"В начале было Слово…". Известное
изречение, которым начинается Евангелие от Иоанна, наполнено очень
глубоким содержанием. "Слово было у Бога, и Слово было Бог", -
говорится далее, и при этом "Слово" пишется с заглавной буквы.
Слово - это не только наша речь, но и выражение народного самосознания,
воплощение народного духа.
Слою поднимает нас над окружающей природой как первый признак
сознательной, разумной жизни. Слово - способ выражения наших мыслей
и чувств. Слою даёт нам возможность понять окружающих и быть понятыми.
Слою хранит созданное человеком на протяжении всей истории развития
человечества.
Во всех словарях начиная с конца XVIII века толкование значения
"слою" расширяется от филологического до богословского. "Филология"
(в буквальном переводе с греческого) означает "любовь к слову".
Почтение к слову проявляется с древних времен. Вера в могущество
слова отражена в фольклоре: достаточно вспомнить о существовании
заговоров, заклинаний. Важность и ценность слова запечатлели пословицы
и поговорки, в которых отшлифована народная вековая мудрость.
Вот лишь некоторые из них "живым словом победишь", "за худые слова
слетит и голова".
Именно слово, как жанр, определило замечательные памятники древней
письменной культуры: "Слово о полку Игореве", "Слово о законе
и благодати" митрополита Иллариона. Наконец, молитва есть обращённое
к Богу слово.
Русский язык - богатейшая сокровищница, доставшаяся нам в наследство
от наших предков. Вобрав в себя огромнейшую информацию, русский
язык способен передать сведения по любой отрасли знаний. Благодаря
широким морфологическим и синтаксическим возможностям русского
языка мы можем выразить самые тонкие, едва уловимые оттенки чувств
и переживаний, описать увиденное и услышанное. Лексическое богатство
русского языка позволило ещё в древние века запечатлеть исторические
события, позволяет отразить современность и предсказывать будущее.
Наш язык, наша речь - это наш мир, отражённый в слове. Достаточно
послушать, что и как говорит ваш собеседник, и вы формируете мнение
о нём, о его интеллекте, образованности, воспитанности, о его
мировоззрении. Найти общий язык - значит, уметь высказать свои
мысли, передать их так, чтобы быть понятым и найти общую точку
зрения, обрести единомышленника. И помогает этому слово. Надо
ли объяснять, как важно для каждого из нас жить в мире, где тебя
понимают.
Лексический состав русского языка поразителен. Так, в "Словаре"
В. Даля более 200 тысяч слов, у С. Ожегова - 57 тысяч. По нормам
XX века человек с высшим техническим образованием должен был иметь
в своём словарном запасе не менее 12 тыс слов, лексикон десятилетнего
школьника - 3 тыс. 600 слов.
Русский язык - это язык Пушкина и Достоевского, Чехова и Шолохова.
Мы не только наследуем бесценное сокровище, созданное нашими великими
соотечественниками, но и несём ответственность за то, чтобы сберечь
наш великий язык для грядущих поколений.
Слова, речь - это мир, в котором мы постоянно пребываем. Вслушаемся
в нашу речь, в слова, которые звучат вокруг нас на улице, в транспорте,
во дворе, в учреждениях. Иной раз создаётся впечатление, что русский
язык целому поколению преподавала Эллочка -людоедка. Всё чаще
можно услышать многозначительное "вау" - вопль, достойный существа
самого низкого уровня умственного развития, испытавшего эмоции:
радость, удивление, восторг, восхищение, изумление. Вместо доброго
- "до встречи", "до свидания", "всего хорошего", "до завтра" и
проч. - "Чао!" Зачем напрягаться, чтобы сказать "красиво", "превосходно",
"замечательно", "великолепно", когда есть "куриное" -" клёво"?
Привычные слова "зелень", "капуста", "упакован", "лимон" стали
ныне "новой лексикой", превратились в некие метафоры. Семантика
этих "новообразований" составляет, похоже, отдельный разговорник
для криминального и полукриминального мира. Удивительно, но даже
пожилые люди зачастую стали пользоваться подобным "слоганом",
бравируя своей "современностью". Нелепо звучат из уст отца семейства
слова, которым можно обучиться только в подворотне. По некоторым
понятиям это означает идти в ногу со временем. Вопрос в том, куда,
зачем и с кем идти?
Целый отдельный набор звуковых монстров, изобретённых для выражения
мысли! Какой же убогой должна быть мысль, чтобы вмещаться в подобные
"упаковки"?! Можно ли воспитать добродетель, патриотизм, нравственность,
целеустремлённость, добродетель, когда совершенно отсутствуют
в речи слова: честь, достоинство, гордость, отечество, свет, доброта,
вера, целомудрие?
Уходят из речи "спасибо" - спаси Бог, "благодарю" - благо дарю
- как ответ на добро, проявленное к тебе. От всего этого становится,
мягко говоря, грустно. Похоже, мы возвращаемся в пещерный век
- только на иномарках и с мобильными телефонами.
Раздумья невольно подводят к печальному выводу: если нет слов,
то, следовательно, нет и этих понятий; ведь ещё Шота Руставели,
грузинский поэт XII века, говорил: "Из кувшина выливается то,
что содержится в нём". А содержится, судя по речи, немного - лишь
то, о чём навязчиво твердит реклама: еда, удовольствия, здоровье!
Слушая речь (порой даже профессионалов!), в которой бесконечно
паразитируют "как бы", обороты: "пользуясь случаем, разрешите
предложить", "все, кто пришли", "соскучился по вам", "где-то в
пять часов", сомневаешься, что люди эти учились в школе. А может
быть, прогуливали уроки русского языка? А что происходит с числительными,
когда склоняют их по падежам?! А расстановка ударений в слове?!
Экран сегодня занял место "воспитателя вкусов и нравов", наставника
морали. Желая приблизиться к народу, понравиться и добиться рейтинга,
наши средства массовой информации сползают вниз, превращая свой
народ в слушающую массу, бездумную, способную лишь жевать жвачку
и переваривать ту убогую информационную пишу, тот запас познаний,
который вмещается в три десятка слов. Надо совсем не любить свой
народ, чтобы не стремиться поднять его культуру, а, напротив,
корысти ради сводить на уровень скотного двора, где главное -
поесть и не заразиться.
Детские и юношеские передачи в большинстве случаев ведутся на
таком наречии, что Пушкина в скором времени наши школьники станут
читать (если станут!) со словарём. Совершенно непонятными будут
самые добрые, самые красивые, самые умные и нужные слова, которые
позволяют человеку чувствовать себя личностью, даже если он и
не приобретёт блага из того бесконечного перечня всяких "супер",
которые насыщают тело, отрывая его от души.
Справедливости ради надо сказать, что на канале ОРТ иной раз
мелькали минутные вставки (иначе не назовёшь) о родной речи, но
они скорее напоминали забавные паузы между главными передачами,
и в эфир их давали бессистемно, правила звучали из уст лиц, которые
большим авторитетом в области познании русского языка никак не
являются. Тем не менее на экране всё-таки эти кадры можно было
видеть.
В Древнем Риме и Древней Греции преподавали риторику, полагая
по наивности, наверное, что для человека важно, как он говорит,
каким воспринимает его общество. Великий Ломоносов, не довольствуясь
трактатами зарубежных учёных, написал свои, русские учебники по
красноречию. До 1917 года риторика была обязательным предметом
в системе образования. Сейчас, должно быть, нам риторика не нужна.
Слово "обаятельный" (от древнерусского "баяти" - умеющий красиво
и грамотно говорить) сегодня почти не употребляется. Однако в
народе рождаются анекдоты по поводу того, как "бают" наши депутаты.
Кто учил их риторике? Станут ли лучше говорить те дети, которые
сегодня пошли в первый класс?
Проводимые школьные реформы сосредоточены на самых различных
аспектах, но не слышно, чтобы, подчеркивая значимость русского
языка, ставили вопрос о введении риторики в школьную программу.
Пока, к сожалению, риторика преподаётся только в отдельных колледжах
и вузах. Риторика должна стать обязательным предметом в системе
образования.
Что оставим мы нашим потомкам? Кто сегодня в ответе за состояние
русского языка, родной речи? Вправе ли мы безразлично относиться
к тому, что является национальным достоянием? Проблема русского
языка не сводится только к проблеме говорения - это проблема нравственного
облика, нравственного содержания каждого россиянина и общества
в целом. Это вопрос государственной важности, и в решении его
должны принять участие все те, в ком живёт стремление возродить
своё славное Отечество.
Не вызывает сомнения необходимость открытия на телевидении рубрики
"Родное слово", в которой приняли бы участие лингвисты, журналисты,
преподаватели русского языка и риторики, проводя системные передачи
по родной речи. Нелишним было бы посетить занятия по риторике
и некоторым ведущим телепрограмм. В наши дни набат "Русского Дома"
призывно звучит над Россией, пробуждая умы и сердца тех, от кого
зависит благоденствие Родины. Внимание к родному слову - необходимое
условие на пути к единению русских, на пути к возрождению национального
самосознания.