4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией
Матери, Господь призвал к Себе одного из старейших иерархов Русской
Православной Церкви митрополита Юрьевского и Волоколамского Питирима.
Митрополит Питирим (Константин Владимирович Нечаев)
родился 8 января 1926 года в г. Мичуринске, в семье священника
Тамбовской епархии.
По окончании средней школы учился в МИИТ - Московском
институте инженеров транспорта.
С 1945 года - иподиакон патриаршего кафедрального
собора.
В 1947 году по окончании Московской духовной семинарии
поступил в Московскую духовную академию.
В 1951 году окончил полный курс академии со степенью
кандидата богословия. Оставлен при Академии профессорским стипендиатом.
Затем был назначен преподавателем Академии и утверждён в звании
доцента.
15 февраля 1952 года Святейшим Патриархом Алексием
I рукоположен во диакона, а 4 декабря 1954 года - во священника.
В 1959-м был пострижен в монашество. В мае 1963 года
архимандрит Питирим стал епископом Волоколамским, в 1971-м был
возведён в сан архиепископа, а 30 декабря 1986 года - в сан митрополита
Волоколамского и Юрьевского.
На протяжении нескольких десятилетий основным поприщем,
на котором трудился митрополит Питирим, была издательская деятельность
Русской Православной Церкви. С 1963 по 1994 год он был председателем
издательского отдела Московской Патриархии, главным редактором
"Журнала Московской Патриархии" и председателем редакционной коллегии
сборника "Богословские труды".
В конце 1980-х годов митрополит Питирим стал настоятелем
возвращённого Церкви Иосифо-Волоколамского монастыря. В Москве
кафедра митрополита Питирима пребывала в храме Воскресения Словущего
на Успенском Вражке (в Брюсовом переулке).
С владыкой Питиримом ушла от нас целая эпоха. Конечно, прежде
всего, это более 30 лет творческой работы в Издательском отделе
Московской Патриархии, которым он руководил с 1963 по 1994 год.
Это "Журнал Московской Патриархии", сборник "Богословские труды"
- единственные (до конца 1980-х гг.) легальные органы церковной
богословской мысли. Номера этих журналов для многих верующих людей
были поистине драгоценны. Здесь публиковались и писания Отцов
Церкви, и классические богословские работы XIX-XX веков, которые
нигде больше ни при каких обстоятельствах не могли быть напечатаны.
Но в Церкви более, чем вне её, свидетельствование, проповедь,
просвещение - личностны. И владыка Питирим был личностью-свидетельством.
Сам облик этого человека потрясающей красоты (с годами он становился
всё краше, с сединой прирастало благородство облика), его величественная
осанка - впечатляли, как старые фотографии: был виден человек
иной, прекрасной породы, и на мирскую аудиторию это производило
действие неизгладимое. Он отверзал уста - и оказывалось, что этот
прекрасный внешне человек потрясающе умён, интеллигентен, что
и речь его, и мысль совсем иного, более высокого качества, чем
у многих даже видных фигур расцерковлённого общества. Казалось,
что он знает всё на свете и ориентируется во всём. На рубеже 1980-1990
годов это свидетельствование стало очень широким: митрополит Питирим
был непременным гостем разнообразных общественных собраний, почти
ежедневно выступал на радио и телевидении, комментировал для средств
массовой информации многие вопросы церковной жизни, стоял у истоков
проведения праздников Славянской письменности и культуры, был
членом правления Российского фонда культуры, позже - президентом
Славянского фонда России...
За этой внушительностью, красотой и высочайшей культурой стоял
трёхсотлетний священнический род и - собственный путь, пройденный
в самой сердцевине XX века... "Возможность получить духовное образование
и пойти путём своих предков для нас, детей довоенного времени,
казалась несбыточной, - вспоминал владыка. - И вот, когда по Москве
прошёл тогда ещё неясный слух о том, что три митрополита были
в Кремле и получили согласие правительства на открытие духовных
школ (это было в сентябре 1943 года) - мне не верилось! Однако
14 июля 1944 года, в день святого мученика Иустина Философа, всё-таки
состоялось открытие Богословских Пастырских Курсов и Богословского
института. Среди тех, кто подал прошение о зачислении на обучение
в духовных школах, Бог судил быть и мне". Константин Нечаев (так
звали владыку Питирима в миру) учился тогда в МИИТе, но через
год, будучи уже старшим иподиаконом Святейшего Патриарха Алексия
I, ушёл из института на первый курс Духовных школ (тогда - Богословского
института). В 1951 году он защитил кандидатское сочинение по теме:
"Значение божественной любви в аскетических воззрениях преподобного
Симеона Нового Богослова" и вскоре стал преподавателем Московской
духовной академии.
Как он был ярок! В этой сверкающей личности каждый, знавший его,
выделит своё. Для одних владыка Питирим - прежде всего яркий талант,
образец всесторонне талантливого человека: философ и музыкант,
публицист и историк, богослов и проповедник.. И немало есть людей,
которым прежде всего вспомнится не великолепный ум и интеллигентность
владыки Питирима, а поток тепла, исходящий от него, - веяние Христовой
любви, память о котором сохранится в сердце на долгие земные годы...
Да упокоит Господь почившего владыку в селениях праведных.
Вечная ему память!