Как были расшатаны основы жизни прежнего многовекового
государства
На днях встретил я на центральной улице нашего городка старого
знакомого, спешащего на местный поезд, в своё село. Человек ещё
молодой, лет под сорок Остановились, обменялись обычными приветствиями.
Спрашиваю: как живёт, сколько голов скота держит. "Одну корову.
- 'Что так мало?" - "Хватает". - 'Так ведь надо и прибыль какую-то
иметь на насущные нужды: на одежду, на поездки... да мало ли?"
- "А на скотине не заработаешь". - "Разве?.."
Этого человека (назовём его Николаем) я знаю лет пятнадцать.
Помню, как начал Николай работать лесничим, приехав в село по
окончании техникума. Имея в лесничестве транспортные средства,
ходил по лесам пешком на немалые расстояния. Парень видный, спиртным
не баловался. Вскоре женился и через несколько лет выстроил просторный
дом с необходимыми дворовыми достройками. И сложилось у меня о
нём мнение, что это настоящий хозяин, то есть, крестьянин по сути
своей. Года два назад узнал я, что лесничим он уже не работает
- значит, занимается только домашним хозяйством. Совхоз у них,
как говорится, на ладан дышит. И вот такой разговор: на животноводстве,
исконном костромском занятии крестьян, ничего не заработаешь.
Причины известные: разруха, диспаритет цен, солярка дороже молока.
А травы здесь, как правило, богатейшие... да луга-то не выкашиваются.
И растёт трава по траве...
Когда-то увидел в одном популярном журнале заголовок, - "Козы
съели империю". Вот диво! Прочитал очерк. Речь шла о каком-то
дальнем северо-африканском государстве. Скудную древесную растительность
постепенно обглодали и уничтожили козы. Империя запустынилась.
Кто же "съел" нашу российскую крестьянскую империю, что она также
запустынилась, как были расшатаны основы жизни прежнего многовекового
государства? У нас, в сравнении с той историей с козами, получилось
всё наоборот: "образованцы" вкупе с "работягами" (так, в отличие
от крепких мастеровых и крестьян, принято называть шальной народ,
которому "где бы не работать - лишь бы не работать") "съели" и
коз, и овец, и лошадей рабочих, и прочую другую живность - и дружно
перешли на импортное продснабжение. Можно выразить кратко этот
"процесс" другой метафорой: нефть затопила крестьянскую пашню.
И обе - хотя первая и вовсе не метафора - будут по сути своей
не красивой фантазией, а горькой действительностью. Государство
наше живёт за счёт подземных кладовых, игнорируя возобновляемый
продукт земледелия, травопользования и лесопользования. Эти главные
ценности земли отнесены эпохой "прогресса" в разряд патриархальных
и малоприбыльных.
И в этом смысле государство наше, управляемое вроде бы выборными
властителями, очень далёкими в подавляющем своём большинстве от
земли и её забот, ничем не отличается от хорошо известного по
классической литературе типа - беспутного наследника, проматывающего
по ресторанам и заграницам накопленное трудами многих поколений
своих предков богатство. Самое скверное в том, что эти предки
и цель-то главную имели - счастье будущего наследника, образованного,
титулованного, опору сильного государства.
И что же нам теперь остаётся: стенать о "дурных временах", не
пытаясь даже найти выход из порочного круга гибельной нефтяной
горячки? Историю нельзя повернуть вспять, но продолжить человеческую
историю можно, при условии разумных действий государства и его
граждан. Выход подсказывается самой жизнью: восстановление бережного
отношения к природе через возрождение крестьянства и ответственное
отношение к судьбе будущих поколений. И вся промышленность должна
быть жёстко подчинена именно этой задаче, а не преступной в своём
легкомыслии погоне за западными достижениями. Для решения этой,
безусловно, труднейшей задачи необходимо не только всенародное
движение, но и пробуждение национального самосознания, поддержка
государством и Церковью этого движения. Россия не раз за свою
многовековую историю переживала нашествие иноплеменных и предательство
людей государственных, но она никогда не была отсталой ни в умственном,
ни в нравственном отношении. И в этом залог возрождения России,
ее традиционного мировоззрения, определяемого верой православной
и верностью Отечеству.