Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера       Главная страница номера

Провозвестник Русской идеи

Владимир Сергеевич ЖИЛКИН

 

9 октября - 180 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Аксакова

Иван Сергеевич Аксаков

 Замысел Божий о нашем Отечестве осуществляется непреложно, но русский народ, свыше наделённый свободой воли, идёт тернистым путём. Сбиваясь с правого пути, падая и поднимаясь, Россия проходит тяжкий путь самопознания, восходит к духовной зрелости. На этом пути одну из самых значительных вех поставила плеяда русских мыслителей, создавших в 40-х годах XIX века идейное течение, получившее название "славянофильство". Среди славянофилов как один из самых выдающихся общественных деятелей России вошёл в историю Иван Сергеевич Аксаков.

И. С. Аксаков родился 9 октября (26 сентября по ст. ст.) 1823 г. в селе Надёжино Белебеевского уезда Оренбургской губернии в дворянской семье.

Иван Аксаков получил прекрасное воспитание и образование - сначала в родительском доме, затем в блестящем училище Правоведения в Петербурге. По окончании училища он служил в Сенате, в качестве чиновника Министерства внутренних дел, исколесил всю Россию.

"Гроза двенадцатого года" разбудила в петербургской России сознание долга перед исконной Русью. Родилось понимание того, что смысл и достоинство Империи заключены в её значении оплота Святой Руси. В московском доме Аксаковых велись нескончаемые споры о России и Европе, католицизме и Православии, государстве и Церкви. В этих спорах рождалась самостоятельная русская идеология, получившая впоследствии название "славянофильство".

Оппоненты славянофилов, так называемые западники, утверждали, что Россия обречена "догонять" Западную Европу, следуя за ней путём социально-политического "прогресса", славянофилы же (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, братья Аксаковы, Константин и Иван) видели исторический процесс в свете противостояния православной России и апостасийного Запада. Результатом их духовного поиска стала великая победа: русская общественная мысль "нашла себя", соединившись с Церковью. В свете Православия стал ясно виден исторический путь России. Поэтому над трудами славянофилов не властно время: многое написанное ими кажется написанным сегодня.

С 1850-х годов и до своих последних дней И. С. Аксаков находился в центре общественной жизни России. Яркий талант публициста в сочетании с разносторонней эрудицией и глубоким знанием российской жизни принесли ему громкую известность. Он стремился донести славянофильские идеи до широких читательских кругов, издавал и редактировал газеты: "Молва", "День", "Москва", "Русь", журнал "Русская беседа" и др. Все эти издания были недолговечны. Цензура шла за ним по пятам, беспощадно их закрывая из-за острых и бескомпромиссных выступлений Аксакова. Звёздный час для Ивана Сергеевича Аксакова настал, когда в России развернулась широчайшая кампания за освобождение славян от турецкого ига. Аксаков был душой этой кампании, её главным организатором. К нему пришла слава политического деятеля, далеко перешагнувшая границы России. В Сербии и Болгарии, где его почитали как героя-освободителя, улицы столиц были названы его именем.

И всё-таки главным делом жизни Ивана Аксакова было пробуждение русского общества для сознательного и самоотверженного служения России - её Царю, Народу, Церкви. Постоянными темами его выступлений были государство и народ, народ и Церковь, Россия и Запад, Россия и Польша, Россия и евреи - узлы конфликтов, получившие трагическое разрешение в двадцатом столетии...

Иван Сергеевич Аксаков был не одинок. Не во всём с ним единодушны, но едины в главном были его современники К. П. Победоносцев, Ф. М. Достоевский, К. Н. Леонтьев, Н. Я. Данилевский - великие православные мыслители, творцы русской идеологии. Но им не суждено было стать властителями дум в своём Отечестве и тем спасти его. Российская интеллигенция развивалась под духовным водительством западничества, поклоняясь идолам безрелигиозного гуманизма, политического радикализма, национального нигилизма. Эту же заразу интеллигенция усиленно прививала народу в стремлении его "пробудить". Когда же "пробуждение" настало, погибла сама интеллигенция.

Иван Сергеевич Аксаков, как и другие национальные мыслители, долгие десятилетия был погребён под плитой с надписью: "Реакционер. Великодержавный шовинист. Антисемит"...

Но сегодня наперекор беснованию антихристианских и антирусских сил к нам возвращается память: герои и мученики Русской идеи возобновляют своё служение, указывают нам дорогу в наш Русский Дом - Православное Царство.



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU