Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера       Главная страница номера

Владыка милостью Божией

Редколлегия

Митрополит Питирим

 4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Господь призвал к Себе одного из старейших иерархов Русской Православной Церкви митрополита Юрьевского и Волоколамского Питирима.

Митрополит Питирим (Константин Владимирович Нечаев) родился 8 января 1926 года в г. Мичуринске, в семье священника Тамбовской епархии.

По окончании средней школы учился в МИИТ - Московском институте инженеров транспорта.

С 1945 года - иподиакон патриаршего кафедрального собора.

В 1947 году по окончании Московской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию.

В 1951 году окончил полный курс академии со степенью кандидата богословия. Оставлен при Академии профессорским стипендиатом. Затем был назначен преподавателем Академии и утверждён в звании доцента.

15 февраля 1952 года Святейшим Патриархом Алексием I рукоположен во диакона, а 4 декабря 1954 года - во священника.

В 1959-м был пострижен в монашество. В мае 1963 года архимандрит Питирим стал епископом Волоколамским, в 1971-м был возведён в сан архиепископа, а 30 декабря 1986 года - в сан митрополита Волоколамского и Юрьевского.

На протяжении нескольких десятилетий основным поприщем, на котором трудился митрополит Питирим, была издательская деятельность Русской Православной Церкви. С 1963 по 1994 год он был председателем издательского отдела Московской Патриархии, главным редактором "Журнала Московской Патриархии" и председателем редакционной коллегии сборника "Богословские труды".

В конце 1980-х годов митрополит Питирим стал настоятелем возвращённого Церкви Иосифо-Волоколамского монастыря. В Москве кафедра митрополита Питирима пребывала в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке (в Брюсовом переулке).

 

С владыкой Питиримом ушла от нас целая эпоха. Конечно, прежде всего, это более 30 лет творческой работы в Издательском отделе Московской Патриархии, которым он руководил с 1963 по 1994 год. Это "Журнал Московской Патриархии", сборник "Богословские труды" - единственные (до конца 1980-х гг.) легальные органы церковной богословской мысли. Номера этих журналов для многих верующих людей были поистине драгоценны. Здесь публиковались и писания Отцов Церкви, и классические богословские работы XIX-XX веков, которые нигде больше ни при каких обстоятельствах не могли быть напечатаны.

Но в Церкви более, чем вне её, свидетельствование, проповедь, просвещение - личностны. И владыка Питирим был личностью-свидетельством. Сам облик этого человека потрясающей красоты (с годами он становился всё краше, с сединой прирастало благородство облика), его величественная осанка - впечатляли, как старые фотографии: был виден человек иной, прекрасной породы, и на мирскую аудиторию это производило действие неизгладимое. Он отверзал уста - и оказывалось, что этот прекрасный внешне человек потрясающе умён, интеллигентен, что и речь его, и мысль совсем иного, более высокого качества, чем у многих даже видных фигур расцерковлённого общества. Казалось, что он знает всё на свете и ориентируется во всём. На рубеже 1980-1990 годов это свидетельствование стало очень широким: митрополит Питирим был непременным гостем разнообразных общественных собраний, почти ежедневно выступал на радио и телевидении, комментировал для средств массовой информации многие вопросы церковной жизни, стоял у истоков проведения праздников Славянской письменности и культуры, был членом правления Российского фонда культуры, позже - президентом Славянского фонда России...

За этой внушительностью, красотой и высочайшей культурой стоял трёхсотлетний священнический род и - собственный путь, пройденный в самой сердцевине XX века... "Возможность получить духовное образование и пойти путём своих предков для нас, детей довоенного времени, казалась несбыточной, - вспоминал владыка. - И вот, когда по Москве прошёл тогда ещё неясный слух о том, что три митрополита были в Кремле и получили согласие правительства на открытие духовных школ (это было в сентябре 1943 года) - мне не верилось! Однако 14 июля 1944 года, в день святого мученика Иустина Философа, всё-таки состоялось открытие Богословских Пастырских Курсов и Богословского института. Среди тех, кто подал прошение о зачислении на обучение в духовных школах, Бог судил быть и мне". Константин Нечаев (так звали владыку Питирима в миру) учился тогда в МИИТе, но через год, будучи уже старшим иподиаконом Святейшего Патриарха Алексия I, ушёл из института на первый курс Духовных школ (тогда - Богословского института). В 1951 году он защитил кандидатское сочинение по теме: "Значение божественной любви в аскетических воззрениях преподобного Симеона Нового Богослова" и вскоре стал преподавателем Московской духовной академии.

Как он был ярок! В этой сверкающей личности каждый, знавший его, выделит своё. Для одних владыка Питирим - прежде всего яркий талант, образец всесторонне талантливого человека: философ и музыкант, публицист и историк, богослов и проповедник.. И немало есть людей, которым прежде всего вспомнится не великолепный ум и интеллигентность владыки Питирима, а поток тепла, исходящий от него, - веяние Христовой любви, память о котором сохранится в сердце на долгие земные годы...

Да упокоит Господь почившего владыку в селениях праведных. Вечная ему память!



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU