худ. А.В. Евстигнеев.
Портрет адмирала С.О. Макарова |
Подвиг экипажа крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец"
стал первым в ряду ярких примеров мужества, стойкости, самоотверженности
и верности воинскому долгу, проявленных русскими моряками. Воспитанные
на вековых традициях защитники земли Русской, моряки "Варяга"
и "Корейца" вписали новую страницу в книгу славы нашего Флота,
поддержав, как того требовал морской устав, "честь русского имени
и достоинство русского флага".
Следует отметить, что данным событиям предшествовала следующая
военно-политическая обстановка на Дальнем Востоке.
В конце XIX века Япония, быстро шедшая по пути капиталистического
развития, взяла решительный курс на создание своей колониальной
империи в Восточной Азии.
В 1894-1895 гг. Япония становится победительницей в войне с Китаем,
однако Россия, Франция и Германия вынуждают её отказаться от всех
территориальных захватов, в том числе и от взятого штурмом Порт-Артура.
Вскоре этот незамерзающий порт, по договору с Китаем, переходит
к России и становится главной базой русского флота в Тихом океане.
Увидев в России главное препятствие в осуществлении своих завоеваний
на материке, Япония, получив громадную контрибуцию с Китая и займы
в Англии и США, развернула энергичную подготовку к войне.
Россия спешно усиливала свою Тихоокеанскую эскадру на Дальнем
Востоке. Ей были нужны новые корабли.
Крейсер "Варяг", построенный на американской судоверфи в Филадельфии
в 1900 году, поднял вымпел и вступил в кампанию 2 января 1901
года. По случаю спуска крейсера "Варяг" на воду в Филадельфии
состоялся торжественный молебен. Служил его отец Александр Хотовицкий,
которого в 1995 году Русская Православная Церковь причислила к
лику святых. 3 мая 1901 года крейсер "Варяг" прибыл на Большой
Кронштадтский рейд. После ряда успешно проведённых учений в Средиземном
море и Персидском заливе крейсер прибыл на рейд в Порт-Артур для
усиления Тихоокеанской эскадры.
1 марта 1903 года командиром крейсера был назначен капитан I
ранга Руднев Всеволод Фёдорович, уроженец деревни Мышенки Венёвского
уезда (Заокский район) Тульской губернии. Он родился 19 августа
1855 г. в семье морского офицера. В 1873 году окончил морское
училище, а затем флотскую стрелковую школу. Неоднократно участвовал
в кругосветных плаваниях на кораблях Российского флота (1880-1883
гг. - крейсер "Африка", 1890 г. - крейсер "Адмирал Корнилов",
1895 г. - первое самостоятельное кругосветное плавание уже в качестве
командира канонерской лодки "Гремящий"). В 1901 году произведён
в капитаны I ранга.
Русские корабли "Варяг и "Кореец" оказались в Чемульпо в исключительных
обстоятельствах: у них отсутствовала какая-либо связь с командованием,
они были обязаны подчиниться ранее полученному приказу - "не мешать
и не уходить".
худ. П.Т. Мальцев. Крейсер "Варяг" |
Внушительная международная эскадра, находящаяся в нейтральном
порту Чемульпо, была пассивна перед лицом японского агрессора.
Командир "Варяга" чувствовал моральную ответственность за судьбу
доверенной его охране русской миссии в Сеуле, что не позволяло
ему взять на себя инициативу и предупредить ударом неизбежное
нападение врага.
9 февраля 1904 года японский адмирал Уриу предъявил В.Ф. Рудневу
ультиматум: русские корабли должны покинуть Чемульпо, в противном
случае угрожал атаковать их в порту. Получив ультиматум от японцев,
В.Ф. Руднев передал командирам кораблей международной эскадры
своё решение идти на прорыв и принять бой с японской эскадрой,
заявив, что сдаваться не намерен, а также никогда не будет сражаться
на нейтральном рейде. Вместо позорного плена русские моряки приняли
неравный бой, пытаясь пробиться в Порт-Артур. В неравном бою с
японской эскадрой "Варягу" противостояли 1 тяжёлый, 5 лёгких крейсеров
и 8 миноносцев. Моряки российского крейсера потопили 1 миноносец,
вывели из строя 2 крейсера. Однако "Варяг" получил тяжёлые повреждения,
потерял 122 человека убитыми и ранеными.
Чтобы не допустить захвата противником кораблей, русские моряки
взорвали канонерскую лодку "Кореец" и, открыв кингстоны, затопили
крейсер "Варяг". На кораблях международной эскадры (Англия, Франция,
Италия) оставшиеся в живых русские моряки были возвращены в Россию.
16 апреля 1904 года по празднично украшенному Невскому проспекту
торжественным маршем шли герои-моряки (30 офицеров и 600 матросов
"Варяга" и "Корейца"). Под непрерывный гром оркестров, среди рукоплескавшего
людского моря, осыпаемые цветами, проделали моряки свой путь славы.
Все офицеры были награждены орденом св. Георгия IV степени.
Общероссийское Движение поддержки Флота с 1998 года ведёт подготовку
к торжествам, посвящённым 100-летию подвига крейсера "Варяг" и
канонерской лодки "Кореец". В 1999 году в 62 региональных отделениях
были проведены памятные мероприятия в честь подвига "Варяга".
Два года назад ДПФ выступило с инициативой создания оргкомитета,
который возглавил И.В. Касатонов. Планируется проведение мероприятий
вместе с государственными органами по всей стране: научно-практическая
конференция, посвящённая подвигу "Варяга", фестиваль военно-патриотической
песни, спартакиады по военно-прикладным видам спорта на флотах,
всероссийский слёт представителей морских кадетских корпусов и
клубов юных моряков, выпуск памятной юбилейной медали, альбомов,
книг, календарей к 100-летию подвига экипажа крейсера "Варяг".
Будет организован совместный поход гвардейского ракетного крейсера
"Варяг", кораблей, английского, итальянского, французского, американского
и японского военного флотов в порт Инчхон (Чемульпо) для отдания
военных почестей морякам на месте боя крейсера "Варяг" и канонерской
лодки "Кореец". Намечено проведение совместных учений с дальнейшим
следованием во Владивосток, а также ряд других мероприятий.
"Опираясь на историческое наследие нашего Отечества, мы будем
работать во имя будущего России. Такой подвиг не должен быть забыт",
- сказал Председатель Общероссийского Движения Поддержки Флота
Михаил Петрович Ненашев.