Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера       Главная страница номера

Праздник великой надежд

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ

Введение во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы

 

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - то, как легко и радостно взошла трёхлетняя Отроковица по ступеням Иерусалимского храма во Святое Святых - являет для нас не только образ всей жизни Пречистой Девы. Это не только образ Её приобщения крестному пути Её Божественного Сына и восхождения в то Святое Святых, которое есть Её Пресвятое Успение и торжество Второго пришествия Господня. Это также образ восхождения всей Церкви, каждого из нас к своему Богу, как сказано: "Приведутся девы вслед Ея, искренние Ея приведутся" (Пс. 44,15). И потому этот праздник - Введение во храм - праздник великой надежды.

Надежда - христианская добродетель, в которой все мы сегодня особенно нуждаемся. Мы знаем, что в течение истории Церкви были моменты отчаяния, будь то из-за внешней враждебности к ней со стороны мира, будь то вследствие внутренних кризисов. В эти моменты Церковь должна прибегать к духовным источникам и обновлять свои силы. Очень важно для нас во времена испытаний видение всего пути Церкви, обращение к уже пройденным ею этапам. Столь полезным оказывается не оглядываться назад, но знакомиться с историей, знание которой даёт мудрость. Сама история - источник надежды, ибо, беспощадно обнажая глубины поражения в прошлом, она учит заранее доверию Господину истории, Который дал пример приснопамятного поражения, положив его в основание существования Церкви и нашего воскресения. Этим измеряются все, и каждое отдельное событие в Церкви.

Всегда необходима трезвая оценка того, что здесь и сейчас, по сравнению с тем, что происходит в целом в мире - на других континентах и в других культурах и эпохах. Но сколько бы мы ни повторяли старую мрачную шутку по поводу конца света в отдельно взятой стране, сколько бы ни удалялись от бедствий последнего десятилетия, чтобы увидеть их на расстоянии, всё очевиднее становится, что они имеют значение, которое можно без всякого преувеличения сравнить с катастрофой 1917 года. Точнее сказать, они - продолжение семнадцатого года, только на новой, более разрушительной глубине. Эти события глобальны, но не только из-за того особого места, которое занимает православная Россия в судьбах мира, но из-за того страшного, почти всемирного одобрения беззакония, о котором апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, как о последнем пределе испытания долготерпения Божия.

Отчего стряслась катастрофа 1917 года? Оттого, что вначале разрушено было Святое Святых, а потом, естественно, не осталось ничего святого. Нравственное разложение общества привело тогда к крушению России и подчинению народа сатанинской власти. А что ждёт нас теперь, при нынешнем нашем нравственном разложении?

Разве можно сравнить теперешнее состояние нашего общества с тем, каким оно было накануне той революции? То, что происходит с нами сегодня - это ещё одно страшное, может быть, последнее предупреждение: если не покаетесь, все так же погибнете.

И сегодняшний праздник надежды говорит нам о том, что нет никакой надежды, напрасны надежды на возрождение России, если не будет покаяния. Без этого никакие политические и патриотические организации не помогут, и никто и ничто не спасёт мир от ужасов, грядущих на Вселенную.

Всегда существует опасность превратить учение Церкви в идеологию, в особенности там, где это касается общественно-политических явлений - то есть, в теорию и практику, определяемую чисто человеческими взглядами. Пока не будет покаяния, которое означает изменение ума, иное видение жизни, духовное видение - ничего не изменится. Мы призваны увидеть подлинный смысл происходящего. Это означает, что наша жизнь должна быть не просто утверждением принципов добра и правды, а выражением любви Церкви, созданной Самим Богом, явившимся плотию. Церкви, воплощающейся в каждодневных испытаниях, чтобы освещать их светом Евангельским изнутри. Для того мы и приходим в храм, чтобы открылся нам этот свет, это Святое Святых, жизнь вечная, без которой всё на свете - только распад, иногда медленный, иногда очень быстрый.

Но мы должны на самом деле войти в храм для восхождения во Святое Святых. Прорваться, пробиться к храму любой ценой, не веря от радости, что это возможно, что это действительно существует и даровано нам, чтобы жизнь не погасла ни в нас, ни в мире. Но не для сладостных, вдохновенных переживаний этот Свет так незаслуженно вдруг открывается нам, а для того, чтобы мы всё увидели в истинном свете, осознали тот ужас, который совершается в мире, и не говорили, что Церкви это почти не коснулось.

Открываются новые храмы, и как будто свобода слова дана. Но надо понять, что это только на поверхности жизни, а на глубине идёт небывалая ещё война против Церкви, против Бога и против человека. Повсеместно грех объявляется как утверждение личности человеческой, а не как попрание её. И пусть все увидят, что эта война вот-вот вырвется на поверхность, вырывается уже и сметает всё. И пусть нам станет ясно, что наши храмы, никогда не закрывавшиеся или только что отреставрированные, держатся только чудом. Что не такие они были, и не столько их было накануне той великой беды, когда рассыпал всё Господь, потому что не было востребовано чудо, сокрытое в храмах.

Но пока не отнято у нас это, будем приходить сюда, и не только в воскресенья и праздники и кануны их, как грозно предупреждает древняя заповедь, подобная заповедям "не убивай", "не воруй", "не блуди". Это последняя черта, дальше - гибель, распад. Как апостолы, услышав весть Воскресения, со всех ног бежали ко Гробу Господню, так душа нормального человека устремляется ко святому храму Его.

Будем же в этом мире отчаяния исполняться надеждой, которая превосходит возможности естества и питается благодатью и которая нераздельна от добродетелей веры и любви. Где неверие и ненависть, там не может быть надежды. Церковь же совершает своё восхождение от силы в силу, от славы к славе по стопам Божией Матери, в немощи и бесславии, многими скорбями, которыми прежде всего и необманнее всего подаётся надежда, ибо источник её - Сам Бог.



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU