Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера       Главная страница номера

Стопа Апостола на Петербургской земле

Николай Михайлович КОНЯЕВ
 Апостол Андрей Первозванный

Апостол Андрей Первозванный

 

 Три столетия Петербургского Православия (заметки после юбилея)

 

 

Когда мы ставим рядом слова "Санкт-Петербург" и "Святая Русь", разговор об истории становится неизбежным. Слишком многое стоит между этими словами. Слишком многое искусственно пытаются втиснуть между ними...

Меня всегда смущали разговоры о некоей петербуржской национальности, которые особенно активно зазвучали в нашем городе в девяностые годы.

Однако ошибочно думать, будто мысль о Санкт-Петербурге, как не совсем русском городе, является изобретением нынешних демократов. Увы... Мысль эта, то прячась в глубину художественных обобщений, то в переломные для нашей истории годы проявляясь на уровне политических решений, живёт вот уже три столетия, врастает своими корнями в петровское время.

И, как это ни горько, но надо сказать, что и саму нынешнюю демократическую идеологию, с её необузданной жаждой реформ во имя самих реформ, с её патологическим равнодушием к Православию и судьбе русского народа, многое роднит с петровской, как, впрочем, и с большевистской, эпохой.

В общественном сознании сложилось довольно устойчивое убеждение, будто земли вокруг Петербурга в допетровские времена представляли собою неведомую и чуждую Православной Руси территорию.

И вот что странно... Мы твёрдо помним, что свет Православия воссиял над Ладогой задолго до крещения Руси, и это отсюда, из древнего уже тогда Валаамского монастыря, отправился крестить язычников ростовской земли преподобный Авраамий. Всем известно, что и первая, самая древняя столица Руси, Старая Ладога тоже находится всего в двух часах езды на автобусе от нашего города...

Со школьной скамьи знаем мы и то, что всего в нескольких километрах от городской черты современного Петербурга, в устье реки Ижоры, в 1240 году произошла знаменитая Невская битва, в которой святой благоверный князь Александр Невский разгромил шведов, и тем самым предотвратил организованный римским папой крестовый поход на Русь...
 Святой князь Александр Невский

Святой князь Александр Невский

И всё равно, хотя мы знаем и помним это, но помним, не связывая эти факты с Петербургом. Веками намеленная русская земля, что окружает наш город, как бы отделена от него. Впрочем, почему "как бы"? Если мы сомкнём линиями Валаам и устье Ижоры, Старую Ладогу и устье Ижоры, получится наконечник стрелы, точно нацеленной на Петербург, но ещё не долетевшей до города, который был основан по благословению святителя Митрофана Воронежского...

Это поразительно, но в этом - вся суть петровских реформ. Они накладывались на Россию, нисколько не сообразуясь с её православными традициями и историей, и вместе с тем были благословлены униженной и оскорблённой Петром Русской Церковью.

Возможно, подсознательно, но Петр I выбрал для нашего города именно то место древней земли, которое было пустым, которое и не могло быть никем населено в силу незащищённости от природных катаклизмов.

Сюда уводил Пётр I созидаемую им империю, здесь, на заливаемом наводнениями пространстве земли, пытался укрыться он от нелюбимой им Святой Руси.

 

Но было святительское благословение городу, сюда была нацелена стрела русской православной истории и - вот оно Божие чудо! - спасая и отмаливая невский Вавилон, является здесь величайшая русская святая - блаженная Ксения Петербургская... Словно ангел, откуда-то из самых сокровенных глубин Святой Руси возникает она в душноватой и мутной атмосфере царствования Анны Иоанновны...

И если продолжить сравнение православной истории Петербурга со стрелой, если продолжить на карте полёт её, мы увидим, что острие стрелы упрётся в Кронштадт - город, где предстоит просиять святому Иоанну Кронштадтскому, которого, единственного из святых, ещё при жизни величали Всероссийским батюшкой...

Пётр основал Петербург.

Пётр преобразил Русь в Российскую империю.
 Святая блаженная Ксения Петербургская

Святая блаженная Ксения Петербургская

Ещё? Ещё он нанёс сокрушительный удар по национальному самосознанию.

Порабощение и унижение Русской Православной Церкви; жесточайшие расправы над всеми, кто выказывал малейшее уважение к русской старине; окончательное закрепощение русских крестьян - это тоже Пётр.

А в противовес - неумеренное, незаслуженное возвышение иноплеменного сброда, хлынувшего со всех сторон в Россию, обезьянье копирование заграничных манер и обычаев...

Всё это привело к тому, что в общественном сознании укрепилась мысль о предпочтительности всего иностранного, о бесконечной и дремучей отсталости всего русского. Быть русским стало не только не выгодно, но как бы и не совсем культурно...

И не это ли и создавало благоприятную для действия тёмных разрушительных сил среду? Не здесь ли и кроется источник всех бед и трагедий России, пережитых ею на склоне второго тысячелетия?..

Мы должны ясно и отчётливо осознать, что невозможно сделать для русского народа ничего хорошего, если ты не любишь Россию, её обычаи, её характеры, её культуру...

Мысль обыкновенная и даже банальная, если говорить о любой другой стране, но в нашей стране, особенно в либерально-демократических кругах, она вызывает яростное сопротивление... И не потому ли и вся борьба нашей интеллигенции за свободу страны в результате оборачивалась или 1917 годом с его Лениным, Троцким и ЧеКа, или перестройкой с её Горбачевым, Ельциным и Чубайсом...

Самый замечательный памятник Петру не "Медный всадник".

Медный всадник - это символ Екатерининской эпохи, а памятником Петру скорее можно назвать стоящий рядом Исаакиевский собор.
 Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Особенно отчётливо осознаёшь это, когда слушаешь в Соборе акафист Исаакию Далматскому. Как-то ясно открывается тогда, почему с таким упорством и затратами строился Исаакиевский собор.

Конечно же, чтобы искупить грехи Петра I, рождённого в день памяти Исаакия Далматского. Ведь судьба преподобного словно бы вместила в себя чертёж судьбы Петра I и наследовавших ему русских императоров... Читаешь Житие святого и, кажется, что это не с императором Валентом, а с Петром I говорил блаженный Исаакий:

- Царь! Отопри храмы для правоверных, и тогда Господь благопоспешит пути твоему.

И кто это, царь Валент или Пётр I не отвечал ему, "презирая его, как простеца и безумца; не придав значения словам его..."

Совпадений так много, что трудно уйти от мысли, что строительство гигантского храма в память преподобного, которого не слишком-то хорошо знали на Руси - это попытка потомков Валента-Петра вымолить прощение первому русскому императору. Трудно и долго строился этот храм...
 Исаакиевский собор

Исаакиевский собор

Есть даже такая пословица: слава Богу, вот и Исаакиевский собор построили! И она не только о строительстве здания, но и о том тайном и гораздо более важном примирении, которое состоялось у династии Романовых с Православной Церковью... О том, как "державная воля Петра" победила и продолжала столетие спустя побеждать, и так до конца и не сумела победить стихию русской природы и русской истории, рассказал ещё в "Медном всаднике" А.С. Пушкин.

Мы же ясно видим сейчас, что каторжным трудом всей России, гением Пушкина и Гоголя, Достоевского и Лескова, Блока и Ахматовой; молитвами просиявших здесь святых Ксении Петербургской и Иоанна Кронштадтского; подвигами священномученика митрополита Вениамина и подвижническими трудами нашего современника, митрополита Иоанна, мучительно-трудно и всё-таки ликующе-победно срасталась новая послепетровская история с прежней русской историей.

И вот вдумаемся в очень простой, но вместе с тем исполненный неземного величия факт: Санкт-Петербург, возможно, единственный русский город, на улицы которого никогда не ступала нога чужеземного завоевателя...

И вместе с тем наш город, тоже, наверное, единственный во всей России, так легко доступен для победы внутренних, деструктивных, антирусских сил... В этой внешней несокрушимости и внутренней незащищённости нашего города скрыт великий мистический смысл... Медный всадник

Иногда возникает ощущение, что православному, патриотически настроенному человеку вообще нечего делать в Санкт-Петербурге. Но вглядываешься в события давней и совсем близкой истории и ясно видишь, что главные, пусть и незаметные для не желающей замечать их Москвы, события и победы православного сопротивления, тоже происходят в нашем городе.

Так было в мае 1922 года, когда завербованные ГПУ обновленцы захватили руководство Русской Православной Церковью. Это ведь не в Москве, а здесь, в Петрограде, отлучил их от Церкви священномученик митрополит Вениамин, бесстрашно принимая мученический венец.

А другой митрополит, Иоанн, который так и не благословил А.Собчака, хотя и пришлось ему, как святому Филиппу, митрополиту Московскому, заплатить за это своей жизнью?..

Вот такие не совсем юбилейные мысли одолевали меня, когда 25 мая, в первый день юбилейных торжеств, шли мы за карнавальной толпой по Невскому проспекту.

Я не против веселья, но от обилия рогатых людей в фиглярских колпаках становилось не по себе. И что из того, что рога не настоящие, а надувшиеся болотными пузырями? И от неестестественного (впрочем, достаточно серого) многообразия императоров петров тоже коробило. И уже с каким-то ужасом думалось о привезённом из Японии лазерном шоу Хиро Ямагато, о выступлениях вейкбордистов, и прочих юбилейных потехах.

Вот тогда-то, не выдержав, и свернули мы с заполненного шумом, карнавальным жаром и мусором Невского проспекта к колоннаде Казанского собора.

Казанский собор Санкт-Петербурга - тоже памятник устроенной Петром империи. Трудно отыскать ещё один такой же прекрасный и вместе с тем такой же нелепый архитектурный шедевр.

Но входишь в собор и забываешь о смысловом уродстве величественной архитектуры... И не такой уж и гигантский это собор, но сколько бы ни собиралось здесь народа, всегда кажется, что может вместиться ещё столько же.

Так было и на этот раз... Издалека, от входа, вполне можно было подумать, что идёт обычное богослужение. Необычным было присутствие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, и ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии Константина, архиепископа Тихвинского...

Необычным было и присутствие настоятелей почти всех крупных храмов города...

Конечно же, это было не обычное богослужение. Встречали привезённый с Афона, из русского Свято-Пантелеимонова монастыря, ковчежец со стопою святого апостола Андрея Первозванного...
 Ковчег с мощами Апостола Андрея Первозванного

Ковчег с мощами Апостола Андрея Первозванного

 

"Величаем тя, апостоле святый Андрее, и чтим болезни и труды твоя имиже трудился еси во благовестии Христове", - звучали слова величания.

И эта встреча, и крестный ход со святыми мощами через Дворцовую площадь в Исаакиевский собор вдруг сразу перевернули, наполнили духовной красотой и осмысленностью трёхсотлетний юбилей.

Предание утверждает, что ещё задолго до крещения Руси апостол Андрей Первозванный побывал на днепровских холмах, где стоит сейчас Киев, а потом, проплыв на Север, попал на Ладогу и установил на месте языческого капища на Валааме крест, дабы свет Православия озарил и северные края.

Историки XIX века обыкновенно подвергали этот факт сомнению. Как последний и самый веский аргумент приводили они рассуждения, дескать, очень уж удалён Валаам, как это мог апостол попасть туда.

Но это историки. А вот наши святые преданию верили. Завершая молитвенно-архитектурное восстановление Валаамского монастыря, игумен Дамаскин заказал в 1873 году, когда был устроен скит святого преподобного Авраамия Ростовского, отлить для монастырского соборного храма тысячепудовый колокол. В память святого Апостола, водрузившего на Валааме крест, назван был этот колокол Андреевским.

Дивной была работа литейщиков...

Когда колокол подняли на колокольню, услышали и его голос.

И откликнулись апостольскому колоколу колокола Никольского скита, этого маяка и стража Валаама, вставшего на островке, на отлёте, у входа в Монастырскую бухту...

И откликнулись колокола похожего на крепость скита Всех Святых.

А следом зазвенели колокола в скиту на Святом острове, где подвизался преподобный Александр Свирский... В Коневском скиту...

В Авраамиевом скиту, строительство которого только что завершилось...

"Яко Апостолов первозванный и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость..."

Неземной гармонией и подлинным величием был исполнен замысел монастырского строительства, затеянного Дамаскиным. Теперь, когда зазвучали колокола, это стало явно всем. Говорил "Апостол Андрей Первозванный" - и откликались на его голос святые ученики и последователи. Ликующе звенели над Валаамом колокола...

Теперь уже никто не станет утверждать, будто апостол Андрей Первозванный никогда не был на Валааме.

Появление его мощей, наверное, и надобно считать самым главным событием трёхсотлетнего юбилея Петербурга.

Стопа апостола Андрея Первозванного ступила наконец на эту вырванную из болотного плена землю.

И понятно, что событие это замыкает двухтысячелетний промежуток истории.

Стрела, что была вставлена в натянутый от Валаамских островов до Старой Ладоги лук; стрела, которая летела грозной дружиной святого благоверного князя Александра Невского, чтобы у стен будущего Петербурга пресечь крестовый поход Запада на Святую Русь; стрела, что пронзала неверие и бездуховность невского Вавилона шёпотом молитв святой блаженной Ксении Петербургской; стрела, что испепеляла безверие и уныние жаром покаяния и молитв всероссийского батюшки, святого праведного Иоанна Кронштадтского, кажется, вобрала сейчас силу апостольской проповеди, чтобы поразить маловерие и теплохладность, поселившуюся в наших сердцах...

Знаменательно и другое именно в трёхсотлетний юбилей города, соединившего в себе Святую Русь и Российскую Империю православного города святого Петра, началось второе шествие Андрея Первозванного по Святой Руси. Только теперь это не только Валаам и Киев, но и Москва, и Мурманск, и Владивосток.

"Мужества тезоименитаго Богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему и ныне нам воззва: приидите обретохом желаемаго", - звучали возле часовни Андрея Первозванного (открывшейся в дни юбилея в нашем городе) слова кондака Апостолу Андрею Первозванному...

Отсюда провожали православные петербуржцы его мощи на Валаам...

Отсюда начался святительский путь Андрея Первозванного по России.


Санкт-Петербург

Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU