Апостол Андрей Первозванный
|
Три столетия Петербургского Православия (заметки
после юбилея)
Когда мы ставим рядом слова "Санкт-Петербург" и "Святая Русь",
разговор об истории становится неизбежным. Слишком многое стоит
между этими словами. Слишком многое искусственно пытаются втиснуть
между ними...
Меня всегда смущали разговоры о некоей петербуржской национальности,
которые особенно активно зазвучали в нашем городе в девяностые
годы.
Однако ошибочно думать, будто мысль о Санкт-Петербурге, как не
совсем русском городе, является изобретением нынешних демократов.
Увы... Мысль эта, то прячась в глубину художественных обобщений,
то в переломные для нашей истории годы проявляясь на уровне политических
решений, живёт вот уже три столетия, врастает своими корнями в
петровское время.
И, как это ни горько, но надо сказать, что и саму нынешнюю демократическую
идеологию, с её необузданной жаждой реформ во имя самих реформ,
с её патологическим равнодушием к Православию и судьбе русского
народа, многое роднит с петровской, как, впрочем, и с большевистской,
эпохой.
В общественном сознании сложилось довольно устойчивое убеждение,
будто земли вокруг Петербурга в допетровские времена представляли
собою неведомую и чуждую Православной Руси территорию.
И вот что странно... Мы твёрдо помним, что свет Православия воссиял
над Ладогой задолго до крещения Руси, и это отсюда, из древнего
уже тогда Валаамского монастыря, отправился крестить язычников
ростовской земли преподобный Авраамий. Всем известно, что и первая,
самая древняя столица Руси, Старая Ладога тоже находится всего
в двух часах езды на автобусе от нашего города...
Со школьной скамьи знаем мы и то, что всего в нескольких километрах
от городской черты современного Петербурга, в устье реки Ижоры,
в 1240 году произошла знаменитая Невская битва, в которой святой
благоверный князь Александр Невский разгромил шведов, и тем самым
предотвратил организованный римским папой крестовый поход на Русь...
Святой князь Александр Невский
|
И всё равно, хотя мы знаем и помним это, но помним, не связывая
эти факты с Петербургом. Веками намеленная русская земля, что
окружает наш город, как бы отделена от него. Впрочем, почему "как
бы"? Если мы сомкнём линиями Валаам и устье Ижоры, Старую Ладогу
и устье Ижоры, получится наконечник стрелы, точно нацеленной на
Петербург, но ещё не долетевшей до города, который был основан
по благословению святителя Митрофана Воронежского...
Это поразительно, но в этом - вся суть петровских реформ. Они
накладывались на Россию, нисколько не сообразуясь с её православными
традициями и историей, и вместе с тем были благословлены униженной
и оскорблённой Петром Русской Церковью.
Возможно, подсознательно, но Петр I выбрал для нашего города
именно то место древней земли, которое было пустым, которое и
не могло быть никем населено в силу незащищённости от природных
катаклизмов.
Сюда уводил Пётр I созидаемую им империю, здесь, на заливаемом
наводнениями пространстве земли, пытался укрыться он от нелюбимой
им Святой Руси.
Но было святительское благословение городу, сюда была нацелена
стрела русской православной истории и - вот оно Божие чудо! -
спасая и отмаливая невский Вавилон, является здесь величайшая
русская святая - блаженная Ксения Петербургская... Словно ангел,
откуда-то из самых сокровенных глубин Святой Руси возникает она
в душноватой и мутной атмосфере царствования Анны Иоанновны...
И если продолжить сравнение православной истории Петербурга со
стрелой, если продолжить на карте полёт её, мы увидим, что острие
стрелы упрётся в Кронштадт - город, где предстоит просиять святому
Иоанну Кронштадтскому, которого, единственного из святых, ещё
при жизни величали Всероссийским батюшкой...
Пётр основал Петербург.
Пётр преобразил Русь в Российскую империю.
Святая блаженная Ксения Петербургская
|
Ещё? Ещё он нанёс сокрушительный удар по национальному самосознанию.
Порабощение и унижение Русской Православной Церкви; жесточайшие
расправы над всеми, кто выказывал малейшее уважение к русской
старине; окончательное закрепощение русских крестьян - это тоже
Пётр.
А в противовес - неумеренное, незаслуженное возвышение иноплеменного
сброда, хлынувшего со всех сторон в Россию, обезьянье копирование
заграничных манер и обычаев...
Всё это привело к тому, что в общественном сознании укрепилась
мысль о предпочтительности всего иностранного, о бесконечной и
дремучей отсталости всего русского. Быть русским стало не только
не выгодно, но как бы и не совсем культурно...
И не это ли и создавало благоприятную для действия тёмных разрушительных
сил среду? Не здесь ли и кроется источник всех бед и трагедий
России, пережитых ею на склоне второго тысячелетия?..
Мы должны ясно и отчётливо осознать, что невозможно сделать для
русского народа ничего хорошего, если ты не любишь Россию, её
обычаи, её характеры, её культуру...
Мысль обыкновенная и даже банальная, если говорить о любой другой
стране, но в нашей стране, особенно в либерально-демократических
кругах, она вызывает яростное сопротивление... И не потому ли
и вся борьба нашей интеллигенции за свободу страны в результате
оборачивалась или 1917 годом с его Лениным, Троцким и ЧеКа, или
перестройкой с её Горбачевым, Ельциным и Чубайсом...
Самый замечательный памятник Петру не "Медный всадник".
Медный всадник - это символ Екатерининской эпохи, а памятником
Петру скорее можно назвать стоящий рядом Исаакиевский собор.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
|
Особенно отчётливо осознаёшь это, когда слушаешь в Соборе акафист
Исаакию Далматскому. Как-то ясно открывается тогда, почему с таким
упорством и затратами строился Исаакиевский собор.
Конечно же, чтобы искупить грехи Петра I, рождённого в день памяти
Исаакия Далматского. Ведь судьба преподобного словно бы вместила
в себя чертёж судьбы Петра I и наследовавших ему русских императоров...
Читаешь Житие святого и, кажется, что это не с императором Валентом,
а с Петром I говорил блаженный Исаакий:
- Царь! Отопри храмы для правоверных, и тогда Господь благопоспешит
пути твоему.
И кто это, царь Валент или Пётр I не отвечал ему, "презирая его,
как простеца и безумца; не придав значения словам его..."
Совпадений так много, что трудно уйти от мысли, что строительство
гигантского храма в память преподобного, которого не слишком-то
хорошо знали на Руси - это попытка потомков Валента-Петра вымолить
прощение первому русскому императору. Трудно и долго строился
этот храм...
Исаакиевский собор
|
Есть даже такая пословица: слава Богу, вот и Исаакиевский собор
построили! И она не только о строительстве здания, но и о том
тайном и гораздо более важном примирении, которое состоялось у
династии Романовых с Православной Церковью... О том, как "державная
воля Петра" победила и продолжала столетие спустя побеждать, и
так до конца и не сумела победить стихию русской природы и русской
истории, рассказал ещё в "Медном всаднике" А.С. Пушкин.
Мы же ясно видим сейчас, что каторжным трудом всей России, гением
Пушкина и Гоголя, Достоевского и Лескова, Блока и Ахматовой; молитвами
просиявших здесь святых Ксении Петербургской и Иоанна Кронштадтского;
подвигами священномученика митрополита Вениамина и подвижническими
трудами нашего современника, митрополита Иоанна, мучительно-трудно
и всё-таки ликующе-победно срасталась новая послепетровская история
с прежней русской историей.
И вот вдумаемся в очень простой, но вместе с тем исполненный
неземного величия факт: Санкт-Петербург, возможно, единственный
русский город, на улицы которого никогда не ступала нога чужеземного
завоевателя...
И вместе с тем наш город, тоже, наверное, единственный во всей
России, так легко доступен для победы внутренних, деструктивных,
антирусских сил... В этой внешней несокрушимости и внутренней
незащищённости нашего города скрыт великий мистический смысл...
Иногда возникает ощущение, что православному, патриотически настроенному
человеку вообще нечего делать в Санкт-Петербурге. Но вглядываешься
в события давней и совсем близкой истории и ясно видишь, что главные,
пусть и незаметные для не желающей замечать их Москвы, события
и победы православного сопротивления, тоже происходят в нашем
городе.
Так было в мае 1922 года, когда завербованные ГПУ обновленцы
захватили руководство Русской Православной Церковью. Это ведь
не в Москве, а здесь, в Петрограде, отлучил их от Церкви священномученик
митрополит Вениамин, бесстрашно принимая мученический венец.
А другой митрополит, Иоанн, который так и не благословил А.Собчака,
хотя и пришлось ему, как святому Филиппу, митрополиту Московскому,
заплатить за это своей жизнью?..
Вот такие не совсем юбилейные мысли одолевали меня, когда 25
мая, в первый день юбилейных торжеств, шли мы за карнавальной
толпой по Невскому проспекту.
Я не против веселья, но от обилия рогатых людей в фиглярских
колпаках становилось не по себе. И что из того, что рога не настоящие,
а надувшиеся болотными пузырями? И от неестестественного (впрочем,
достаточно серого) многообразия императоров петров тоже коробило.
И уже с каким-то ужасом думалось о привезённом из Японии лазерном
шоу Хиро Ямагато, о выступлениях вейкбордистов, и прочих юбилейных
потехах.
Вот тогда-то, не выдержав, и свернули мы с заполненного шумом,
карнавальным жаром и мусором Невского проспекта к колоннаде Казанского
собора.
Казанский собор Санкт-Петербурга - тоже памятник устроенной Петром
империи. Трудно отыскать ещё один такой же прекрасный и вместе
с тем такой же нелепый архитектурный шедевр.
Но входишь в собор и забываешь о смысловом уродстве величественной
архитектуры... И не такой уж и гигантский это собор, но сколько
бы ни собиралось здесь народа, всегда кажется, что может вместиться
ещё столько же.
Так было и на этот раз... Издалека, от входа, вполне можно было
подумать, что идёт обычное богослужение. Необычным было присутствие
митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, и ректора
Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии Константина,
архиепископа Тихвинского...
Необычным было и присутствие настоятелей почти всех крупных храмов
города...
Конечно же, это было не обычное богослужение. Встречали привезённый
с Афона, из русского Свято-Пантелеимонова монастыря, ковчежец
со стопою святого апостола Андрея Первозванного...
Ковчег с мощами Апостола Андрея Первозванного
|
"Величаем тя, апостоле святый Андрее, и чтим болезни и труды
твоя имиже трудился еси во благовестии Христове", - звучали слова
величания.
И эта встреча, и крестный ход со святыми мощами через Дворцовую
площадь в Исаакиевский собор вдруг сразу перевернули, наполнили
духовной красотой и осмысленностью трёхсотлетний юбилей.
Предание утверждает, что ещё задолго до крещения Руси апостол
Андрей Первозванный побывал на днепровских холмах, где стоит сейчас
Киев, а потом, проплыв на Север, попал на Ладогу и установил на
месте языческого капища на Валааме крест, дабы свет Православия
озарил и северные края.
Историки XIX века обыкновенно подвергали этот факт сомнению.
Как последний и самый веский аргумент приводили они рассуждения,
дескать, очень уж удалён Валаам, как это мог апостол попасть туда.
Но это историки. А вот наши святые преданию верили. Завершая
молитвенно-архитектурное восстановление Валаамского монастыря,
игумен Дамаскин заказал в 1873 году, когда был устроен скит святого
преподобного Авраамия Ростовского, отлить для монастырского соборного
храма тысячепудовый колокол. В память святого Апостола, водрузившего
на Валааме крест, назван был этот колокол Андреевским.
Дивной была работа литейщиков...
Когда колокол подняли на колокольню, услышали и его голос.
И откликнулись апостольскому колоколу колокола Никольского скита,
этого маяка и стража Валаама, вставшего на островке, на отлёте,
у входа в Монастырскую бухту...
И откликнулись колокола похожего на крепость скита Всех Святых.
А следом зазвенели колокола в скиту на Святом острове, где подвизался
преподобный Александр Свирский... В Коневском скиту...
В Авраамиевом скиту, строительство которого только что завершилось...
"Яко Апостолов первозванный и верховнаго сущий брат, Владыце
всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию
милость..."
Неземной гармонией и подлинным величием был исполнен замысел
монастырского строительства, затеянного Дамаскиным. Теперь, когда
зазвучали колокола, это стало явно всем. Говорил "Апостол Андрей
Первозванный" - и откликались на его голос святые ученики и последователи.
Ликующе звенели над Валаамом колокола...
Теперь уже никто не станет утверждать, будто апостол Андрей Первозванный
никогда не был на Валааме.
Появление его мощей, наверное, и надобно считать самым главным
событием трёхсотлетнего юбилея Петербурга.
Стопа апостола Андрея Первозванного ступила наконец на эту вырванную
из болотного плена землю.
И понятно, что событие это замыкает двухтысячелетний промежуток
истории.
Стрела, что была вставлена в натянутый от Валаамских островов
до Старой Ладоги лук; стрела, которая летела грозной дружиной
святого благоверного князя Александра Невского, чтобы у стен будущего
Петербурга пресечь крестовый поход Запада на Святую Русь; стрела,
что пронзала неверие и бездуховность невского Вавилона шёпотом
молитв святой блаженной Ксении Петербургской; стрела, что испепеляла
безверие и уныние жаром покаяния и молитв всероссийского батюшки,
святого праведного Иоанна Кронштадтского, кажется, вобрала сейчас
силу апостольской проповеди, чтобы поразить маловерие и теплохладность,
поселившуюся в наших сердцах...
Знаменательно и другое именно в трёхсотлетний юбилей города,
соединившего в себе Святую Русь и Российскую Империю православного
города святого Петра, началось второе шествие Андрея Первозванного
по Святой Руси. Только теперь это не только Валаам и Киев, но
и Москва, и Мурманск, и Владивосток.
"Мужества тезоименитаго Богоглагольника и Церкве возследователя
верховнаго Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему
и ныне нам воззва: приидите обретохом желаемаго", - звучали возле
часовни Андрея Первозванного (открывшейся в дни юбилея в нашем
городе) слова кондака Апостолу Андрею Первозванному...
Отсюда провожали православные петербуржцы его мощи на Валаам...
Отсюда начался святительский путь Андрея Первозванного по России.
Санкт-Петербург