Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера       Главная страница номера

Православная Вологда

Александр Юрьевич АЛЕКСАШИН

 

Для многих именно здесь особую остроту приобретает поиск смысла жизни.

Спасо-Прилуцкий монастырь

С давних пор Вологодские края называли "Северной Фиваидой". В глубокой древности здешние непроходимые леса привлекали многих православных подвижников, стремящихся к тишине и непрестанной молитве. В XIV веке из Переславля-Залесского пришёл на берега речки Вологды преподобный Димитрий со своим учеником Пахомием и построил при помощи местных жителей деревянную церковь во имя Всемилостивого Спаса. Так было положено начало одному из самых древних северных монастырей.

Монастырь назвали Спасо-Прилуцким, поскольку основан он был на излучине реки. Внешнее сходство этой обители с Троице-Сергиевой Лаврой напоминает о духовной дружбе преподобного Дмитрия Прилуцкого с игуменом Земли Русской - Сергием Радонежским.

В начале XVII века, во время польско-литовского нашествия, Спасо-Прилуцкий монастырь подвергся нападению. Державшие оборону монахи и вологжане были убиты, а обитель разграблена. Но мощи преподобного Димитрия от католических вандалов удалось спасти.

Уже более 600 лет главная святыня монастыря - цельбоносные мощи основателя обители преподобного Димитрия - почивают в нижнем храме Спасского собора.

В Спасо-Прилуцкий монастырь на богомолье приезжали князь Василий III с Еленой Глинской, царь Иван Грозный, император Александр I. На монастырском кладбище сохранилась могила поэта К.Н. Батюшкова, - вологжане гордятся, что известный литератор, современник А.С. Пушкина, захоронен на их земле...

Сегодня в Вологде, наряду с возрождением древних монастырей, открываются и новые храмы. На территории женской колонии построена деревянная церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Для тех, кто когда-то оступился на жизненном пути, этот храм открывает дорогу подлинного исправления и спасения. Ведь и сам Господь пришёл на землю, чтобы не праведников, но грешников призвать к покаянию. А насколько искренне их раскаяние, судить может только духовник, тюремный священник.

"Для многих именно здесь особую остроту приобретает поиск смысла жизни. Осознание того, как и почему случилось несчастье, приходит не сразу, нужна определённая духовная работа. Люди ценят даже не столько слово священника, хотя и это важно, сколько саму возможность помолиться, - говорит иерей Александр Лебедев, настоятель храма в исправительной колонии № 1 г. Вологды. Тюрьмы и колонии - наши кровоточащие раны. И кому, как не Церкви их лечить.

Нужно какое-то водительство к Богу, потому что сами осуждённые говорят: "Как сюда попадаешь - сразу хватаешься за Библию. А что ты там сделаешь один, сам? Нужен кто-то, кто бы тебе помог". Осуждённым это нужно, и особенно ярко это видно на исповеди..."

В другом вологодском храме каждую неделю проходят встречи священника с наркозависимыми. В реабилитации наркоманов священнику помогают молодые прихожане и те, кто, по милости Божией, уже избавился от героинового рабства.

И всё же реабилитация - это не главное. Чтобы привить иммунитет к окружающим соблазнам, полноценное духовно-культурное воспитание нужно давать ребёнку с самого раннего возраста. С этой целью вот уже несколько лет в общеобразовательных школах Вологодской области преподаётся предмет "Истоки".

Эту программу разработал доктор исторических наук, заведующий кафедрой теории и истории культуры Вологодского университета профессор Александр Васильевич Камкин. Предмет "Истоки" (аналог "Основ православной культуры") блестяще прошёл апробацию и рекомендован Министерством образования России.

"Мы начали чуть раньше, чем вообще пошёл разговор о введении в школе предмета "Основы православной культуры", - говорит Александр Васильевич, - потому что у нас первый учебник появился в 1996 году. Но мы решили опираться не на логику катехизиса, а исходить из жизненных реалий. Описывая явления культуры, быта, труда, социума, в каждом конкретном примере мы стремились найти духовное зерно".

Как показало время, учащиеся, независимо от национальности, с большим интересом изучают предмет "Истоки". Во втором классе знакомство с основами отечественной культуры даётся на примере таких понятий и ценностей социума, как Имя, Семья, Дом, Книга, Праздник.

"Дети, конечно же, знают, что такое имя, - улыбается Александр Васильевич. -Но мы показываем им огромную ценность имени. Они учатся расшифровывать имя, понимать его смысл, узнают о святом первоносителе этого имени. Они узнают, что имя - священно и что имя в нашей традиции даётся при крещении".

На занятиях в третьем классе раскрываются ценности духовного мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость. Учащиеся старших классов знакомятся с устойчивыми идеалами российской цивилизации -Соборностью, Самопожертвованием, Защитой Родины, а также с шедеврами отечественной живописи, литературы и архитектуры. Главная задача предмета "Истоки" -не только общее образование, но и нравственно-духовное воспитание.

Уже есть определённые результаты: 25 тысяч школьников и занимаются по этому предмету.

Познав свои Истоки, молодые вологжане становятся внутренне причастными современной истории и культуре своего края, своей страны. А ведь только тот народ, который знает и хранит своё прошлое, способен созидать и своё будущее...


Вологда

Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU