Для многих именно здесь особую остроту приобретает
поиск смысла жизни.
С давних пор Вологодские края называли "Северной Фиваидой". В
глубокой древности здешние непроходимые леса привлекали многих
православных подвижников, стремящихся к тишине и непрестанной
молитве. В XIV веке из Переславля-Залесского пришёл на берега
речки Вологды преподобный Димитрий со своим учеником Пахомием
и построил при помощи местных жителей деревянную церковь во имя
Всемилостивого Спаса. Так было положено начало одному из самых
древних северных монастырей.
Монастырь назвали Спасо-Прилуцким, поскольку основан он был на
излучине реки. Внешнее сходство этой обители с Троице-Сергиевой
Лаврой напоминает о духовной дружбе преподобного Дмитрия Прилуцкого
с игуменом Земли Русской - Сергием Радонежским.
В начале XVII века, во время польско-литовского нашествия, Спасо-Прилуцкий
монастырь подвергся нападению. Державшие оборону монахи и вологжане
были убиты, а обитель разграблена. Но мощи преподобного Димитрия
от католических вандалов удалось спасти.
Уже более 600 лет главная святыня монастыря - цельбоносные мощи
основателя обители преподобного Димитрия - почивают в нижнем храме
Спасского собора.
В Спасо-Прилуцкий монастырь на богомолье приезжали князь Василий
III с Еленой Глинской, царь Иван Грозный, император Александр
I. На монастырском кладбище сохранилась могила поэта К.Н. Батюшкова,
- вологжане гордятся, что известный литератор, современник А.С.
Пушкина, захоронен на их земле...
Сегодня в Вологде, наряду с возрождением древних монастырей,
открываются и новые храмы. На территории женской колонии построена
деревянная церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих
Радость". Для тех, кто когда-то оступился на жизненном пути, этот
храм открывает дорогу подлинного исправления и спасения. Ведь
и сам Господь пришёл на землю, чтобы не праведников, но грешников
призвать к покаянию. А насколько искренне их раскаяние, судить
может только духовник, тюремный священник.
"Для многих именно здесь особую остроту приобретает поиск смысла
жизни. Осознание того, как и почему случилось несчастье, приходит
не сразу, нужна определённая духовная работа. Люди ценят даже
не столько слово священника, хотя и это важно, сколько саму возможность
помолиться, - говорит иерей Александр Лебедев, настоятель храма
в исправительной колонии № 1 г. Вологды. Тюрьмы и колонии - наши
кровоточащие раны. И кому, как не Церкви их лечить.
Нужно какое-то водительство к Богу, потому что сами осуждённые
говорят: "Как сюда попадаешь - сразу хватаешься за Библию. А что
ты там сделаешь один, сам? Нужен кто-то, кто бы тебе помог". Осуждённым
это нужно, и особенно ярко это видно на исповеди..."
В другом вологодском храме каждую неделю проходят встречи священника
с наркозависимыми. В реабилитации наркоманов священнику помогают
молодые прихожане и те, кто, по милости Божией, уже избавился
от героинового рабства.
И всё же реабилитация - это не главное. Чтобы привить иммунитет
к окружающим соблазнам, полноценное духовно-культурное воспитание
нужно давать ребёнку с самого раннего возраста. С этой целью вот
уже несколько лет в общеобразовательных школах Вологодской области
преподаётся предмет "Истоки".
Эту программу разработал доктор исторических наук, заведующий
кафедрой теории и истории культуры Вологодского университета профессор
Александр Васильевич Камкин. Предмет "Истоки" (аналог "Основ православной
культуры") блестяще прошёл апробацию и рекомендован Министерством
образования России.
"Мы начали чуть раньше, чем вообще пошёл разговор о введении
в школе предмета "Основы православной культуры", - говорит Александр
Васильевич, - потому что у нас первый учебник появился в 1996
году. Но мы решили опираться не на логику катехизиса, а исходить
из жизненных реалий. Описывая явления культуры, быта, труда, социума,
в каждом конкретном примере мы стремились найти духовное зерно".
Как показало время, учащиеся, независимо от национальности, с
большим интересом изучают предмет "Истоки". Во втором классе знакомство
с основами отечественной культуры даётся на примере таких понятий
и ценностей социума, как Имя, Семья, Дом, Книга, Праздник.
"Дети, конечно же, знают, что такое имя, - улыбается Александр
Васильевич. -Но мы показываем им огромную ценность имени. Они
учатся расшифровывать имя, понимать его смысл, узнают о святом
первоносителе этого имени. Они узнают, что имя - священно и что
имя в нашей традиции даётся при крещении".
На занятиях в третьем классе раскрываются ценности духовного
мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость. Учащиеся старших
классов знакомятся с устойчивыми идеалами российской цивилизации
-Соборностью, Самопожертвованием, Защитой Родины, а также с шедеврами
отечественной живописи, литературы и архитектуры. Главная задача
предмета "Истоки" -не только общее образование, но и нравственно-духовное
воспитание.
Уже есть определённые результаты: 25 тысяч школьников и занимаются
по этому предмету.
Познав свои Истоки, молодые вологжане становятся внутренне причастными
современной истории и культуре своего края, своей страны. А ведь
только тот народ, который знает и хранит своё прошлое, способен
созидать и своё будущее...
Вологда