Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера       Главная страница номера

Солженицын, как Русское явление

Владимир Григорьевич БОНДАРЕНКО

Александр Исаевич Солженицын

85 лет со дня рождения Александра Исаевича Солженицына

 

 Всё больше убеждаюсь в том, что Александр Солженицын дан был миру в XX веке как чисто русское явление. И в книгах своих, и в жизни.

Может быть, и изучать историю России, историю русского народа минувшего столетия будут через человеческие характеры, именно через таких людей, как Александр Исаевич Солженицын.

Во-первых, жизнь простого человека, как правило, не доступна будущим историкам, а если и доступна, то только через литературу (никуда уже нам не деться от Ивана Денисовича, Матрёны и иных его героев). Так уж случилось, что редко кому из приметных, публичных людей столь тесно и в столь разных обстоятельствах пришлось вживаться в народ, жить - народом, как Солженицыну. И нельзя назвать это случайностью. Как пишет Александр Исаевич Солженицын, была у него цель, осознанная и ясная цель, уже после выхода из лагеря: "затесаться и затеряться в самой нутряной России - если такая где-то была, жила..." Впрочем, и лагерный срок он провёл, в основном, что бы ни писали его ниспровергатели, среди той же "нутряной России", каменщиком, литейщиком... И в армии, опять же, как бы ни старались его "разоблачить" новые либеральные клеветники из "Нового русского слова" и "Московского комсомольца", он служил не в высоких штабах, и не корреспондентом в центральных газетах, а всего лишь командиром батареи звуковой разведки, среди таких же "нутряных" русских людей...

Во-вторых, и сам Александр Исаевич со своим неуёмным характером побывал за свою жизнь во всех достаточно существенных исторических, политических и литературных переделках. Зачем нужны были ему, уже высланному насильно на Запад, прославленному нобелевскому лауреату, вдруг восстанавливать против себя и Запад и почти всю эмиграцию своими патриотическими, глубоко национальными статьями: "Наши плюралисты", "Образованщина" и так далее? Даже Генрих Бёлль, приютивший Солженицына после отъезда на первое время у себя дома, признал: "Он разоблачил не только ту систему, которая сделала его изгнанником, но и ту, куда он изгнан".

В-третьих, всё-таки это особая милость Божия, что прошёл человек через войну, лагерь, смертельную болезнь, изгнание, всемирное признание и сохранил душу, ясный ум и нравственную бескомпромиссность, дабы оставить русскому народу художественные размышления о современном народном характере, о его невиданной способности к выживанию. Поистине, Божия воля направляла писателя, заставляя его осмыслить в своём творчестве все главнейшие и острейшие проблемы русского народа.

Уверен, что "Архипелаг ГУЛАГ" и "Двести лет вместе" - книги равновеликие и равно необходимые для дальнейшего развития самого русского народа. Написав о социальной трагедии русского народа, он не мог не написать и о трагедии его национальной.

Даже и клеветой на себя (последнее время особенно обильной) писатель может гордиться. Так же столетиями клевещут те же самые типы в таких же самых "московских комсомольцах" и "новых русских словах" и на русский народ. И войну-то русский народ не выигрывал ни умом, ни талантом - так, трупами закидали немцев; и трудиться-то он не привык (видно, ни в лагерях, ни на фронте к труду не приучали), всё баклуши бил; да и друг на дружку русские всегда доносят, всем завидуют. Всё мечтают русские Ваньки лежа на печи о пожаре у соседа... Весь перечень претензий к русскому народу ныне к восьмидесятипятилетию Александра Солженицына взвалили на него. Какая высокая честь!

Вот только невдомёк мне: кто же такую огромную империю освоил, в шестую часть суши, кто Берлины и Парижи не по одному разу брал, кто первым в космос полетел? И кто же такую литературу великую создал, которой до сих пор все более-менее приличные писатели мира восхищаются?

Поверьте мне, Александр Исаевич, это наши милые соседи по месту жительства (я уж не знаю, как их деликатнее назвать - инородцы, "иноплеменцы", "этастранцы", иначе говоря, самые разумные люди на планете) так тонко и изысканно (прямо по-дейчевски) к Вашему восьмидесятипятилетию "вознаградить" Вас хотят. И тут уж нет никакого значения, признаёте ли Вы авторство каких-то страниц или нет, всё равно Вы заведомо виновны.

Во всём у этих господ двойной стандарт. Признать подлинными "Протоколы сионских мудрецов" в иных странах - страшное уголовное преступление. А объявить подлинными, так же без всяких доказательств (я, кстати, тоже не сторонник подлинности "Протоколов...") сомнительные бумажонки, якобы обличающие Солженицына, те же самые ретивые борцы с "Протоколами..." за достоинство почитают. И здесь не Вы первый, Александр Исаевич. Вам хорошо известно, каких только фальшивок против России и русского народа не сочинялось. Всё одно к одному.

Нобелевских лауреатов много, да и писателей достойных, высокоталантливых, до сих пор на Руси немало сыщется. А про каждого ли из них можно сказать, что он являет и жизнью своей, и трудами, и даже ошибками, и заблуждениями своими (от коих Александр Солженицын никогда и не отрекался), и характером своим - национальное явление?

Всё стало на свои места с нынешней кампанией вселенской клеветы, развёрнутой перед юбилеем писателя.

Может быть, и не надо было Александру Исаевичу отвечать клеветникам статьёй в "Литературной газете", лишний раз называть имена обидчиков, тем самым занося их сразу в будущие учебники литературы? Но и здесь не может удержаться русский человек - сколько же можно терпеть напраслину?!

Я думаю, что даже если и наговорил за свою жизнь (особенно в самые крутые и несправедливые для русского народа времена), и даже если написал что-то лишнее Александр Исаевич, разбираться в этом предстоит будущим историкам, (как разбираются, к примеру, с Достоевским или с Тургеневым), но главное навсегда уже останется за ним - народная правда! Его вело какое-то неведомое нам, да и ему самому, думаю, высшее духовное чутьё.

К примеру, даже взять нынешний двухтомник "Двести лет вместе" - зачем он ему по-писательски, по-житейски понадобился? Ни славы, ни денег, ни литературной значимости на будущее не добавил. "Антисемитизм!" - кричат вокруг, а сами же не верят. Нет в Александре Исаевиче Солженицыне, как нет и самом русском народе, этого природного антисемитизма, который присущ, скорее, многим европейским народам, пусть и подавляют они до поры до времени это чувство. А нам, русским, и подавлять нечего. Русский мужик горяч, но отходчив: накричится, а потом сам же с Семёном или Марком пойдёт песни петь и водку пить. Да и русская национальная интеллигенция никогда ксенофобией не отличалась. Вспомним хотя бы Сергея Есенина и его друзей и подружек, вспомним весёлую компанию Вадима Кожинова... Нет, угрюмый и скучный последовательный антисемитизм не для русского народа, это прекрасно знают и сами евреи. Впрочем, и прочитав воспоминания Солженицына, о каком антисемитизме можно говорить?

Нет, и "Архипелаг ГУЛАГ', и "Двести лет вместе" были ему предначертаны свыше. Для понимания нас самих как народа.

Мне кажется, есть такой тип людей - русских ли, грузин ли, евреев, подверженных особой революционности. Дедушки бомбы в монархистов бросали, в чекистах сидели, а внуки с такой же искренней яростью насаждают нечто противоположное. Я уже давно задавал себе вопрос: почему целый ряд вполне убеждённых героев перестройки, лютых антисоветчиков, ринулись ломать наше государство без всякого покаяния за деяния своих отцов и дедов? И почему эти аксёновы и окуджавы частенько оказывались из рода пламенных чекистов, цекистов или секретарей обкомов, а если из крестьян - то непременно из той голи перекатной, которая и в царское время в деревне пожары устраивала? Не в национальности дело, а в революционизме. Я не знаю, из какого рода Марк Дейч, но больно уж революционная у него фамилия. Неужто однофамилец? Вот и покаялся бы за деяния своих предков или однофамильцев из основателей российского марксизма или же одесских чекистов. Не по нутру ему пламенные реакционеры и консерваторы.

Такие же революционисты с остервенением набрасывались на Солженицына в былые годы и в Америке, и в СССР. Они чувствовали его природную народность, его природный консерватизм, изначально чуждые им.

Мне искренне жаль, что так ещё и не прочитано по-настоящему в России его "Красное колесо". Сколько там ярких и интересных, чисто русских, национальных характеров. Политика вся уже давно ушла в сторону, даже Столыпин и Ленин читаются в романе как яркие исторические характеры. Но главное, всё-таки, в этом десятитомном романе не в них или подобных им исторических узнаваемых персонажах. Главные-то герои и остались без внимания. Тот же Саня Лаженицын, тот же мудрый старик Павел Варсонофьев. Не до них нам всем было. Живую историю делали. Такое со своей страной сотворили, что пора уже и разбираться начинать.

А при этом не обойтись без литературы. Как другой наш нобелевский лауреат говорил: " За равнодушие к культуре общество, прежде всего, гражданскими свободами расплачивается".

Вот и надо нам вновь не спеша читать непрочитанные романы - и "Пирамиду" Леонида Леонова, и "Раскол" Владимира Личутина, и "Красное колесо" Александра Солженицына ... Может, и поймём что-нибудь в трагической истории XX века.

Я считаю Александра Исаевича Солженицына русским национальным явлением ещё и потому, что в герои свои он тоже выбирает не высоколобую интеллигенцию (та и сама о себе и своих страданиях напишет), а людей народной судьбы, народного понимания, не обязательно простых крестьян - Ивана Денисовича, или Матрёну, но если и врача (в "Раковом корпусе"), офицера (из романтической комедии "Пир победителей"), или даже крупного советского промышленника (рассказ "На изломах"), - всё из того же народного сословия.

Мне кажется, что у Александра Солженицына, достаточно хорошо знающего нашу интеллигенцию, есть к ней определенное недоверие из-за её излишней революционности и, как правило, антирелигиозности. Он ведь и себя не отделяет от неё. И на себя берёт вину: "Да не в том ли заложена наша старая потеря, погубившая всех нас, что интеллигенция отвергла религиозную нравственность, избрав атеистический гуманизм..."

Когда-то в юности начинавший с романтических революционных утопий типа "Люби революцию", то есть пройдя и бунтарским путём, он сумел понять, что русскому народу для нормальной жизни .необходимы подвижничество и служение, бескорыстие и отзывчивость, а не жестокие и сокрушительные ломки. Он выбрал путь русского народного консерватора и прошёл этот путь до конца.

К тому же, русский консерватизм, как и литературный консерватизм самого Солженицына, как не раз отмечалось, всегда открыт для нового. Разве сам роман "Красное колесо" не пример авангарда, где умело используется и документальная хроника, и киномонтаж, и так называемые конспективные "обзорные" главы? Разве это не новаторство в русском традиционном романе? Конечно, можно назвать и его предшественников, того же Евгения Замятина или Джона Дос-Пассоса. Но я бы назвал ещё одного писателя, чьё влияние на творчество Александра Солженицына несомненно: это - Михаил Шолохов. Им бы и быть близкими друг другу, увы, - судьба развела. Жаль. Но так часто бывало в русской литературе. Примем это как должное, вспомнив хотя бы отношения Толстого и Тургенева, Достоевского и Гоголя, Маяковского и Есенина. Примиряет всех сама Россия, сама русская литература.

Последние годы раскрылся Солженицын и как тонкий и вдумчивый критик. Почитайте его "Литературную коллекцию", его рецензии одну за другой. Он блестяще чувствует любой текст, умело анализирует не только прозу, но и поэзию. Его критические статьи полезно читать молодым литераторам - вот она, настоящая школа литературного мастерства. Это как бы книги XX века, написанные самыми разными писателями, где и знаменитый Иосиф Бродский, и менее известный Феликс Светов, и ушедшие в прошлое наши писатели начала века Иван Шмелев или Борис Пильняк, - книги, прочитанные самим русским народом. Народный взгляд, народная мудрость, народная и суровость ко всему нравственно неприемлемому.

Нравятся мне всегда и заголовки Солженицына. Всё из того же народного неуменьшающегося запаса. К примеру, его недавний ответ своим нынешним либеральным очернителям - "Потёмщики света не ищут". То ли народная поговорка, то ли сам писатель уже складывает свои пословицы, но всегда они в самую точку.

А что до самих новых "нападчиков" и скорых обличителей, писатель сам же и ответил: "Кто прочёл мои книги - всем их совокупным духовным уровнем, тоном и содержанием заранее защищены от прилипания клевет..."

Пусть со всем старанием "потёмщики" роются в своей темноте, отыскивая новые пятна в русском народе. Как ещё можно сегодня напомнить миру о приближающемся юбилее русского классика 11 декабря 2003 года? Иначе они не могут, а других на наше телевидение и в СМИ не допускают. Значит, есть ещё в нас свет, которого они боятся. Есть этот свет и в творчестве и в самой жизни Александра Исаевича Солженицына. Он из тех писателей, что не позволяют опустить планку русской литературы, не дают миру забыть о ней. Пока жив Солженицын и его писательское слово, никто не может сказать, что литературный труд в России - дело частное, некое хобби или некий бизнес для определённых людей. Нет, нет и нет. Русский писатель по-прежнему в центре внимания, ибо его слово необходимо его народу!

Дай Бог Александру Солженицыну новых книг и новых откровений! Дай Бог ему здоровья и многих лет жизни. От души поздравляем с юбилеем!



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU