4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - то, как легко
и радостно взошла трёхлетняя Отроковица по ступеням Иерусалимского
храма во Святое Святых - являет для нас не только образ всей жизни
Пречистой Девы. Это не только образ Её приобщения крестному пути
Её Божественного Сына и восхождения в то Святое Святых, которое
есть Её Пресвятое Успение и торжество Второго пришествия Господня.
Это также образ восхождения всей Церкви, каждого из нас к своему
Богу, как сказано: "Приведутся девы вслед Ея, искренние Ея приведутся"
(Пс. 44,15). И потому этот праздник - Введение во храм - праздник
великой надежды.
Надежда - христианская добродетель, в которой все мы сегодня
особенно нуждаемся. Мы знаем, что в течение истории Церкви были
моменты отчаяния, будь то из-за внешней враждебности к ней со
стороны мира, будь то вследствие внутренних кризисов. В эти моменты
Церковь должна прибегать к духовным источникам и обновлять свои
силы. Очень важно для нас во времена испытаний видение всего пути
Церкви, обращение к уже пройденным ею этапам. Столь полезным оказывается
не оглядываться назад, но знакомиться с историей, знание которой
даёт мудрость. Сама история - источник надежды, ибо, беспощадно
обнажая глубины поражения в прошлом, она учит заранее доверию
Господину истории, Который дал пример приснопамятного поражения,
положив его в основание существования Церкви и нашего воскресения.
Этим измеряются все, и каждое отдельное событие в Церкви.
Всегда необходима трезвая оценка того, что здесь и сейчас, по
сравнению с тем, что происходит в целом в мире - на других континентах
и в других культурах и эпохах. Но сколько бы мы ни повторяли старую
мрачную шутку по поводу конца света в отдельно взятой стране,
сколько бы ни удалялись от бедствий последнего десятилетия, чтобы
увидеть их на расстоянии, всё очевиднее становится, что они имеют
значение, которое можно без всякого преувеличения сравнить с катастрофой
1917 года. Точнее сказать, они - продолжение семнадцатого года,
только на новой, более разрушительной глубине. Эти события глобальны,
но не только из-за того особого места, которое занимает православная
Россия в судьбах мира, но из-за того страшного, почти всемирного
одобрения беззакония, о котором апостол Павел в Послании к Римлянам
говорит, как о последнем пределе испытания долготерпения Божия.
Отчего стряслась катастрофа 1917 года? Оттого, что вначале разрушено
было Святое Святых, а потом, естественно, не осталось ничего святого.
Нравственное разложение общества привело тогда к крушению России
и подчинению народа сатанинской власти. А что ждёт нас теперь,
при нынешнем нашем нравственном разложении?
Разве можно сравнить теперешнее состояние нашего общества с тем,
каким оно было накануне той революции? То, что происходит с нами
сегодня - это ещё одно страшное, может быть, последнее предупреждение:
если не покаетесь, все так же погибнете.
И сегодняшний праздник надежды говорит нам о том, что нет никакой
надежды, напрасны надежды на возрождение России, если не будет
покаяния. Без этого никакие политические и патриотические организации
не помогут, и никто и ничто не спасёт мир от ужасов, грядущих
на Вселенную.
Всегда существует опасность превратить учение Церкви в идеологию,
в особенности там, где это касается общественно-политических явлений
- то есть, в теорию и практику, определяемую чисто человеческими
взглядами. Пока не будет покаяния, которое означает изменение
ума, иное видение жизни, духовное видение - ничего не изменится.
Мы призваны увидеть подлинный смысл происходящего. Это означает,
что наша жизнь должна быть не просто утверждением принципов добра
и правды, а выражением любви Церкви, созданной Самим Богом, явившимся
плотию. Церкви, воплощающейся в каждодневных испытаниях, чтобы
освещать их светом Евангельским изнутри. Для того мы и приходим
в храм, чтобы открылся нам этот свет, это Святое Святых, жизнь
вечная, без которой всё на свете - только распад, иногда медленный,
иногда очень быстрый.
Но мы должны на самом деле войти в храм для восхождения во Святое
Святых. Прорваться, пробиться к храму любой ценой, не веря от
радости, что это возможно, что это действительно существует и
даровано нам, чтобы жизнь не погасла ни в нас, ни в мире. Но не
для сладостных, вдохновенных переживаний этот Свет так незаслуженно
вдруг открывается нам, а для того, чтобы мы всё увидели в истинном
свете, осознали тот ужас, который совершается в мире, и не говорили,
что Церкви это почти не коснулось.
Открываются новые храмы, и как будто свобода слова дана. Но надо
понять, что это только на поверхности жизни, а на глубине идёт
небывалая ещё война против Церкви, против Бога и против человека.
Повсеместно грех объявляется как утверждение личности человеческой,
а не как попрание её. И пусть все увидят, что эта война вот-вот
вырвется на поверхность, вырывается уже и сметает всё. И пусть
нам станет ясно, что наши храмы, никогда не закрывавшиеся или
только что отреставрированные, держатся только чудом. Что не такие
они были, и не столько их было накануне той великой беды, когда
рассыпал всё Господь, потому что не было востребовано чудо, сокрытое
в храмах.
Но пока не отнято у нас это, будем приходить сюда, и не только
в воскресенья и праздники и кануны их, как грозно предупреждает
древняя заповедь, подобная заповедям "не убивай", "не воруй",
"не блуди". Это последняя черта, дальше - гибель, распад. Как
апостолы, услышав весть Воскресения, со всех ног бежали ко Гробу
Господню, так душа нормального человека устремляется ко святому
храму Его.
Будем же в этом мире отчаяния исполняться надеждой, которая превосходит
возможности естества и питается благодатью и которая нераздельна
от добродетелей веры и любви. Где неверие и ненависть, там не
может быть надежды. Церковь же совершает своё восхождение от силы
в силу, от славы к славе по стопам Божией Матери, в немощи и бесславии,
многими скорбями, которыми прежде всего и необманнее всего подаётся
надежда, ибо источник её - Сам Бог.