Сперва
Абрамыч заколачивал гвозди. На даче у генерального директора Владимира
Каданникова. В рабочее время скромный учёный из Москвы Борис Березовский
внедрял на АвтоВАЗе систему программирования. В нерабочее - помогал
гендиректору строить дачу в пригороде Тольятти, в Порт-посёлке.
Потом они вместе стали заколачивать деньги.
Ещё в 1999 году Генпрокуратурой было возбуждено уголовное дело
в отношении некоторых руководителей предприятия. Дело возбудили
по трём статьям: незаконные валютные операции, коммерческие хищения,
уклонение от уплаты налогов.
Но самым интересным фигурантом этого дела был человек, никогда
не входивший в вазовское руководство, - Борис Абрамович Березовский.
И это не удивительно. Ведь свой первый капитал, и немалый, Борис
Абрамович сколотил именно на торговле "Жигулями". Создав вкупе
с Каданниковым фирму "ЛогоВАЗ", Березовский получил от автозавода
необычайные льготы по отсрочке платежей, какие не имела даже вазовская
фирменная система продаж - от трёх месяцев до полугода и более.
(Для собственно заводских фирм срок реализации составлял всего
20 дней). Через полгода из-за обвальной инфляции цена на автомобили
вырастала в два раза. Но Березовский возвращал заводу их прежнюю
стоимость. То есть получалось, что каждый второй автомобиль он
брал на ВАЗе бесплатно.
Потом Березовский изобрёл "систему реэкспорта". Он закупал на
заводе автомобиль за 4 тысячи долларов, оформлял таможенные документы
- якобы эти автомашины ушли за границу и вернулись обратно - и
продавал их на российском рынке уже за 7 тысяч долларов. Вроде
как с учётом таможенных сборов. За три года плодотворного "сотрудничества"
с ВАЗом Березовский продал таким образом более 35 тысяч автомобилей.
В результате только с одной этой аферы, по некоторым подсчётам,
он получил более 200 миллионов долларов дохода.
Однако потом Абрамыч окончательно разругался с вазовским руководством
и к делёжке жирного автомобильного "пирога" его уже не допустили.
И великий комбинатор затаил обиду.
По одной из версий, в 1995-1997 годах Березовский планировал
отдать на откуп чеченским сепаратистам теневые финансовые потоки
АвтоВАЗа, - те самые потоки (направляемые криминалитетом различных
мастей в свой карман), которые составляют, по данным межрегиональной
группы МВД, более 500 миллиардов рублей в год.
Эта версия выглядит весьма правдоподобной в свете оперативной
милицейской информации того времени. Согласно этой информации,
Борис Абрамович, вкупе с лидерами чеченских сепаратистов, планировал
установить полный контроль над АвтоВАЗом с помощью местной чеченской
группировки - при поддержке чеченских диаспор Поволжья, а также
боевиков, "выписанных" из Чечни. Кроме физического устранения
конкурентов из местного криминалите-та и особо несговорчивых вазовских
"генералов", намечалось использовать коррумпированные связи в
среде госчиновников и силовиков. Эти связи, по большей части,
были основаны на элементарных взятках. Дело доходило до того,
что на бандитские разборки с местной братвой чеченцы приезжали
под прикрытием милиционеров.
Первым в планах чеченцев значился захват головного центра запчастей,
который контролировался татарской "бригадой". Однако быстрому
захвату этого плацдарма помешала жёсткая позиция лидера "татар"
Шамиля, пригрозившего, что, если чеченцы не умерят свой аппетит,
начнётся война на истребление. В воздухе запахло порохом. Вот
тут-то и вмешались правоохранительные органы. Милиция провела
серию акций. У чеченцев было изъято большое количество боеприпасов,
огнестрельное оружие, гранатомёты, детали магнитной мины, детонаторы.
Некоторые уличённые в коррупции милицейские чины были уволены
из органов.
Больше всех насолил чеченским бандитам 33-летний капитан милиции
Олег Степанов, руководитель отдела по борьбе с организованной
преступностью. Возможно, именно за это молодой капитан едва не
поплатился жизнью. Несколько раз у его машины на полном ходу лопались
колёса. Всякий раз выяснялось, что колесо подрезано неизвестным
"доброжелателем".
Сразу после описанных событий лидер тольяттинского чеченского
криминалитета Шамад Бисултанов отправился в Москву, жаловаться.
Здесь он, по некоторым сведениям, встречался с бывшим в то время
заместителем секретаря Совета безопасности Борисом Березовским,
у которого нашёл полное сочувствие и понимание.
Сотрудникам правоохранительных органов, особо отличившимся в
борьбе с чеченским криминалитетом, не пришлось долго ожидать развязки
событий. Они были вызваны на ковёр к своему областному руководству,
которое устроило выволочку: "Не срывайте договорённости! Не сейте
межнациональную рознь!" После чего след Бориса Абрамовича во всей
этой истории стал прорисовываться куда более чётко.
Капитан Степанов был освобождён от должности приказом начальника
УВД. Но недолго оставалось радоваться этому факту Шамаду Бисултанову.
Вскоре на трассе "Тольятти - Волгоград" на полном ходу у "БМВ"
Бисултанова лопнула шина. В итоге - смертельная развязка. Так
он сам попал в ловушку, которую подстраивал своим врагам.
Впоследствии у Бориса Абрамовича появились крупные проблемы,
и ему стало уже не до АвтоВАЗа. Однако документы, которые удалось
найти капитану Степанову и межведомственной группе МВД во время
операции "Циклон", вкупе с другими "делами" автогиганта, продолжали
храниться в самарском областном УВД. В 2000 году здание УВД охватил
загадочный пожар, унесший десятки жизней сотрудников милиции.
Сгорели и архивы с делами. Конечно же, это совпадение. В жизни
Абрамыча вообще много совпадений, выгодных ему.
Однако российские власти объявили-таки в международный розыск
нынешнего зарубежного "страдальца". Значит, остались какие-то
документы, проливающие свет на порочные действия опального олигарха
по отношению к АвтоВАЗу. Ведь мало кто знает, что в обосновании
на его задержание, поданном Интерполу Генпрокуратурой, одними
из первых значатся именно события, связанные с автозаводом.
Но почему власти ждали столько лет? Не легче ли было задержать
Березовского, когда он был в России? Ответ лежит на поверхности:
всему виной неуёмная критика "диссидентом" Березовским нынешнего
Президента В.В. Путина. Только вот пока наша неповоротливая правоохранительная
государственная машина приходила в движение, энергичный Абрамыч
переключился на другой объект своей ненависти. Теперь он через
подконтрольные ему либеральные и коммунистические СМИ пытается
устранить с политической арены лидера блока "Родина", председателя
Конгресса русских общин Сергея Глазьева. В чём же дело?
Ответ и здесь ясен. Просто Борис Абрамович прекрасно понимает,
что сегодня даже Путин для таких, как он (и конкретно для него
самого) куда менее опасен, чем Глазьев.
Тольятти