Осенью 2003 года в культурной жизни православной
Москвы произошло знаменательное событие. Выставка
исторической живописи Павла Рыженко в Центральном Доме художника
стала для многих настоящим открытием, духовным познанием России.
Художник намеренно обращается к суровым и трагическим страницам
в жизни нашего Отечества. Таковы картины "Битва на Калке" и "Смутное
время". Павел Рыженко считает, что сейчас не время трубить победу,
а нужно трезво оценить свои силы, внимательно вглядеться в прошлое,
отыскивая многие ответы на злободневные вопросы в опыте прежних
поколений.
"Тишайший" |
Триптих "Царская Голгофа", безусловно, событие этой
выставки - и по художественному замыслу, и по внутреннему психологическому
напряжению. Триптих был написан после поездки художника на Ганину
яму - место надругательства над останками царской семьи. Павел
признаёт: словно невидимая сила помогала ему в работе. Эскизы
трёх больших полотен были сделаны с невероятной быстротой, буквально
на одном дыхании...
Последний год государя Николая П. Самые трагические
моменты. Могилёв, Ставка государя. Николай Александрович приехал
прощаться с армией сразу же после вынужденного отречения. Личный
конвой встречает его с красными бантами на груди. Следующая работа:
Александровский дворец, где ожидала его после отречения семья,
оставленная без защиты разбежавшейся охраной. В те дни лишь молитва
спасала от отчаяния царицу. Художник изобразил Александру Фёдоровну
в минуту забытья, устало заснувшую с Библией в руке. И, наконец,
последняя часть триптиха: царская комната в Ипатьевском доме после
расстрела. Поруганный и навсегда ушедший от нас светлый мир, Россия
без государя.
Особое внимание художник фокусирует на теме креста
и христианского жертвенного подвига. Перед нами предстают русские
цари, до конца пронесшие свой крест - огромный груз ответственности
за державу: Алексей Михайлович ("Тишайший"), Иван Грозный ("Царёво
молчание")... Духовная опора Руси - православные старцы, чья мысль
уже сосредоточена за пределами земного бытия (картина "Молитва").
"Выбор веры. Святой Великомученик Георгий Победоносец" |
Пример для каждого православного - мученики первых
веков христианства. Финальная точка выставки - картина "Выбор
веры. Святой великомученик Георгий Победоносец". И вновь уже житийный
сюжет не оставляет зрителя безучастным, заставляет задуматься
о том, что моральный выбор - с Христом или без него - это вопрос
не времени и конкретных эпох, а главный выбор для каждого человека,
залог его спасения в вечной жизни.
Предлагаем читателям беседу нашего корреспондента Андрея Полушина
с художником Павлом Рыженко.
- Павел Викторович! Почему такое большое внимание Вы уделяете
образам русских царей: Ивана Грозного, Алексея Михайловича Романова,
Николая II?
"Суздаль" |
- Сейчас все задают себе вопрос, как же дальше быть, какова будущность
России? Идёт непрестанный поиск политиков, которые способны вывести
Россию из тупика. Мне кажется, всё гораздо проще. Личное благочестие
каждого гражданина, стояние до конца в правде, молитва христианина
русского, а вовсе не выборы, приведут к тому, что Бог даст нам
царя. Но, что же такое царь и кто такой царь? Царь - это отец.
Нашему народу всегда нужен был отец, который отвечает перед Богом
за своих детей и любит их. Любой отец никогда не сделает зла своему
ребёнку. Он может его пожурить, может наказать, но, в конечном
итоге, всегда выведет его из тяжелого положения, поскольку он
за него ответственен. Так же и царь.
Сейчас наметилась тенденция отрицать всё, что связано с Россией.
Каждый считает себя вправе судить: плохой был царь, хороший. Я
бы хотел, чтобы мы, обратившись к истории, строже взглянули бы
на себя и в духовном опыте наших
"Молитва" |
предков нашли моральные силы жить дальше. Картины - одна, или
две, или даже десять - вряд ли могут сделать много, но мой долг,
как гражданина и как художника, на своих картинах эту идею отображать.
А как Вы объясняете, что, не смотря на отступления и от Бога
и от своего исторического пути, которые были не только в последние
годы, но и раньше, Россия, Русь всегда находила в себе силы выправиться
и не погибнуть?
- Русский народ, это моё глубокое убеждение, - величайший народ
на земле. Рим просуществовал тысячу лет и рухнул, а Россия, Святая
Русь, несмотря ни на что, до сих пор существует. До сих пор русский
народ сохранил в глубине своего сознания православную веру, до
сих пор противится духу антихриста, заполонившему весь мир и который
в нашей стране сейчас выражается в антикультуре. Это реклама,
страшные фильмы, чудовищное развращение детей. Сначала антикультура
порабощает страну, затем приходят солдаты той страны, которая
эту антикультуру нам навязывает.
- Солдаты пока не пришли ещё. Будем надеяться, и не придут.
- Вы знаете, в глубине души и я уверен, что не придут. Не придут
именно потому, что русский народ в самый последний момент всегда
отстаивал своё право на существование перед Богом. Примеров множество:
это и татаро-монгольское иго, и нашествие Наполеона, и гитлеровское
нашествие. И самое дикое, самое страшное нашествие, которое сейчас
мы переживаем. Мы даже и колебаться не должны, сможем ли мы отстоять
Русь, мы её просто отстоим. И точка на этом.
Мне бы хотелось жить в свободной от греха стране и
чтобы народ наш все силы свои направил на служение Христу. Эта
и только эта цель двигала мною на протяжении всех тех лет, когда
я писал эти картины.