9 октября - 180 лет со дня рождения Ивана Сергеевича
Аксакова
Замысел Божий о нашем Отечестве осуществляется непреложно,
но русский народ, свыше наделённый свободой воли, идёт тернистым
путём. Сбиваясь с правого пути, падая и поднимаясь, Россия проходит
тяжкий путь самопознания, восходит к духовной зрелости. На этом
пути одну из самых значительных вех поставила плеяда русских мыслителей,
создавших в 40-х годах XIX века идейное течение, получившее название
"славянофильство". Среди славянофилов как один из самых выдающихся
общественных деятелей России вошёл в историю Иван Сергеевич Аксаков.
И. С. Аксаков родился 9 октября (26 сентября по ст. ст.) 1823
г. в селе Надёжино Белебеевского уезда Оренбургской губернии в
дворянской семье.
Иван Аксаков получил прекрасное воспитание и образование - сначала
в родительском доме, затем в блестящем училище Правоведения в
Петербурге. По окончании училища он служил в Сенате, в качестве
чиновника Министерства внутренних дел, исколесил всю Россию.
"Гроза двенадцатого года" разбудила в петербургской России сознание
долга перед исконной Русью. Родилось понимание того, что смысл
и достоинство Империи заключены в её значении оплота Святой Руси.
В московском доме Аксаковых велись нескончаемые споры о России
и Европе, католицизме и Православии, государстве и Церкви. В этих
спорах рождалась самостоятельная русская идеология, получившая
впоследствии название "славянофильство".
Оппоненты славянофилов, так называемые западники, утверждали,
что Россия обречена "догонять" Западную Европу, следуя за ней
путём социально-политического "прогресса", славянофилы же (А.
С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, братья Аксаковы,
Константин и Иван) видели исторический процесс в свете противостояния
православной России и апостасийного Запада. Результатом их духовного
поиска стала великая победа: русская общественная мысль "нашла
себя", соединившись с Церковью. В свете Православия стал ясно
виден исторический путь России. Поэтому над трудами славянофилов
не властно время: многое написанное ими кажется написанным сегодня.
С 1850-х годов и до своих последних дней И. С. Аксаков находился
в центре общественной жизни России. Яркий талант публициста в
сочетании с разносторонней эрудицией и глубоким знанием российской
жизни принесли ему громкую известность. Он стремился донести славянофильские
идеи до широких читательских кругов, издавал и редактировал газеты:
"Молва", "День", "Москва", "Русь", журнал "Русская беседа" и др.
Все эти издания были недолговечны. Цензура шла за ним по пятам,
беспощадно их закрывая из-за острых и бескомпромиссных выступлений
Аксакова. Звёздный час для Ивана Сергеевича Аксакова настал, когда
в России развернулась широчайшая кампания за освобождение славян
от турецкого ига. Аксаков был душой этой кампании, её главным
организатором. К нему пришла слава политического деятеля, далеко
перешагнувшая границы России. В Сербии и Болгарии, где его почитали
как героя-освободителя, улицы столиц были названы его именем.
И всё-таки главным делом жизни Ивана Аксакова было пробуждение
русского общества для сознательного и самоотверженного служения
России - её Царю, Народу, Церкви. Постоянными темами его выступлений
были государство и народ, народ и Церковь, Россия и Запад, Россия
и Польша, Россия и евреи - узлы конфликтов, получившие трагическое
разрешение в двадцатом столетии...
Иван Сергеевич Аксаков был не одинок. Не во всём с ним единодушны,
но едины в главном были его современники К. П. Победоносцев, Ф.
М. Достоевский, К. Н. Леонтьев, Н. Я. Данилевский - великие православные
мыслители, творцы русской идеологии. Но им не суждено было стать
властителями дум в своём Отечестве и тем спасти его. Российская
интеллигенция развивалась под духовным водительством западничества,
поклоняясь идолам безрелигиозного гуманизма, политического радикализма,
национального нигилизма. Эту же заразу интеллигенция усиленно
прививала народу в стремлении его "пробудить". Когда же "пробуждение"
настало, погибла сама интеллигенция.
Иван Сергеевич Аксаков, как и другие национальные мыслители,
долгие десятилетия был погребён под плитой с надписью: "Реакционер.
Великодержавный шовинист. Антисемит"...
Но сегодня наперекор беснованию антихристианских и антирусских
сил к нам возвращается память: герои и мученики Русской идеи возобновляют
своё служение, указывают нам дорогу в наш Русский Дом - Православное
Царство.