Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера       Главная страница номера

Научный подвиг во имя России

Николай Викторович НИКОЛАЕВ

Дмитрий Иванович Менделеев

 8 февраля - 170 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева

 

"Законодатели более всего сделают благого для страны, если примут меры, поощряющие труды всякого рода, если отнесутся к трудолюбию благосклоннее, чем к небокоптителям, дармоедам и хулиганам".

Д. И. Менделеев "Заветные мысли"

 

XIX веке наука стала для "просвещённого" общества фетишем. О любой глупости достаточно было сказать "это доказано наукой", чтобы все приняли её без возражений. Это было удивительное время, какое-то всеобщее наваждение, когда накопленная тысячелетиями человеческая мудрость, включавшая в себя религиозные откровения, результаты раздумий великих мыслителей, вдохновенные прозрения поэтов и художников и представления о сути бытия, подсказанные наблюдениями за природой, - всё было отброшено, забыто и перестало быть востребованным. Остался один-единственный авторитет - монопольная обладательница всякой истины, наука.

Это привело к печальным последствиям, которые можно охарактеризовать как массовое одичание. Поскольку по самой своей методологии наука пригодна лишь для изучения материальных объектов, она так же не замечает невещественных реальностей, как лягушка не замечает покоящихся предметов. Эта избирательность зрения передалась боготворящей науку публике и легла в основу её мировосприятия, сделав его до чрезвычайности упрощённым. Красота и святость, которые ещё в середине века улавливал вокруг себя каждый европеец, теперь исчезли, ибо они неопределимы в материальных категориях, а то, что нематериально, того просто нет. Иллюстрацией к этому однобокому взгляду на вещи служит следующая выдержка из "Писем русского путешественника" Николая Михайловича Карамзина, относящаяся к его пребыванию во Франкфурте:

"В одном трактире со мной живёт молодой доктор медицины, который вчера пришёл ко мне пить чай и просидел у меня весь вечер. По его мнению, всё зло в мире происходит оттого, что люди не берегут своего желудка. - Испорченный желудок, - сказал он - бывает источником не только всех болезней, но и всех пороков, всех дурных навыков, всех злых дел. Отчего моралисты так мало исправляют людей? Вместо всех словесных убеждений надлежало бы им дать несколько приёмов чистительного. Беспорядок душевный бывает всегда следствием телесного беспорядка. Когда в машине нашей находится всё в совершенном равновесии, тогда человек рассуждает и действует хорошо; тогда бывает он мудр, и добродетелен, и весел, и счастлив".

Вот как всё просто! Оказывается, весь наш внутренний мир, включая те мысли, чувства и стремления, которые кажутся нам возвышенными, вызываются очень простой причиной - желудком, а, следовательно, ничего высокого в них на самом деле нет (через сто лет Фрейд опустит причину ещё ниже, но это уже другой сюжет).

В этом оглуплении людей вульгарным материализмом были виноваты не столько сами учёные, сколько крутившиеся вокруг них популяризаторы и идеологи. Европа входила в заключительную фазу апостасийного процесса и после Реформации, деизма и "Просвещения" становилась откровенно атеистической. Ей уже недостаточно было ограничивать роль Бога лишь сотворением мира и призывать к познанию истины только с помощью разума - Бога надо было убрать вовсе, чтобы на освободившееся место сесть самим. И учёные вынуждены были подпевать пропаганде атеизма или, по крайней мере, не возражать против неё, ибо в условиях тогдашнего "прогрессивного террора" это могло отрицательно сказаться на карьере. Некоторые из них шли дальше простого молчания и активно включались в дискредитацию христианского миропонимания и традиционных ценностей, за что обретали громкую славу. Теперь понятно, что они готовили: "новый мировой порядок". Спрашивается: а вправе ли мы упрекнуть тех учёных XIX века, которые, понимая, к чему "прогресс" приведёт человечество, всё-таки проявляли конформизм, шли на уступки, боясь показаться реакционерами и консерваторами?

Да, вправе. Утверждать это позволяет нам пример одного из величайших учёных всех времён, Дмитрия Ивановича Менделеева (1834-1907).

Несколько слов о том, почему такая оценка реально отражает его вклад в познание природы. Открытый им в 1869 году периодический закон не только продемонстрировал великолепную интуицию Менделеева, взявшего за горизонтальный параметр не атомный вес, что казалось единственно правильным, а атомный номер, благодаря чему у химиков, до этого воспринимавших многообразие свойств элементов как хаос, будто открылись глаза и они увидели простоту и гармонию. Своей таблицей он бросил вызов и физикам, которые начали искать её теоретическое объяснение и, в конце концов, создали квантовую механику. Дело в том, что атомный номер есть заряд ядра, а значит, и число электронов, ибо атом в целом нейтрален, химические же свойства элементов зависят от числа лишь внешних, "валентных" электронов, вступающих при химической реакции в "общее владение" молекулы. Это соображение заставило учёных размышлять над принципами формирования электронных оболочек вокруг ядра и привело в 1925 году к открытию одного из фундаментальных законов мироздания - "запрета Паули", который распространяется не только на химические соединения, но и на любые физические системы.

Научная общественность отчётливо понимала масштаб гения Менделеева и значение его эпохального открытия. Стоило ему обронить хоть одну фразу в поддержку "раскрепощения умов", хвостатый "миродержец" немедленно ввёл бы его в свой пантеон рядом с Лапласом, Дарвином, Марксом и Фрейдом. Но он ни разу не обронил такой фразы. Он смотрел на науку не как на апологию "всемирного прогресса", а как на силу, способную принести людям жизненную пользу. И, что самое главное, - эту силу он всю жизнь стремился поставить на службу не абстрактному человечеству, а своему народу, своей любимой Родине. Отсюда его кипучая деятельность в прикладных областях - железоделательном производстве, химической промышленности, организации службы мер и весов, прогнозирования месторождений полезных ископаемых, демографии, статистики. Он горячо верил в будущее России. Известен его научный прогноз, согласно, которому в середине XX века Россия должна стать богатейшей страной планеты с населением 500 миллионов. Но он понимал, что спровоцированная извне революция может перечеркнуть эту перспективу (как это и случилось). Поэтому он не боялся быть консерватором и после печальной памяти "Манифеста" вступил в "Союз Русского Народа", знамя которого освятил святой праведный Иоанн Кронштадтский, лучше всех вскрывавший сатанинскую подоплёку интернационализма и революционности. Здесь они были полными единомышленниками. Не стыдился Менделеев показывать себя в то безбожное время и верующим, и вблизи своего имения Боблово построил на свои деньги храм.

Великий русский патриот Дмитрий Иванович Менделеев показывает нам, что даже при самых неблагоприятных обстоятельствах можно стать знаменитым учёным, не продав, подобно доктору Фаусту, душу дьяволу, честно и твёрдо исповедуя свои христианские убеждения. Этим он укоряет тех деятелей науки, которые, "страха ради иудейска", шли на компромисс со своей совестью.



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU