Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера       Главная страница номера

Правда в батьке велика

Борис Никифорович ГЛЕБОВ

Преподобный Иринарх Затворник

 

640 лет Ростовскому Борисоглебскому монастырю

 

В 18 километрах от Ростова Великого по дороге на Углич находится Борисоглебский мужской монастырь. Он был основан в 1363 году по благословению преподобного Сергия, игумена Радонежского, указавшего место для постройки храма во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Как бесценная святыня хранится в монастыре простой деревянный крест, данный преподобным Сергием монахам - пустынникам Феодору и Павлу со словами: "Призрит Господь Бог и Пречистая Богородица на место сие, и великие страстотерпцы Христовы в помощь вам будут. И место сие вельми возградится и в предбудущие времена будет превозносимо под большими лаврами". Эти пророческие слова сбылись в дальнейшей истории обители, прославленной многими её насельниками и благочестивыми мирянами.

Преподобные Феодор и Павел были первоначальниками и первостроителями Борисоглебского на Устье мужского монастыря. Они погребены в северной угловой части соборной монастырской церкви Бориса и Глеба. Память прпп. Феодора и Павла отмечается 22 октября (4 ноября), в один день с празднованием в честь Казанской иконы Божией Матери. Нашедшие убежище в монастыре во время княжеских распрей Василий Тёмный и мать его София называли его своим, Великокняжеским. А после того, как принявший крещение в обители сын Василия Тёмного Иоанн III провозгласил себя первым самодержцем всея Руси, обитель стала почитаться царской. С тех пор все царствующие особы из рода Рюриковичей имели в монастыре своего духовника, свои кельи, приезжали тихо, скромно - получить духовный совет, помолиться.

К началу XVI века монастырь стал одним из самых крупных. И ныне поражают его размеры и мощь... Протяжённость монастырских стен более 1 км, а их высота более 10,5 метра. Два высоких надвратных храма с севера и юга и 14 башен придают стенам вид грозной крепости.

Но ещё надёжнее, крепче камня, был и остаётся дух обители. Историки И. Е. Забелин и А. Д. Нечволодов, давая определение значения Борисоглебской обители, выразились следующим образом: "На сем месте начинались победы почти над каждой русской смутой..."

Село Кондаково, находящееся в 20 верстах от монастыря, - родина преподобного Иринарха - затворника, великого подвижника XVI-XVII вв., спасавшего своими молитвами наше Отечество в тяжёлую годину Смуты.

Здесь в июле 1548 года у крестьян Акиндина и Ирины родился сын. Во святом крещении ему было дано имя Илья. Ещё в 6 лет он предсказал, что, когда вырастет, примет монашество и будет трудиться для Бога, возложив на себя железные вериги... В этом селе будущий подвижник прожил 18 лет. Пост, молитва и подвиги наполняли жизнь Ильи тою верою, которая, по слову Спасителя, может творить чудеса.

В возрасте 30 лет он отправился в монастырь святых страстотерпцев Бориса и Глеба, что на реке Устье, и принял иноческий постриг с именем Иринарх. Из 38 лет монашеской жизни 30 лет Преподобный провёл в затворе.

В годы страшных бедствий людских, в разгар погибельной Смуты прибавлял себе преподобный Иринарх оков и тяжестей. Были на нём плечные и нагрудные вериги, шейное путо и путы ножные, пудовые поясные связни, многие оковцы для рук и перстов, обруч для головы, 142 небольших кованых креста.

Босой, в рубище (сорочке из конского и свиного волоса), он молил Бога за всех обиженных и несчастных, за порабощённое Отечество. Спал Преподобный 2-3 часа в сутки, сидя на берёзовом комле, к которому он приковал себя двадцатисаженной цепью весом более 4 пудов.

Разносились пророческие слова преподобного Иринарха по всей Руси. Его советам и предсказаниям внимал Василий Шуйский. Молодой полководец князь Михаил Скопин-Шуйский получил от преподобного Иринарха крест и благословение на борьбу с поляками. С этим крестом князь победоносно прошёл до самой Москвы, спас её от погибели и навеки оставил славный след в истории.

Даже поляки относились с уважением к трудам преподобного Иринарха. "Правда в батьке велика. Нигде в этой земле, ни в иных землях такого крепкого в вере батьку я не видел", - сказал после посещения затворника Ян Сапега и не велел трогать обитель.

В 1612 году верные сыны русского народа Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский приняли от Преподобного медный крест и благословение на поход в Москву. Перед крестом прп. Иринарха ополченцы клялись одолеть врага, исполнить свой долг - защитить родную землю.

За великие труды Господь наделил Преподобного даром прозорливости и даром исцелять людей от болезней душевных и телесных.

Умирая, преподобный Иринарх сказал опечаленным ученикам своим: "Я ухожу от вас телом, а душою с вами буду неразлучно". И к этому прибавил: "Если кто начнёт притеснять сию обитель мою, свыше данную от Бога, то пусть их судит Бог и Матерь Божия". И ещё больше стал изливаться поток чудотворений и исцелений на людей, с верою к нему обращающихся.

Святой источник Преподобного Иринарха
Святой источник
Преподобного Иринарха
С трепетной любовью и глубоким почитанием относился православный народ к памяти преподобного Иринарха-затворника. В XVII веке появились иконы преподобного Иринарха. Сохранились многочисленные молитвы, к нему обращённые. Особо почитались православным людом мощи Преподобного, паломники старались посетить все места, связанные с его земной жизнью. Одно из таких мест находится в полукилометре от села Кондаково. Здесь любил уединяться для молитвы юный подвижник Илия. На этом месте он выкопал колодчик, из которого вот уже более четырёх веков бьёт источник чистой воды. Здесь задумал Илия построить часовню, и Бог послал ему помощника в этом благом деле, вложив доброе намерение в сердце одного благочестивого земляка, занимавшегося изготовлением кирпича. Этот богобоязненный человек, вместо имени оставивший о себе добрую память, каждый день давал усердному молитвеннику кирпичи, которые отрок приносил к источнику. Из этих кирпичей была построена первая часовня. Когда же стало слишком многолюдно от приходящего к источнику народа, Илия стал уходить молиться на Чёрную речку, за 4 км от того места, и там было ему первое явление Пресвятой Богородицы. А часовня у источника не раз перестраивалась и обновлялась: последний раз она была благоустроена в 1916 году (теперь от неё остались лишь две кирпичные глыбы). Место это становилось все более посещаемым. Ежегодно приходили сюда крестным ходом из обители Борисоглебской монастырская братия и многочисленные паломники. Более 300 лет существовала благочестивая традиция совершать к этому источнику крестные ходы.

В июле 1997 года на источнике был установлен крест, около источника устроена купальня. А в следующем году по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея была возобновлена традиция совершать пешие крестные ходы из Борисоглебской обители к источнику преподобного Иринарха у села Кондаково.

В 1999 году обитель обрела вериги преподобного Иринарха, и все участники крестного хода, который теперь длится два дня, имеют возможность некоторое время идти в веригах.

Всё обильнее и обильнее изливается поток исцелений по молитвам преподобного Иринарха.

Растёт число людей, желающих участвовать в крестных ходах, которые вновь стали традиционными и проводятся ежегодно в последние четверг и пятницу июля.

Всё громче и многоголоснее звучит молитва:

"Преподобный отче Иринарше, моли Бога о нас!"


Ростов Великий

Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU