Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера       Главная страница номера

В зарубежных торговых сетях

Феликс Валентинович ДАНИЛОВСКИЙ

 

 Несмотря на сложное положение, в котором находится сейчас российская экономика, потребительский рынок Москвы процветает и вниманием привередливых зарубежных инвесторов не обделён. Например, сумма зарубежных инвестиций, вложенных в строительство и реконструкцию столичных предприятий потребительского рынка и услуг, исчисляется миллиардами евро. Только в прошлом году в столице, не без помощи иностранцев, открыто более 1300 новых магазинов, кафе, ресторанов, предприятий службы быта. Сейчас товарооборот города составляет более 26% от всего российского, а бюджет Москвы почти на 22% пополняется за счёт доходов от торговли. Торговая сеть Москвы - 20 тысяч магазинов и 240 различных рынков. Почти 99% московских предприятий - частные, около 5 тысяч выкуплены, остальные сдаются городом в аренду. В столичной торговле числится более миллиона работников, - почти пятая часть всей трудовой Москвы.

Как считают московские власти, одна из перспектив совершенствования столичного потребительского рынка - развитие крупных торговых сетей, создание до 2020 года торговых центров, где будут представлены десятки тысяч наименований различных товаров. Не случайно вышло постановление Правительства Москвы "Об утверждении Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов городского назначения в Москве до 2020 года и механизме её реализации". Это, несомненно, поможет зарубежным торговым компаниям прочно обосноваться на российской земле, опутав её обширными торговыми сетями.

Уже сегодня львиная доля сетевой торговли Москвы - в руках зарубежных торговых компаний. Впрочем, они преобладают и в других российских регионах. Расширяется сеть магазинов "Рамстор" турецкой компании "Раменка". Шведская торговая фирма "Икеа" готова строить в России гипермаркеты. Крупнейшая в Европе немецкая торговая компания "Метро" ("METRO cash & carry"), намерена стать лидером в российской мелкооптовой торговле. От неё не хочет отставать баварская "Маркткауф", французская "Ашан". Им наступают на пятки торговые сети "Бенетон", "Патэрсон", куда уже входит 12 универсамов в Москве и один в Санкт-Петербурге.

В чём причина того, что зарубежные компании, столь горячо возлюбили российский потребительский рынок? Налоговые льготы? Снижение таможенных пошлин? Выгодные условия покупки и аренды земли? И то и другое и третье.

Зарубежные бизнесмены не скрывают своего тесного сотрудничества с администрациями российских регионов. С их помощью они намерены осесть на российской земле, чтобы потом подмять под себя существующие отечественные торговые сети, такие как "Пятёрочка", "Седьмой континент", "Перекрёсток", которым тягаться с "Метро" "Ашаном", "Рамстором" ещё не под силу. Учитывая высокие эксплуатационные издержки российских сетевых магазинов, несовершенство снабжения товарами, можно предполагать, что отечественные магазины вряд ли смогут конкурировать с крупными зарубежными торговыми компаниями. Просьбы отечественных предпринимателей, особенно занимающихся малым бизнесом, помочь материально надоели государству, хуже горькой редьки. Иностранцы же приятны для властей во всех отношениях, так как не просят финансовых льгот, бюджетных кредитов, а наоборот, готовы вложить в создание торговых сетей немалые деньги. Ведь одна только немецкая компания "Метро" намерена инвестировать в строительство своих магазинов 180 млн. евро. Инвестиции турецкой компании "Раменка", владеющей магазинами "Рамстор", составили 150 млн. евро. Планируемые финансовые вложения торговой компании "Патэрсон" - около 85 млн. евро.

К зарубежным торговым компаниям российские чиновники относятся весьма благосклонно. Например, "Икеа" получила таможенные льготы на ввоз импортных товаров, которыми она торгует. Удивительно, что такому монстру с громадным торговым оборотом предоставляют льготы. Ведь масштабы деятельности крупных зарубежных и отечественных торговых сетей не сравнимы. Сейчас торговая сеть "Метро" насчитывает более 2000 магазинов в 21 стране мира. Только в Германии более ста магазинов "Маркткауф", с площадью торговых залов 7-9 тыс. квадратных метров, где продают до 60 тыс. наименований товаров. Торговый оборот этой компании несколько млрд. евро. И если, например, возможный дефолт для отечественных торговых сетей смерти подобен, то мощным зарубежным сетевым компаниям - он как слону дробина.

Власть предержащие не считают бедой, что иностранцы прибирают к рукам самые доходные отрасли отечественной экономики (например, торговлю), главное - они щедро вознаграждают чиновников за своё пребывание на российской земле.

Пример обоюдной любви региональной администрации и зарубежных торговых компаний можно наблюдать в Подмосковье. Причём, столь близкие отношения с иностранцами вызвали явное недовольство московского правительства. Ему не по душе широкая поступь зарубежных торговых сетей у Московской кольцевой дороги (МКАД). Там интенсивное развитие сетевой торговли привело к оттоку покупателей из Москвы и снижению темпов роста столичного товарооборота на 3,5%. Пока в Москве раздумывали: предоставить или нет земельный участок для строительства гипермаркета французской компании "Ашан", она уже открыла свой магазин в Московской области. У МКАД крупных московских предприятий торговли только 13, а областных - уже 18.

Чтобы обойти подмосковных конкурентов, москвичи в спешном порядке хотят открыть у МКАД 33 крупных торговых центра площадью примерно 170 га. Это 3 супермаркета "Ашан", 3 магазина "Метро", 2 -"Рамстора" и другие супермаркеты зарубежных компаний.

Зарубежные торговые сети не обижены иностранным банковским капиталом. У наших же банкиров не только кредитов на развитие отечественного торгового бизнеса, но и прошлогоднего снега не выпросишь. Брать кредиты у банков на тех условиях, что они предлагают, могут позволить себе на свой страх и риск лишь отдельные торговые предприятия.

Только ли на благосклонность властей рассчитывают зарубежные торговые компании, вкладывая деньги в развитие сетевой торговли в России?

Ведь рассчитывать на солидную прибыль при весьма низкой покупательной способности большинства жителей России, мягко говоря, опрометчиво. Вряд ли они поменяют рынки на сетевые супермаркеты. По последним данным свыше 40% жителей российских городов делают свои покупки только на рынках, где цены на товары повседневного спроса на 20-35% ниже, чем в любом магазине. Даже в благополучной для торговли Москве 31% покупателей обходят супермаркеты стороной.

Другое дело, что некоторые российские города по числу жителей превосходят отдельные европейские страны. Даже если десятая часть населения таких городов не ущемлена в средствах, то сразу появляются миллионы относительно богатых покупателей, которые могут делать покупки в супермаркетах, не обращая внимания на высокие цены товаров. Именно на это и рассчитывают иностранцы, создавая свои торговые сети. Например, владельцы магазинов "Маркткауф" полагают, что число их потенциальных покупателей в России может превысить численность всего населения Австрии или Финляндии.

Один из аргументов, которые приводят руководители региональных администраций в пользу размещения зарубежных торговых сетей на российской земле, - создание иностранцами множества рабочих мест и высокий уровень подготовки персонала для работы в супермаркетах, о чём, например, говорят владельцы магазинов "Рамстор". По их мнению, уровень подготовки российских граждан, работающих в "Рамсторах" соответствует европейским стандартам, а высокое качество обслуживания покупателей - одна из главных составляющих работы этих магазинов. Поэтому их руководители проводят тщательный отбор и обучение персонала, готовят его к плодотворной работе с российскими покупателями.

Но, как было отмечено на пленуме горкома профсоюзов работников торговли Москвы, иностранные торговые компании "Икеа", "Метро", "Спар", "Бенетон" "Патэрсон" работают по принципу: "своя рука владыка", нередко игнорируя действующее российское трудовое законодательство. Есть и конкретные случаи дискриминации наших торговых работников (например, в магазинах "Рамстор"). Сейчас там работают несколько тысяч российских граждан. На пленуме горкома профсоюза были показаны фрагменты телесъёмки в "Рамсторе", расположенном в Ангеловом переулке. Рабский труд наших соотечественников стал основой кадровой политики этого магазина. Как отмечает одна из работниц магазина, она неоднократно повергалась сексуальным домогательствам со стороны иностранцев-руководителей магазина. После того, как она отвергла их настойчивые ухаживания, они заточили её в холодильную камеру. Магазинное начальство делает с русским персоналом, что хочет: оскорбляет, издевается. Иногда дело доходит до рукоприкладства. Например, один из русских рабочих "Рамстора" неоднократно получал зуботычины от своего иностранного начальника. Но на подобные факты произвола российские власти смотрят сквозь пальцы. Да это и понятно. Портить отношения с владельцами зарубежных сетевых компаний им не к чему. Ведь эти компании в немалой степени пополняют региональные бюджеты, не говоря уже о налоговых платежах, а, главное, улучшают благосостояние высокопоставленных федеральных чиновников, увеличивая их личные накопления.



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU