой причине
перепись была признана "вредительской", и результаты её были аннулированы.)
Нам важно отметить, что он вышел из самой гущи русского православного
народа.
Из детского дома мальчик сбежал и потому попал в Уфимскую детскую
трудовую колонию, где ему дали образование и профессию. В сентябре
1942 года он был призван в армию и направлен в пехотное училище,
но вскоре его перевели в гвардейскую (то есть в отборную) часть.
Естественно, он был комсомольцем, обычным советским человеком
со всеми стандартными, документально подтверждёнными положительными
характеристиками. Сравните этот факт с утверждениями "демократической
прессы", будто он был "штрафником".
27 февраля 1943 года его часть получила задачу атаковать опорный
пункт противника в районе деревни Чернушки Псковской области.
Как только солдаты прошли лес и вышли на опушку, они попали под
сильный пулемётный огонь фашистов. На глазах у Матросова погиб
его близкий друг Андрушенко, получили тяжёлые ранения другие товарищи
- Копылов и Малинкин. Матросов подобрался к амбразуре дзота с
фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал, но через некоторое
время снова ожил. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту
и своим телом закрыл амбразуру. Александр Матросов был навечно
зачислен в списки своей части, а полку, где он служил, было присвоено
его имя.
До недавнего времени в казарме, где располагался этот полк, стояла
его койка и на вечерней поверке, по традиции, выкликалось его
имя. И следовал ответ: "Герой Советского Союза Александр Матросов
пал смертью храбрых за Родину". Сейчас эта дивизия расформирована
и, таким образом, Александр Матросов исключён из списков российских
воинов. Один из американских идеологов "холодной войны" говорил:
"Наша задача, чтобы в Советском Союзе больше не было матросовых
и Космодемьянских". Иногда кажется, что они добились этого.
Как это созвучно с уничтожением честности, совестливости, стыдливости,
мужественности в людях! В начале так называемой перестройки появилась
серия "разоблачительных" статей про наших героев. "Ваш Матросов
- уголовник. И вообще его не было. И лучше бы немцы тогда победили.
И поскорее бы нас кто-нибудь завоевал". Им ненавистен сам факт
подвига.
Война мобилизует духовные силы людей. И героизм одного поднимает
дух многих. Этот подвиг особенно прозвучал скорее даже после войны.
Во время войны он был как бы естественным, всем понятным: жертвовать
собой во имя Победы. Известно, что за время войны подвиг Матросова
повторили более 300 человек.
Почему была одержана победа в той войне? Потому что была жертвенность,
полученная в наследство от предшествующих христианских поколений.
И в сегодняшней войне, направленной на уничтожение России, врагу
необходимо уничтожить всякую жертвенность. Для этого - всякую
нравственность.
Ещё недавно в советском атеистическом обществе считалось прекрасным
отдать свою жизнь за Родину. В нашем детстве такие люди, как Александр
Матросов, Зоя Космодемьянская, Николай Гастелло были идеалом.
Это было бесспорно. Потому что они отдали свою жизнь за других.
Для детей они были как святые своего времени. На примере этих
героев воспитывались многие. Однако сразу подчеркнём, что святость
и героизм - это не одно и то же. Разумеется, советская власть
эксплуатировала их подвиг в своих целях. Но хотя идеология, казалось,
проникала всюду, наши солдаты умирали на войне за Родину, а не
за Сталина. Мы различаем "революционный энтузиазм" от жертвенного
патриотизма.
В нынешней хорошо организованной войне против нашего Отечества
первая задача - деморализовать всех. Разрушить нравственность,
чтобы не было святыни - ни Родины, ни семьи, ни Бога. Таких можно
брать голыми руками. Пока не будет жертвенности в нашем народе,
не на что надеяться. Таков закон жизни во все времена: не бывает
ничего подлинно великого без жертвы, без крови, без отдачи себя.
Наверное, мы никогда не узнаем с полной достоверностью, был ли
Александр Матросов крещёным или некрещёным. И что происходило
с его душой в решающий миг.
Может быть, он, как разбойник благоразумный, которому внезапно
открылась тайна жизни, прозрел в одно мгновение. Вся жизнь его
свелась к одному моменту - прикрыть своих товарищей от огня. Разве
это не поступок святого человека? Разве не об этом говорит Христос:
"Нет большей любви, как если кто положит душу свою за други своя".
И если даже он действовал тогда не как сознательный христианин
- в нём говорил некий инстинкт бессмертия, присутствующий в каждом
человеке. Потому что душа человека - по природе христианка. И,
несомненно, непросто исторгнуть из души нашего народа, даже если
он впадает в безбожие, тысячелетние корни христианской жертвенности.
Я думаю, что его подвиг отвечает жажде восстановления достоинства
современного человека. Несмотря на все попытки уничтожить это
достоинство.
Есть эта жертвенность и сегодня в нашем народе, как бы ни силились
враги истребить её. Солдат срочной службы 18-летний Сергей Алексеевич
Бурнаев из посёлка Заокский Тульской области погиб 27 марта 2000
года в Чечне, по-своему повторив подвиг Александра Матросова.
Его подразделение получило сведения, что в одном из домов засели
боевики. В подвале взятого штурмом дома один из боевиков бросил
гранату. Прежде чем граната взорвалась, Сергей закрыл её своим
телом, чтобы спасти товарищей. Мы знаем о жертвенном, мученическом
подвиге многих других героев этой войны. То же можно сказать и
о людях, вставших на защиту законности и Отечества в 1993 году,
и о тех, кто заплатил своей жизнью, спасая раненых во время этой
бойни. Нам тоже неизвестно, были ли все эти люди крещёными или
верующими.
Церковь благоговейно хранит память новых христианских мучеников
и исповедников - убиенных иеромонаха Василия, иноков Трофима и
Ферапонта, иеромонаха Григория, протоиерея Анатолия, иеромонаха
Нестора, иерея Игоря, воина Евгения Родионова, Людмилы Крюковой
и многих православных священников и мирян, среди которых немало
и детей.
Мы не можем отождествлять христианскую святость и благородный
человеческий героизм, смысл которого может быть ведом одному Богу
в каждом отдельном случае. Но совершенно очевидно, что в сегодняшней
войне мы должны объединить то и другое. В любом случае, если ради
Отечества земного они не пощадили себя, какими нам надо быть ради
Отечества Небесного!
В нынешнем противостоянии "врагу рода человеческого" Церковь
по своему призванию должна стать духовным объединяющим началом.
Христос говорит, что верующие в Него - соль земли. Мы знаем,
что без соли, без этой как будто незначительной добавки, всё на
свете теряет вкус. Быть солью земли означает для нас две задачи:
не потерять свою, однажды данную Богом благодатную силу, и не
остаться без употребления - в нашей "солонке". Если мы, вдохновляясь
любовью ко Христу и нашему земному Отечеству, взирая на подвиг
святых и героев, примем эти две задачи, весь народ наш "осолится".
И мы можем надеяться на наше спасение и на спасение многих. Но
если мы не научимся жертвенности у святых и героев, соль не будет
годной ни для чего, кроме как быть выброшенной вон, чтобы смешаться
с серой пылью, на попрание людям.
Когда задают вопрос, для чего мы приходим на землю, христиане
отвечают просто: "Чтобы научиться любить". Существование всей
вселенной в её неисчислимой огромности не имеет смысла - кроме
того, что в какой-то её части есть люди - те, кто обладает даром
свободы. Человек, хрупкое существо на крошечной планете, может
быть раздавлен вселенной. Но он больше вселенной, как сказал Паскаль,
потому что он не только знает, что умрёт, но знает, что может
умереть, любя. Отдавая жизнь за других.
Для того, чтобы любовь была возможна, недостаточно иметь горы,
моря, снега, цветы и звёзды. Надо, чтобы было свободное существо.
И у этого свободного существа есть вечная судьба: "Возлюбиши Господа
Бога твоего всем сердцем твоим, всею мыслию твоею, и ближнего
твоего, как самого себя". Да, без первого по-настоящему нет и
второго. Но есть божественный инстинкт в человеке, даже не знающем
Бога.
Человек устремляется к тому, что имеет абсолютное значение. Начало
и цель бытия - любовь, которая достигается дорогою ценою. Любовь
- кровь завета вечного, Нового Завета, основанного на жертве.
Если бы не было смерти Христа, мы не могли бы получить ни одно
из Его благословений, и всякая жертва потеряла бы смысл.
Решающий момент жизни каждого человека, конечно же, смерть. Всё,
что может сделать христианин, проистекает из неё. И у не знающих
Бога людей действует тот же таинственный закон.
Церковь знает, что чем ближе смерть, тем ближе к нам Христос.
Только те, кто готовы умирать, готовы жить. А с другой стороны,
я хочу знать, как надо жить, чтобы научиться, как надо умирать.
Смерть Христова - наша смерть. Эту смерть Он претерпел, чтобы
победить нашу, преобразить её, чтобы наша смерть стала явлением
жизни, явлением любви. Нет иного блага кроме любви. Единственно
подлинная связь с жизнью - любовь и отдача себя. В этом тайна
творения и тайна Воплощения Божия. И всякий человек, даже не знающий
этой тайны, включён в неё. Здесь - наша единственная надежда.
В земном и вечном плане.
Накануне последнего боя рядовой Матросов передал связному письмо,
адресованное Лиде Кургановой, девушке, с которой он познакомился
незадолго до ухода на фронт. Вот строки из этого письма.
"Я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал
случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад.
Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт такая штука, что вот живёшь-живёшь,
и вдруг пуля или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но
если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот наш
генерал: в бою и лицом на запад".