85 лет со дня рождения Александра Исаевича Солженицына
Всё больше убеждаюсь в том, что Александр Солженицын дан
был миру в XX веке как чисто русское явление. И в книгах своих,
и в жизни.
Может быть, и изучать историю России, историю русского народа
минувшего столетия будут через человеческие характеры, именно
через таких людей, как Александр Исаевич Солженицын.
Во-первых, жизнь простого человека, как правило, не доступна
будущим историкам, а если и доступна, то только через литературу
(никуда уже нам не деться от Ивана Денисовича, Матрёны и иных
его героев). Так уж случилось, что редко кому из приметных, публичных
людей столь тесно и в столь разных обстоятельствах пришлось вживаться
в народ, жить - народом, как Солженицыну. И нельзя назвать это
случайностью. Как пишет Александр Исаевич Солженицын, была у него
цель, осознанная и ясная цель, уже после выхода из лагеря: "затесаться
и затеряться в самой нутряной России - если такая где-то была,
жила..." Впрочем, и лагерный срок он провёл, в основном, что бы
ни писали его ниспровергатели, среди той же "нутряной России",
каменщиком, литейщиком... И в армии, опять же, как бы ни старались
его "разоблачить" новые либеральные клеветники из "Нового русского
слова" и "Московского комсомольца", он служил не в высоких штабах,
и не корреспондентом в центральных газетах, а всего лишь командиром
батареи звуковой разведки, среди таких же "нутряных" русских людей...
Во-вторых, и сам Александр Исаевич со своим неуёмным характером
побывал за свою жизнь во всех достаточно существенных исторических,
политических и литературных переделках. Зачем нужны были ему,
уже высланному насильно на Запад, прославленному нобелевскому
лауреату, вдруг восстанавливать против себя и Запад и почти всю
эмиграцию своими патриотическими, глубоко национальными статьями:
"Наши плюралисты", "Образованщина" и так далее? Даже Генрих Бёлль,
приютивший Солженицына после отъезда на первое время у себя дома,
признал: "Он разоблачил не только ту систему, которая сделала
его изгнанником, но и ту, куда он изгнан".
В-третьих, всё-таки это особая милость Божия, что прошёл человек
через войну, лагерь, смертельную болезнь, изгнание, всемирное
признание и сохранил душу, ясный ум и нравственную бескомпромиссность,
дабы оставить русскому народу художественные размышления о современном
народном характере, о его невиданной способности к выживанию.
Поистине, Божия воля направляла писателя, заставляя его осмыслить
в своём творчестве все главнейшие и острейшие проблемы русского
народа.
Уверен, что "Архипелаг ГУЛАГ" и "Двести лет вместе" - книги равновеликие
и равно необходимые для дальнейшего развития самого русского народа.
Написав о социальной трагедии русского народа, он не мог не написать
и о трагедии его национальной.
Даже и клеветой на себя (последнее время особенно обильной) писатель
может гордиться. Так же столетиями клевещут те же самые типы в
таких же самых "московских комсомольцах" и "новых русских словах"
и на русский народ. И войну-то русский народ не выигрывал ни умом,
ни талантом - так, трупами закидали немцев; и трудиться-то он
не привык (видно, ни в лагерях, ни на фронте к труду не приучали),
всё баклуши бил; да и друг на дружку русские всегда доносят, всем
завидуют. Всё мечтают русские Ваньки лежа на печи о пожаре у соседа...
Весь перечень претензий к русскому народу ныне к восьмидесятипятилетию
Александра Солженицына взвалили на него. Какая высокая честь!
Вот только невдомёк мне: кто же такую огромную империю освоил,
в шестую часть суши, кто Берлины и Парижи не по одному разу брал,
кто первым в космос полетел? И кто же такую литературу великую
создал, которой до сих пор все более-менее приличные писатели
мира восхищаются?
Поверьте мне, Александр Исаевич, это наши милые соседи по месту
жительства (я уж не знаю, как их деликатнее назвать - инородцы,
"иноплеменцы", "этастранцы", иначе говоря, самые разумные люди
на планете) так тонко и изысканно (прямо по-дейчевски) к Вашему
восьмидесятипятилетию "вознаградить" Вас хотят. И тут уж нет никакого
значения, признаёте ли Вы авторство каких-то страниц или нет,
всё равно Вы заведомо виновны.
Во всём у этих господ двойной стандарт. Признать подлинными "Протоколы
сионских мудрецов" в иных странах - страшное уголовное преступление.
А объявить подлинными, так же без всяких доказательств (я, кстати,
тоже не сторонник подлинности "Протоколов...") сомнительные бумажонки,
якобы обличающие Солженицына, те же самые ретивые борцы с "Протоколами..."
за достоинство почитают. И здесь не Вы первый, Александр Исаевич.
Вам хорошо известно, каких только фальшивок против России и русского
народа не сочинялось. Всё одно к одному.
Нобелевских лауреатов много, да и писателей достойных, высокоталантливых,
до сих пор на Руси немало сыщется. А про каждого ли из них можно
сказать, что он являет и жизнью своей, и трудами, и даже ошибками,
и заблуждениями своими (от коих Александр Солженицын никогда и
не отрекался), и характером своим - национальное явление?
Всё стало на свои места с нынешней кампанией вселенской клеветы,
развёрнутой перед юбилеем писателя.
Может быть, и не надо было Александру Исаевичу отвечать клеветникам
статьёй в "Литературной газете", лишний раз называть имена обидчиков,
тем самым занося их сразу в будущие учебники литературы? Но и
здесь не может удержаться русский человек - сколько же можно терпеть
напраслину?!
Я думаю, что даже если и наговорил за свою жизнь (особенно в
самые крутые и несправедливые для русского народа времена), и
даже если написал что-то лишнее Александр Исаевич, разбираться
в этом предстоит будущим историкам, (как разбираются, к примеру,
с Достоевским или с Тургеневым), но главное навсегда уже останется
за ним - народная правда! Его вело какое-то неведомое нам, да
и ему самому, думаю, высшее духовное чутьё.
К примеру, даже взять нынешний двухтомник "Двести лет вместе"
- зачем он ему по-писательски, по-житейски понадобился? Ни славы,
ни денег, ни литературной значимости на будущее не добавил. "Антисемитизм!"
- кричат вокруг, а сами же не верят. Нет в Александре Исаевиче
Солженицыне, как нет и самом русском народе, этого природного
антисемитизма, который присущ, скорее, многим европейским народам,
пусть и подавляют они до поры до времени это чувство. А нам, русским,
и подавлять нечего. Русский мужик горяч, но отходчив: накричится,
а потом сам же с Семёном или Марком пойдёт песни петь и водку
пить. Да и русская национальная интеллигенция никогда ксенофобией
не отличалась. Вспомним хотя бы Сергея Есенина и его друзей и
подружек, вспомним весёлую компанию Вадима Кожинова... Нет, угрюмый
и скучный последовательный антисемитизм не для русского народа,
это прекрасно знают и сами евреи. Впрочем, и прочитав воспоминания
Солженицына, о каком антисемитизме можно говорить?
Нет, и "Архипелаг ГУЛАГ', и "Двести лет вместе" были ему предначертаны
свыше. Для понимания нас самих как народа.
Мне кажется, есть такой тип людей - русских ли, грузин ли, евреев,
подверженных особой революционности. Дедушки бомбы в монархистов
бросали, в чекистах сидели, а внуки с такой же искренней яростью
насаждают нечто противоположное. Я уже давно задавал себе вопрос:
почему целый ряд вполне убеждённых героев перестройки, лютых антисоветчиков,
ринулись ломать наше государство без всякого покаяния за деяния
своих отцов и дедов? И почему эти аксёновы и окуджавы частенько
оказывались из рода пламенных чекистов, цекистов или секретарей
обкомов, а если из крестьян - то непременно из той голи перекатной,
которая и в царское время в деревне пожары устраивала? Не в национальности
дело, а в революционизме. Я не знаю, из какого рода Марк Дейч,
но больно уж революционная у него фамилия. Неужто однофамилец?
Вот и покаялся бы за деяния своих предков или однофамильцев из
основателей российского марксизма или же одесских чекистов. Не
по нутру ему пламенные реакционеры и консерваторы.
Такие же революционисты с остервенением набрасывались на Солженицына
в былые годы и в Америке, и в СССР. Они чувствовали его природную
народность, его природный консерватизм, изначально чуждые им.
Мне искренне жаль, что так ещё и не прочитано по-настоящему в
России его "Красное колесо". Сколько там ярких и интересных, чисто
русских, национальных характеров. Политика вся уже давно ушла
в сторону, даже Столыпин и Ленин читаются в романе как яркие исторические
характеры. Но главное, всё-таки, в этом десятитомном романе не
в них или подобных им исторических узнаваемых персонажах. Главные-то
герои и остались без внимания. Тот же Саня Лаженицын, тот же мудрый
старик Павел Варсонофьев. Не до них нам всем было. Живую историю
делали. Такое со своей страной сотворили, что пора уже и разбираться
начинать.
А при этом не обойтись без литературы. Как другой наш нобелевский
лауреат говорил: " За равнодушие к культуре общество, прежде всего,
гражданскими свободами расплачивается".
Вот и надо нам вновь не спеша читать непрочитанные романы - и
"Пирамиду" Леонида Леонова, и "Раскол" Владимира Личутина, и "Красное
колесо" Александра Солженицына ... Может, и поймём что-нибудь
в трагической истории XX века.
Я считаю Александра Исаевича Солженицына русским национальным
явлением ещё и потому, что в герои свои он тоже выбирает не высоколобую
интеллигенцию (та и сама о себе и своих страданиях напишет), а
людей народной судьбы, народного понимания, не обязательно простых
крестьян - Ивана Денисовича, или Матрёну, но если и врача (в "Раковом
корпусе"), офицера (из романтической комедии "Пир победителей"),
или даже крупного советского промышленника (рассказ "На изломах"),
- всё из того же народного сословия.
Мне кажется, что у Александра Солженицына, достаточно хорошо
знающего нашу интеллигенцию, есть к ней определенное недоверие
из-за её излишней революционности и, как правило, антирелигиозности.
Он ведь и себя не отделяет от неё. И на себя берёт вину: "Да не
в том ли заложена наша старая потеря, погубившая всех нас, что
интеллигенция отвергла религиозную нравственность, избрав атеистический
гуманизм..."
Когда-то в юности начинавший с романтических революционных утопий
типа "Люби революцию", то есть пройдя и бунтарским путём, он сумел
понять, что русскому народу для нормальной жизни .необходимы подвижничество
и служение, бескорыстие и отзывчивость, а не жестокие и сокрушительные
ломки. Он выбрал путь русского народного консерватора и прошёл
этот путь до конца.
К тому же, русский консерватизм, как и литературный консерватизм
самого Солженицына, как не раз отмечалось, всегда открыт для нового.
Разве сам роман "Красное колесо" не пример авангарда, где умело
используется и документальная хроника, и киномонтаж, и так называемые
конспективные "обзорные" главы? Разве это не новаторство в русском
традиционном романе? Конечно, можно назвать и его предшественников,
того же Евгения Замятина или Джона Дос-Пассоса. Но я бы назвал
ещё одного писателя, чьё влияние на творчество Александра Солженицына
несомненно: это - Михаил Шолохов. Им бы и быть близкими друг другу,
увы, - судьба развела. Жаль. Но так часто бывало в русской литературе.
Примем это как должное, вспомнив хотя бы отношения Толстого и
Тургенева, Достоевского и Гоголя, Маяковского и Есенина. Примиряет
всех сама Россия, сама русская литература.
Последние годы раскрылся Солженицын и как тонкий и вдумчивый
критик. Почитайте его "Литературную коллекцию", его рецензии одну
за другой. Он блестяще чувствует любой текст, умело анализирует
не только прозу, но и поэзию. Его критические статьи полезно читать
молодым литераторам - вот она, настоящая школа литературного мастерства.
Это как бы книги XX века, написанные самыми разными писателями,
где и знаменитый Иосиф Бродский, и менее известный Феликс Светов,
и ушедшие в прошлое наши писатели начала века Иван Шмелев или
Борис Пильняк, - книги, прочитанные самим русским народом. Народный
взгляд, народная мудрость, народная и суровость ко всему нравственно
неприемлемому.
Нравятся мне всегда и заголовки Солженицына. Всё из того же народного
неуменьшающегося запаса. К примеру, его недавний ответ своим нынешним
либеральным очернителям - "Потёмщики света не ищут". То ли народная
поговорка, то ли сам писатель уже складывает свои пословицы, но
всегда они в самую точку.
А что до самих новых "нападчиков" и скорых обличителей, писатель
сам же и ответил: "Кто прочёл мои книги - всем их совокупным духовным
уровнем, тоном и содержанием заранее защищены от прилипания клевет..."
Пусть со всем старанием "потёмщики" роются в своей темноте, отыскивая
новые пятна в русском народе. Как ещё можно сегодня напомнить
миру о приближающемся юбилее русского классика 11 декабря 2003
года? Иначе они не могут, а других на наше телевидение и в СМИ
не допускают. Значит, есть ещё в нас свет, которого они боятся.
Есть этот свет и в творчестве и в самой жизни Александра Исаевича
Солженицына. Он из тех писателей, что не позволяют опустить планку
русской литературы, не дают миру забыть о ней. Пока жив Солженицын
и его писательское слово, никто не может сказать, что литературный
труд в России - дело частное, некое хобби или некий бизнес для
определённых людей. Нет, нет и нет. Русский писатель по-прежнему
в центре внимания, ибо его слово необходимо его народу!
Дай Бог Александру Солженицыну новых книг и новых откровений!
Дай Бог ему здоровья и многих лет жизни. От души поздравляем с
юбилеем!