Человек находит родину не просто инстинктом, но инстинктивно укоренённым духом, и имеет её любовью. А это означает, что вопрос о родине разрешается в порядке самопознания и добровольного избрания.
Можно принудительно и формально причислить человека или целое множество людей к какому-нибудь государству. Можно наказывать и казнить людей за формально совершённую измену. Но заставить человека любить какую-нибудь "страну" как свою родину или быть националистом чужой ему нации - невозможно. Любовь возникает сама; а если она сама не возникает, то её не будет; она не вынудима; она есть дело свободы, внутренней свободы человеческого самоопределения. <...>
Тот, кто говорит о родине, разумеет (сознательно или бессознательно) духовное единство своего народа. Это есть единство, возникшее из инстинктивного подобия, общения и взаимодействия людей в их обращении к Богу, к данной от Бога внешней природе и друг к другу. Это единство вырабатывается исторически, в борьбе с природой, в создании единой духовной культуры и в самообороне от вторгающихся нарушителей. Это единство закрепляется своеобразием национально-духовного акта и системой навязывающихся исторически-культурных и государственно-хозяйственных задач. Каждый народ призван к тому, чтобы принять свою природную и историческую "данность" и духовно проработать её, одолеть её, одухотворить её по-своему, пребывая в своём, своеобразном национально-творческом акте. Это его неотъемлемое, естественное, священное право; и в то же время это его историческая общечеловеческая и, что самое главное, религиозная обязанность. Он не имеет духовного права отказаться от этой обязанности и от этого призвания. А раз отказавшись, - он духовно разложится и погибнет; он исторически сойдёт с лица земли.
Иными словами, каждому народу даётся от природы и от Духа Божия. Каждый народ призван принять и природу, и Дух; и Духом одухотворить и себя, и природу. Это одухотворение у каждого народа совершается своеобразно и должно протекать самостоятельно. Национальная духовная культура есть как бы гимн, всенародно пропетый Богу в истории: или духовная симфония, исторически прозвучавшая Творцу всяческих. И ради создания этой духовной музыки народы живут из века в век, в работах и страданиях, в падениях и подъёмах, то паря к небу, то влачась долу, - вынашивая своеобразную молитву труда и созерцания на поучение другим народам. И эта музыка духа своеобразна у каждого народа: и эта музыка духа есть Родина. И каждый человек узнаёт свою Родину потому, что его личная музыка духа откликается на её всенародную музыку: - и, узнав, он врастает в неё так, как врастает единичный голос в пение хора. Вот почему мы утверждаем, что Родина есть нечто от Духа Божия: национально-воспринятый, взращённый и в земные дела вработанный дар Духа Святого. Нельзя погасить в себе эту святыню. Ею надо жить. Её надо творчески и достойно блюсти в себе. Её нельзя отдать в порабощение или попрание другим пародам. За неё стоит бороться и умереть.