"И было тогда такое лютое время Божия
гнева, что люди не чаяли впредь спасения себе; чуть не вся земля
Русская опустела; и прозвали старики наши это лютое время лихолетье".
Из рукописи XVII в.
Всё было как всегда. Гермоген по-прежнему жил в патриарших кремлёвских
палатах среди любимых икон и привычного дорогого убранства. Поляки
и новоявленные бояре, получившие титулы от Лжедмитрия II, назойливо
набивались на дружбу к русскому Патриарху; распоряжения Гермогена
по-прежнему почтительно выслушивали, записывали, но исполняли
ещё реже, чем раньше. Теперь, когда развал страны дошёл до логичного
завершения, Кремль и столицу оккупировали поляки и изменники,
его, русского Патриарха, лишили возможности влиять на государственную
жизнь, а все дела вершили по-своему.
Что мог поделать он один, содержавшийся фактически под домашним
арестом, со всех сторон окружённый предателями? Разбито и разбежалось
русское войско, нет на престоле царя, изменила знать. Оккупированы
иноземцами приграничные города - Новгород, Смоленск, отделились
земли Украины и порубежных казаков...
Насчёт власти "цивилизованной" Польши Гермоген не обольщался,
он помнил слова понаехавших оттуда иудеев-купцов: "Дайте нам контроль
за деньгами страны, и нам не важно, кто будет сидеть на троне!"
Гермоген уж раз чуть не погиб, ввязавшись в политику. Спас, не
выдал под пыткой посланный к русским повстанцам с грамотами верный
батюшка.
Конечно, Гермоген понимал: во-первых, не должно Церкви вмешиваться
в мирские дела. Во-вторых, не ему, бесхитростному и прямому, сговариваться
с людьми, посылать тайные грамоты, скрытно сбирать деньги на православное
войско. Не ему! Но тогда кому же?
Он знал, что свершат оккупанты, если их не остановить. Точно
так же действовали католики в некогда православно-языческой Литве,
на Западной Украине (бывшей Красной Руси, Великом княжестве Галицком).
О нет, никто не будет людей насильно перекрещивать в католичество
- просто объявят "свободу совести", понастроят на папские деньги
костёлов, пригласят из Европы деятельных пасторов, станут бесплатно
учить русских детей в воскресных католических школах (количество-то
сребреников у Папы немереное!). Воеводами и боярами станут назначать
впредь только нехристей, католиков и приспособленцев, которым
лишь бы набить карман, а там - хоть трава не расти. Постепенно
станет иноверной вся русская знать, понаедут на Русь другие народы,
и русские православные люди исчезнут, как исчезли в Литве, как
исчезли на Красной Руси, превращённой католиками в Молдову и Западную
Украину. Будут другие люди, другие города и, может быть, другая
речь. Исчезнет всё, что дорого нам, русским!
Со стен, со старинных икон, написанных русскими изографами, и
Спас Ярое Око, и скорбная Богоматерь, и добрый Никола молча внушали
Гермогену: нет! этого нельзя допустить!
Патриарх Гермоген отказывает полякам
подписать грамоту Художник Павел Чистяков |
Потому во все концы необъятной Руси полетели его патриаршии грамоты.
Гермоген призывал русских людей "целовать крест, стоять за дом
Пречистой Богородицы и за чудотворные мощи, за святые Божий церкви
и за православную христианскую веру... не целовать креста польскому
королю, не служить ему и очистить Московское царство от всех поляков
и литовцев" (цит. по изд.: Н. И. Костомаров "Смутное время Московского
Государства"). Потому восставали города, пропадали на русских
дорогах гонцы и фуражиры поляков. Потому в марте 1611 года русское
ополчение по трём дорогам надвигалось на захваченный оккупантами
стольный град Москву.
В Кремле перепуганные изменники-бояре, подбиваемые поляками,
приступили к Гермогену. Михаил Салтыков, ругаясь по-чёрному, говорил
Патриарху: "Ты писал по городам, велел им собираться да идти под
Москву; теперь отпиши им, чтоб не ходили!". Мужественный Патриарх
так отвечал предателям: "Коли ты и все изменники, что с тобою,
а с вами и королевские люди, коли все вы выйдете из Москвы вон,
я отпишу к ним, чтоб воротились назад... Я, смиренный, благословляю
их, чтоб они совершили начатое непременно, не уставали бы, пока
увидят желаемое: уже я вижу, что истинная вера попирается от еретиков
и от вас, изменников, и приходит Москве конечное разорение и запустение
святых Божиих церквей; не могу слышать латинского пения, а латины
костёл устроили на дворе Бориса". В ответ на слова владыки предатель
Мишка Салтыков закричал: "Я убью тебя!", выхватил из-за пояса
нож и замахнулся на Гермогена. Патриарх осенил его крестным знамением
и спокойно произнёс: "Не страшусь ножа твоего, но вооружаюсь силою
Креста Христова..." Мишка Салтыков упал на колени, взревел в голос
от ярости и бессилия, затем несколько раз ножом ударил в деревянные
доски пола. Подхватив обезумевшего боярина под руки, ни с чем
ушли от Гермогена изменники. После свершилось невиданное на Руси
- Патриарх был заключён предателями под стражу.
Но и из заточения рассылались Гермогеном по русским городам грамоты,
призывавшие не признавать "католическую девку" Маринку Мнишек
и сына её от Тушинского Вора, Лжедмитрия. Одинаково отвергались
притязания короля польского и всех самозванцев, домогавшихся царского
престола без законного на то права. Говорилось, что только вся
Русская земля, правильно и полно представленная выборными на Земском
соборе, сможет выбрать законного государя, "кого нам Бог даст".
А пока нужно соединиться против поляков, бунтовщиков и предателей
Отечества.
Призыв был услышан. Из Рязани, Коломны, с Украины и Владимирщины
шли и шли к Москве русские воины, в числе их обычные к бою, хорошо
вооружённые дворяне и казаки. Из Нижнего Новгорода вели ополчение
князь Пожарский и гражданин Козьма Минин. Напуганный таким развитием
событий, польский гетман Гонсевский явился к заключённому Патриарху
Гермогену и грубо сказал: "Ты - первый зачинщик измены и всего
возмущения. По твоему письму ратные люди идут к Москве!... Отпиши
им теперь, чтобы отошли, а то мы велим уморить тебя злою смертью".
Но мужественный старец так отвечал поляку: "Да будет над ними
милость от Бога и от нашего смирения благословение, а на изменников
да излиется от Бога гнев, а от нашего смирения да будут прокляты
в сем веке и в будущем". За речи такие Гермогена заперли в подземелье
Чудова монастыря, морили голодом, от чего он и умер 17 февраля
1612 года.
26 октября (ст.ст) 1612 года голод и безнадёжность положения
заставили польский гарнизон Кремля сложить оружие. С правлением
поляков на Руси было покончено.
"На другой день (27-го) два крестных хода - один из церкви Казанской
Божией Матери, а другой от Ивана Великого, отряды ополченцев и
казаков сошлись на Лобном месте (Красной площади), где архимандрит
Троицкой лавры отслужил благодарственный молебен; сюда же крестным
ходом прибыло духовенство, неся с собою Владимирскую икону Божией
Матери. При виде этой неоценимой иконы, которую считали погибшей,
изрубленной поляками, всё множество народа зарыдало". (Цит. по
кн. К. Валишевского "Смутное время"). Так закончилось Смутное
время в Московском государстве. Чтобы вновь повториться спустя
380 лет.
Через сорок лет после мученической кончины тело Святейшего Патриарха
было перенесено в Успенский собор Московского Кремля. Там гробница
святого Патриарха Гермогена находится и поныне.
В небесах, у престола Всевышнего, моли Бога о нас,
молитвенник и заступник земли Русской, Святейший Патриарх Гермоген!
Москва