Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера       Главная страница номера

За други своя

монахиня Зосима (ВЕРХОВСКАЯ)

 

23 февраля - День защитника Отечества

 

Вот прошла еще одна осень, памятная старым москвичам боями на подступах к столице в 1941 году. А в октябре прошлого года сподобил меня Господь снова побывать на Богородицком поле под Вязьмой - том самом поле, где в так называемом "Вяземском котле" 7-14 октября 1941 года Советская армия потеряла за одну неделю более миллиона солдат и офицеров: 400 тысяч остались лежать на Богородицком поле, более 600 тысяч угнано в плен. С болью вспоминаются картины тех событий, о которых удалось прочитать в воспоминаниях участника тех страшных боев, чудом оставшегося в живых, - Вадима Николаевича Шимкевича.

Совсем юным пареньком ушёл Вадим добровольцем на фронт, не находя ответа на вопрос: "Почему война так стремительно шагает по нашей земле, ведь нас убеждали, что у нас самая сильная армия в мире, самые лучшие полководцы?" 4 июля 1941 года его зачислили в ряды 2-й стрелковой дивизии Московского народного ополчения. После тяжёлых боёв его часть оказалась вместе с другими войсками в окружении под Вязьмой, откуда прорваться к своим удалось совсем немногим. Пробираясь на восток, к фронту, юный ополченец был схвачен и отправлен на работы в Германию. Работая на фабрике в городе Зоннеберг, Вадим организовал из таких же, как он сам, остарбайтеров подпольную антифашистскую организацию. Попал в тюрьму, откуда бежал, но был снова схвачен. Далее - лагерь смерти Дахау. После освобождения лагеря американцы вынесли его полуживого - весившего тридцать два килограмма! - и выходили в госпитале. А потом начался самый тяжёлый период: недоверие на Родине к побывавшему в плену, невозможность найти работу. Слава Богу, обошлось без лагерей. Сейчас Вадим Николаевич живёт в Молдавии, где застало его Беловежское "соглашение"; оторванность от России переживает тяжело.

Листаю книгу воспоминаний Вадима Николаевича, которую написал он в своём кишинёвском одиночестве. Открываю страницы об окружении под Вязьмой: "Наше оружие накалено до предела, обжигает руки. Нагло шагают гитлеровцы, обходя распростёртые тела павших. Они приостанавливаются там, где слышится стон. Выстрелами добивают живых. <...> Приближаясь к месту прорыва, мы увидели по горизонту разлитое огненное и дымное пламя пожара. Факелом горели дома и сараи в Богородицком, освещая поле и засевших в окопах гитлеровцев. На колокольне деревенской церкви захлёбывается в ярости немецкий пулемёт. От взрывов дрожит под ногами земля. Атакующие спотыкаются о мёртвые тела товарищей, падают и вновь поднимаются".

Побоище, которое произошло под Вязьмой у села Богородицкого в ночь с 11 на 12 октября 1941 года, не смог бы изобразить и великий художник-баталист Василий Верещагин. В Большой Советской Энциклопедии написано об этом просто: "Врагу удалось к 7 октября окружить крупную группировку советских войск западнее Вязьмы, которая в течение недели вела непрерывную борьбу с противником. На Можайскую линию обороны прорвалась из-под Вязьмы часть окружённых советских войск".

Через Богородицкое прорывались остатки частей 16-й, 19-й, 20-й, 24-й армий и дивизий Московского ополчения. Более 600 тысяч попали в плен. Старые вязьмичи и смоляне помнят, что колонна с советскими пленными растянулась от Вязьмы до самого Смоленска. Весной следующего года немцы гоняли местных жителей на захоронение павших осенью - оттаивал очередной слой и его хоронили; через несколько дней - следующий слой. Но и после проведённых захоронений многие послевоенные десятилетия Богородицкое поле невозможно было пахать - человеческие кости лежали на глубине штыковой лопаты.

Наконец появилось у нас мужество вспоминать и о великих трагедиях Великой Отечественной войны, а не только о победах. Торжественным митингом 11 октября 2001 года было отмечено на Богородицком поле шестидесятилетие той страшной битвы в "Вяземском котле". Поставлена стела в память воинов 2-й дивизии народного ополчения Москвы. А к 2005-му году в ознаменование 60-летия Великой Победы запланировано создать военно-исторический мемориальный комплекс и музей.

Но ещё до того, как на Богородицком поле появились представители областных и общегосударственных структур, местная администрация и духовенство стали обустраивать небольшие захоронения найденных в 1994-1995 годах останков красноармейцев, потом около захоронения поставили крест. Сохранились руины Одигитриевского храма - того самого, с колокольни которого фашистский пулемётчик расстреливал наши войска, шедшие на прорыв по полю. Колокольню немцы взорвали при отступлении. А в полуразрушенном храме отслужили 10 августа 1994 года первую панихиду. На окраине Богородицкого поля иеромонах Даниил (Сычёв) и монахиня Ангелина (Нестерова) выстроили небольшую церковку во имя вмч. Феодора Стратилата и получили благословение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на труды по созданию общины для организации в будущем монастыря наподобие Спасо-Бородинского. Но уже и сейчас в храме вмч. Феодора Стратилата возносятся молитвы обо всех воинах, погибших на полях последних войн.

В этот венок скорби следует вплести ещё одну ветвь - жертв политического террора.

Несколько лет назад удалось выявить ещё один полигон массового расстрела людей - "спецобъект Коммунарка", расположенный на 24-м километре Старого Калужского шоссе под Москвой. В земле "Коммунарки" лежат расстрелянные высшие военачальники, легендарные комдивы, комкоры, командующие флотами, руководители отделов Разведывательного управления и контрразведки. Здесь захоронены девять командующих военными округами и флотами, два заместителя наркома обороны. "Коммунарка" стала главным "генеральским кладбищем" Вооружённых Сил тогдашнего Советского Союза. По данным ФСБ, на "Коммунарке" захоронено 10-14 тысяч человек.

В 1999 году, по решению Правительства Российской Федерации, бывший "спецобъект Коммунарка" передали в ведение Русской Православной Церкви. Сейчас здесь находится подворье Свято-Екатерининского мужского монастыря (настоятель - иеромонах Стефан (Макаров).

На 24-м километре Старого Калужского шоссе уходит направо дорога, мощёная булыжником. По сторонам дороги - стеной стоит лес. Даже страшно смотреть вдоль неё - это "последний путь" многих страдальцев. В конце дороги (длиной метров в 400) виднеются ворота. Весь полигон обнесён высоким деревянным забором на бетонных столбах, с колючей проволокой по верху. Братские могилы разбросаны, как говорят, повсюду. Сейчас в разросшемся лесу найти их практически невозможно. Лишь за прудом, в так называемой берёзовой роще (наиболее часто упоминаемом месте захоронений), чернеют неглубокие ямы, в которых не растёт даже трава. У входа на подворье, сразу же за воротами - расчищена поляна и поставлен высокий поклонный крест, всегда окружённый цветами. Возле поклонного креста 14 ноября 1999 года при большом стечении родственников погибших была отслужена первая панихида. По инициативе общества "Мемориал" траурные митинги, завершающиеся панихидами, проводятся в "Коммунарке" каждую осень.

В единственном здании, доставшемся монахам в наследство, устроена домовая церковь, в которой почти ежедневно совершаются богослужения. Жизнь на подворье суровая: трудно с питьевой водой, часто нет электричества. Но горят свечи, теплятся лампадки домовой церкви, постоянно читается Псалтирь. И уже не так страшно, потому что тьма не властвует больше над этой землёй. Для того чтобы найти все братские могилы, необходимо тщательное обследование всей территории бывшего полигона. Следующий шаг - разработка проекта памятника погибшим в годы репрессий. Да и обустройство быта насельников пустыньки - тоже задача немаловажная.

По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, осенью 2001 года начато строительство каменного храма в честь святых Новомучеников и Исповедников Российских. Но средств не хватает, и храм до сих пор не достроен.

Как хорошо, что в эти места бесконечной скорби пришла наша Православная Церковь! Над Богородицким полем очень часто в любую погоду встаёт радуга - напоминание нам, живущим, о нашем долге молиться за души безвинно убиенных, расплатившихся своими жизнями за чужие ошибки и преступления. Как же хочется скорее придти на освящение нового храма в "Коммунарке", услышать архиерейскую панихиду по тем, кого лишили возможности отдать свои силы и знания Родине, чтобы Она не знала такого позора, как, например, поражение под Вязьмой!

 

монахиня Зосима (ВЕРХОВСКАЯ)

 

Наши реквизиты: Р/с 40703810240050107187 в Видновском ОСБ № 7814 / 040 филиал "Воскресенское" Среднерусского банка Сбербанка России г. Москва. БИК044552323, к/с 30101810900000000323, ОКОНХ-98700, ОКПО-56833717. На строительство храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Имена воинов, павших за Веру, Народ и Отечество, можно присылать для поминовения по адресу:

215155, Смоленская обл.,

Вяземский р-н,

п/о Богородицкое,

храм Феодора Стратилата.

иеромонаху Даниилу (Сычеву).

 

Проезд:

из Москвы от станции метро "Теплый стан" авт. №508, 512, 515, 531, 577, 595 из г. Видное авт.№39 до остановки "Газопровод". Далее по ходу движения автобуса, до указателя 24 км, или маршрутным такси №27, до указателя 24 км, затем - поворот направо.


село Богородицкое, под Вязьмой

Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU