Как-то по служебным делам я зашла в Академию управления
(бывшую Академию МВД России). Там я совершенно случайно узнала,
что в стенах этого учреждения открыт домовый храм, носящий имя
святого благоверного князя Александра Невского.
Странное, казалось бы, сочетание: головное учебное заведение
системы МВД и вдруг - храм Божий!
Только потом, узнав все подробности и поговорив со сведущими
людьми, я поняла, что возвращение людей в милицейских погонах
к вере, к истинным духовным ценностям является фактом не случайным,
а, скорее, закономерным.
"Начиная с середины девяностых годов я, будучи сотрудником головного
вуза системы МВД, призванного обучать лучших представителей российской
милиции делу борьбы с преступностью, невольно почувствовал в системе
обучения отсутствие главного, а именно - духовной опоры, - рассказывает
диакон храма святого благоверного князя Александра Невского о.
Александр (в миру - подполковник службы внутренних войск Александр
Алексеевич Добродеев).
Однажды, прочитав объявление в газете, я пришёл в школу йоги.
Позанимавшись четыре года, я так и не получил ответа на самые
главные и животрепещущие вопросы.
Помогла жизненная ситуация. В 1996 г. мой тесть, человек довольно
пожилой, заболел непонятной болезнью: отказала вся нижняя часть
тела, и врачи никак не могли поставить диагноз. Я привёз больного
в Москву, и в течение трёх месяцев предпринимались безуспешные
попытки его вылечить. Казалось бы, нет выхода из создавшегося
положения.
Однако по совету одной из наших знакомых, послушницы Зачатьевского
монастыря, я обратился в ближайший храм (это был храм в подмосковном
Переделкино) к иеромонаху Филарету с просьбой совершить таинство
соборования. Когда священник приехал, он сразу же предложил освятить
квартиру, а уж потом - соборовать больного.
Затем о. Филарет посоветовал незамедлительно съездить на Даниловское
кладбище, где находилась могилка блаженной старицы Матроны, привезти
оттуда немного святой воды, а также горсть земли. Землю нужно
было приложить к больным местам.
Мы сделали всё так, как сказал нам батюшка. И свершилось чудо:
на наших глазах больной вдруг почувствовал прилив сил и захотел
самостоятельно встать с постели. Придвинув для опоры ему два стула,
мы обнаружили, что они ему не нужны вовсе. С этого момента началось
его выздоровление.
Прошло уже более пяти лет. До сих пор мой тесть живёт в своей
деревне, колет дрова, носит воду и давно забыл про инвалидную
коляску и костыли.
Соприкосновение с чудом подвигло меня и моих близких к воцерковлению.
Я записался в воскресную школу при одном из храмов, затем стал
посещать Центр духовного образования военнослужащих при Православном
Свято-Тихоновском богословском институте.
Одним словом, жизнь обрела более ясные очертания, произошло то,
о чём я давно мечтал: мне открылись до этого неизвестные вечные
тайны Надежды, Любви и Веры".
Издавна вера как основа миропонимания была присуща воинскому
сословию. Строго соблюдались такие чисто евангельские по духу
принципы, как "не обидь слабого", "будь справедлив и милосерден",
"честно исполняй свой долг".
Сейчас подобными правилами руководствуются немногие. Об этом
свидетельствует рост коррупции и криминала, в том числе и в рядах
милиции. Где же искать выход?
Ответом на этот вопрос, на мой взгляд, стало заключение специального
Соглашения о сотрудничестве, подписанного в 1996 г. министром
внутренних дел Анатолием Николаевичем Куликовым и Патриархом Московским
и всея Руси Алексием II. Оно преследовало две основные цели: с
одной стороны, исправление и перевоспитание преступивших закон
граждан, а с другой - укрепление духовности личного состава правоохранительных
органов. "Оберегать Россию и её граждан от скверны преступности
и порока, всеми средствами проповедовать идеалы Добра, Мира, Справедливости,
Милосердия" - эти слова Соглашения ясно и недвусмысленно обозначили
поворот органов правопорядка к духовным истокам.
В стенах Академии силами сотрудников было оборудовано помещение
для совершения богослужений. Сначала это была небольшая часовенка
в обычной классной комнате, которая в 1998 г, с благословения
Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, была преобразована
в домовый храм.
"Сердце человека, - считают в Академии, - который по долгу службы
вынужден применять силовые средства и методы, участвовать в спецоперациях,
черствеет; и только Церковь способна удержать человека в нравственных
рамках. Исповедь, покаяние, причащение Святых Тайн - самые действенные
средства духовного врачевания. Церковь учит, наставляет, укрепляет
и очищает. Но она не посягает на свободу, не властвует, не порабощает".
Создание церквей и храмов, подобных академическому, может оказаться
решением проблемы нравственного оздоровления личного состава органов
внутренних дел. Неслучайно один из основателей храма, подполковник
Добродеев отметил: "Если в жизни нет высоких устремлений, то взамен
неизбежно приходят низменные. С христианской точки зрения, благу
народа нельзя служить безнравственными средствами".