15 февраля - Сретение Господне
Каждый двунадесятый праздник имеет для нас свою эмоциональную
окраску, заставляет звучать какие-то особые струны нашей души.
Что же ощущаем мы на Сретение Господне?
В этот праздник преобладающим чувством бывает надежда, светлый
и твёрдый оптимизм. "Древнее прошло, теперь всё новое" (2 Кор.
5, 17) - эти слова апостола Павла, сказанные позже, лучше и точнее
всего подходят именно к Сретению - встрече ветхозаветной и новозаветной
истории, поражающей своей предметностью и конкретностью, овеществившейся
в принятии святым Симеоном на свои старческие руки родившегося
Богомладенца.
К этому моменту мир пришёл к безысходному состоянию, над ним
неотвратимо сгущалась тьма. Крепкая когда-то вера израильтян в
Единого Бога оскудела и выродилась в фарисейство. Языческий Рим
всё глубже погружался в грубый материализм и, имея целый сонм
богов, ни в одного из них уже не верил. Люди теряли смысл существования,
жизнь стоила дешевле самой мелкой монеты, и многие расставались
с ней безо всякого сожаления.
Но вот Встреча. В храм вносят Новорождённого, и Он, беспомощный,
лежит на руках праведного старца - "на падение и восстание многих"
(Лк. 2,34). И воскресает надежда...
И ещё одно чувство появляется в нашей душе в празднование Сретения
Господня - светлая, приятная сердцу зависть. Блажен был тот дивный
старец, который дождался наконец Великой Встречи и был отпущен
с миром. Вот бы нам испытать такое блаженство! Не принять Младенца
на руки, а хотя бы увидеть происходящее. Но зачем мечтать о неосуществимом?
Никому из нас не быть очевидцами этого уникального мига. Изменившая
ход событий Встреча состоялась только однажды.
Но постойте, так ли это на самом деле? Минуло тридцать лет, и
вышедший из пустыни, чтобы крестить покаявшихся, Иоанн Предтеча
в один прекрасный день указал окружающим на приближающегося Незнакомца,
воскликнув: "Я недостоин развязать ремень у обуви Его".
Все мы видели гордость Третьяковской галереи - картину Александра
Иванова "Явление Христа народу" и помним отдалённую фигуру в белых
одеждах, будто светящуюся изнутри, и волной катящуюся реакцию
толпы: кто-то уже понял исключительность события, до кого-то его
значение ещё не дошло, а кто-то пока ничего не увидел и только
удивляется, куда это с таким напряжением смотрят остальные. Разве
это не Встреча? И теперь не с одними Симеоном и Анной, а с сотнями
людей. А ещё через тридцать лет, уже после казни, Воскресения
и Вознесения Христа, первоверховный апостол Петр в глубоком унынии
покидает сожжённый Нероном Рим, где начались страшные гонения
на последователей Распятого, и исповедовать свою веру стало невозможно.
Сопровождаемый юношей Назарием, апостол Петр подходит к городским
воротам, и отрясает прах со своих ног. И вдруг...
"Вдруг он упал на колени, с простёртыми руками, а из его уст
вырвался крик:
- Христос! Христос!
И он припал к земле, как будто целовал чьи-то стопы. Долго длилось,
потом в тишине послышались прерываемые рыданиями слова старца:
- Камо грядеши, Господи? - И до слуха его дошёл грустный и кроткий
голос, который говорил:
- Если ты оставил Мой народ, то Я иду в Рим, чтобы паки Меня
распяли.
Апостол лежал на земле без движения и слова. Назарию казалось,
что он умер или лишился чувств, но Петр, наконец, встал, дрожащими
руками поднял свой посох и, ничего не говоря, повернул к семи
холмам города.
Юноша, видя это, повторил как эхо:
- Камо грядеши, господин?
- В Рим, - тихо ответил апостол.
И он возвратился".
Что это было, как не Сретение, после которого уныние исчезло
из сердца Петра, дух его исполнился бодрости, и он, ни секунды
уже не колеблясь, направился навстречу своему мученическому венцу,
чтобы войти в самые высокие обители Царства Божия и стать молитвенником
за весь людской род.
Итак, поеньшей мере, три встречи. Но все они были в I веке, а
случались ли они потом? И могут ли происходить в наше время, две
тысячи лет спустя?
В конце 70-х я писал книгу по апологетике "Мысли перед рассветом".
Тема была тогда запрещённой, я понимал, что сильно рискую, - это
меня возбуждало, и работа шла споро - по выражению Леонида Андреева,
"как на лыжах". Настал момент, когда по логике повествования нужно
было проанализировать архаические религии первобытных обществ.
И тут я наткнулся на отсутствие под рукой источников. Правда,
мне была доступна нашумевшая некогда книга Фрезера "Золотая ветвь",
но от неё за версту разило высокомерным отношением "цивилизованного"
человека к "дикарям", и не только цитировать её, но и просто читать
я не мог. Дело застопорилось, и это очень меня угнетало. А надо
сказать, что я преподавал тогда в МИИТе. И вот однажды на перемене
ко мне подошла Нина, моя бывшая студентка, уже окончившая институт,
которая брала в деканате какие-то документы и решила проведать
человека, который учил её когда-то математике, то есть меня. Заговорили
о жизни, она упомянула, что её мать заведует издательством "Наука".
Услышав это, я сказал: "По моим сведениям, в этом издательстве
пару лет назад вышел перевод работы французского этнографа Ол'я
"Боги тропической Африки", но в продаже её уже нет. Спроси у мамы,
не поможет ли она мне её купить". Через два дня девушка снова
пришла в институт и протянула мне вожделенную книжку, добавив:
"Мама сняла её со своей директорской полки - это был сигнальный
экземпляр, других уже не осталось. Окрылённый подарком, я вернулся
к работе над "мыслями", и этот раздел был написан мной особенно
вдохновенно, даже быстрее, чем "на лыжах". А теперь самое интересное:
после этого Нину я ни разу не видел, как и года три до этого.
Она появилась именно в тот момент, когда мне это было необходимо,
и, сыграв свою роль в создании книги, через которую, как мне потом
стало известно, многие люди пришли к вере, бесследно исчезла.
Скажут: случайность, совпадение. Как мы любим объяснять всё совпадениями,
то есть отказываться от объяснения! Но меня на такой мякине не
проведёшь - едь в числе тех курсов, которые я читал в МИИТе был
и курс теории вероятностей. Эпизод, о котором я рассказывал, не
был никаким совпадением; он был Встречей. Не с моей бывшей студенткой,
конечно, - иначе это слово не надо было бы писать с большой буквы.
Это было моё личное, индивидуальное Сретение.
Такая частная, интимная встреча с Богом несомненно была у каждого,
и если кто-то её не заметил, то только потому, что был невнимателен.
Подумайте, как следует, и вы вспомните, как в нужное время неожиданно
возник на вашем жизненном пути нужный человек, сказавший нужные
слова, которые не только вселили в вас надежду, но и изменили
к лучшему саму вашу жизнь. Конечно же, этот человек был послан
вам Богом. Спасительное вмешательство Всевышнего в нашу биографию
осуществляется не только через людей. Переворот в нашей душе могут
произвести и внезапно открывшиеся нам красота и величие природы,
"ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира
через рассматривание творений видимы" (Рим 1, 20). Как это бывает?
"Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидимые
прежде вне расположения лагеря, открылись теперь вдали. И ещё
дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая
в себя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих,
играющих звёзд. "И всё это моё, и всё это во мне, и всё это я!
- думал Пьер. - И всё это они поймали и посадили в балаган, загороженный
досками!" Он улыбнулся и пошёл укладываться спать к своим товарищам".
Вскоре Безухова освободил партизанский отряд Долохова, и с обновлённой
душой он вернулся в Москву.
Обновляющая сила природы, особенно нашей, русской природы, связана
с тем, что на ней лежит печать сотворившего её Бога. Тютчев выразил
это дивными стихами:
Удручённый ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
Так что, не столь уж обделены мы по сравнению со старцем, вышедшим
когда-то встретить принесённого родителями в храм Богомладенца.
Таких встреч в нашей жизни множество, и завидовать ему у нас нет
причин. Более того, это он должен нам завидовать - ведь помимо
неожиданных Встреч, о которых сказано выше, мы имеем возможность
сами устроить себе Встречу, когда захотим - причаститься Телу
и Крови Христовым. Такой возможности у Симеона ещё не было.