Служба торговли Новоспасского монастыря


Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера        Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

Протоиерей Александр Шаргунов

 

 После недавнего разгрома американцами Ирака (а до этого - Сербии) само собой напрашивается сравнение с событиями 60-70-летней давности. Тогда нацистская Германия захватила почти всю Европу; сейчас США вот-вот установят своё мировое господство. И тогда, и сейчас покорённые народы ожидает уничтожение в угоду "избранной расы" ("золотого миллиарда").

И тогдашняя Германия, и сегодняшняя Америка демонстративно порвали с христианским прошлым. Лозунги вроде "Gott mit uns" ("С нами Бог", нем.), "In God we trust" ("Мы верим в Бога", англ.), или ежедневные моления американского президента никого не обманывают: это уже не христианский Бог, а скорее Бог, которому молится антихрист (Дан. 11, 38): Бог земной силы, - финансовой, политической и военной. Если так будет дальше, кажется, он и явится вскоре, антихрист, и - конец света. Разве не видно, что зло, как Вы любите повторять, становится всё более организованным?

И в конце тридцатых годов нельзя было предположить, куда повернут события, чем всё кончится? Возможно ли (по аналогии) ожидать подобного исхода и теперь?

И. СТРЕКАЛОВСКИХ, г. Москва

Мир был потрясён "звёздными войнами" из фильмов ужасов, которые Америка продемонстрировала в Ираке. Словно не люди промелькнули на экранах всего мира, а космические пришельцы, убивающие людей ради маммоны. Железные роботы, сконструированные бесовскими силами, нашествие апокалиптической саранчи. И за всем этим - политические и военные амбиции США и древняя мечта Израиля о мировом господстве.

Эти события принадлежат к той духовной категории, когда они становятся больше самих себя. Какое удивительное пророческое слово об Америке сказал в позапрошлом веке Диккенс: "Самый сокрушительный удар по свободе будет нанесён из этой страны". Поразительнее всего, что они принуждают мировое сообщество признать правомерность своих действий. Так сам антихрист будет требовать от всех признания своей непогрешимости.

Отличие нынешней ситуации от Второй мировой войны в том, что Гитлеру противостояла реальная военно-политическая сила в лице СССР и союзников. Теперь такой силы не существует. И путь на Москву для американских танков (если понадобится) открыт. Да и сама Москва практически оккупирована.

Но самое главное - духовная и нравственная атмосфера изменилась. Двадцатый век с его неслыханной жестокостью был только переходом к двадцать первому. И гитлеровский нацизм, и сталинские ГУЛАГи в этом смысле были только прелюдией. Из одного зла, не осознанного и не отвергнутого, проистекает другое. И в небывало стремительном росте зла XX и начала XXI века всё яснее вырисовываются очертания зла абсолютного.

Сегодня попрание нравственных норм - непреложный закон политики. Историческая ответственность "новых американцев" заключается в утверждении политического насилия как правила. Общественной жизнью всё более овладевает беспросветный пессимизм относительно человеческой природы, убеждённость, что люди злы по самой сути.

Отчасти это так и есть. Христос говорит: "Как вы можете делать доброе, будучи злы?" Но зло в человеке - это ещё не всё. Проказа греха не может уничтожить первозданное первородство: человеческая природа остается доброй по своим главным устремлениям. И это основополагающее добро, несмотря на искажения, даёт человечеству возможность бороться со злом и продолжать жизнь на земле. Ибо народы и государства существуют в сотворённом Богом порядке. Нравственность и справедливость составляют естество человеческой жизни, а зло лишь паразитирует на нём.

Политика "нового мирового порядка" этого не знает. Наоборот, она вдохновляется кажущейся безграничностью зла. Они полагают, что человек - животное, движимое похотью и страхом. Совершенное уничтожение основ нравственности и культуры - азбука власти антихриста. Это дьявольская политика, где насилие, безнравственность и ложь, не знающие границ, - нормальные политические средства.

Разумеется, политика силы появилась не со вчерашнего дня. Всегда были властители, которые, не колеблясь, прибегали к подлогам, лжи и жестокости, совершая любые преступления, на какие только способен человек, чтобы удовлетворить свои амбиции. Однако зло не было определяющей силой общественной жизни. А теперь, после октябрьских событий 1993 года, бомбардировок Сербии и разорения Ирака оно становится правом, со всей твёрдостью и прочностью настаивающим на том, что оно означает: "Прав тот, у кого деньги, кто в телевизоре, кто у власти".

В массовое сознание это внедряется как норма, так же как нормой становится грех растления. Сегодняшнее торжество политического зла возможно лишь благодаря небывалому росту аморализма в мире. Беспрецедентная пропаганда насилия, разврата и откровенных кощунств неслучайно совершается сегодня при полном попустительстве государственной власти.

Наступит (наступает) день, когда абсолютная несправедливость восторжествует. И это произойдёт только потому, что нравственное бессилие и компромисс со злом будут приняты большинством. Человечество, принявшее эти правила, превратится в рабов, заранее согнутых в дугу перед "человеком беззакония".

Исчезновение нормальной политической жизни, превращение ООН и Совета безопасности в чисто декоративные организации - весьма показательный симптом, потому что абсолютное зло воцарится, когда отнимется удерживающий злое (2 Фес. 2,7), - законная государственная власть, как говорят об этом многие святые отцы. И это будет означать, что всякая политическая жизнь исчезнет.

Где ответ на эту кажущуюся безысходной ситуацию? Ответ в том, что зло не побеждает.

И политика "нового мирового порядка" не побеждает. Разрушить не значит победить. И мы видим, какого рода "общее благо" эта власть способна принести человеческому роду. Америка достигает сегодня успеха в приумножении горя людского - что в точности противоположно цели всякой подлинной политики.

Зло - всегда разрушение, и это предопределяет непрочность и недолговечность его успехов. Сиюминутный успех всегда обманчив, даже с земной точки зрения. Победа фашизма казалась в своё время тоже неотвратимой. В недалёком или далёком будущем и эту политику с неизбежностью настигнет возмездие. Вопрос времени, когда это произойдёт.

Мы знаем, что справедливость и правда не всегда побеждают в этом мире, лежащем во зле. Возникает вопрос: неужели Промыслом Божиим будет попущено, чтобы наша свобода была попрана силою, все традиционные духовные ценности - разрушены? Неужели нет надежды, что справедливость и правда на земле восторжествуют хотя бы на некоторое время? Неужели Бог попустит, чтобы разгромленное наше Отечество никогда не возродилось и наша жизнь стала с неизбежностью рабской? Чтобы наша Церковь была подчинена враждебной ей власти, наши братья по вере были гонимы и убиваемы, наши дети развращаемы, а мы всё более смирялись с господством лжи?

А как может быть иначе, что может перемениться, если мы не переменимся? Главной причиной всех бед всегда было стремление к земному благополучию, соединённое с готовностью принести в жертву истину. Так было и во времена катастрофы 1917 года, и сейчас, в нынешнюю криминальную революцию.

В результате последней войны зло укрепилось во всех областях жизни, во всём мире, в том числе и в России. Уголовникам всех уровней - от уличного хулигана до депутата Государственной Думы - ещё раз дано почувствовать свою безнаказанность. С ещё большей наглостью они будут утверждать вместо силы закона - закон силы.

Да, воистину, зло в мире становится всё более организованным, всеохватным. Никто не может избежать ответственности. Каждый человек так или иначе может столкнуться с искушением достигнуть успеха и власти средствами зла. И христианам, каждому в своей мере, не избежать этого испытания. Самого Христа искушал диавол, показывая Ему царства мира и их славу: "Всё сие дам Тебе, если падши поклонишься мне". Христос ответил: "Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему Единому поклоняйся и Ему Единому служи".

"Отойди от меня, сатана!" - такой ответ даёт человеческая личность, знающая свою неповторимую судьбу, свою бессмертную душу, свою конечную цель и вечную жизнь, и своего Бога, когда политика предлагает царство мира ценой его души. Таков ответ кесарю, будь это президент США или какой угодно инквизитор из Достоевского, который хочет установить на земле якобы царство Божие или конечное человеческое царство "справедливости".

Непозволительно делать зло для какого бы то ни было блага. Государство и политика, когда они решительно отделяют себя от нравственных норм, - это царство демонических начал, о которых говорит Писание. Языческая империя - вместо и против Царства искупительного Воплощения. Рано или поздно она придёт к своему крушению.

И есть только один решающий принцип, перед которым абсолютная несправедливость оказывается духовно беспомощной. Это принцип реальной и непоколебимой справедливости.

Здесь испытание и соблазн человеческого сознания. Бог отнял у нас материальное оружие и техническую мощь, потому что для противостояния злу этого недостаточно. Требуется истинное разумение всего происходящего и несокрушимая ничем сила духа. И главное - благодатная помощь Божия, благодаря которой всё может перемениться в один день. Мы не строим никаких иллюзий, но всегда помним, что двенадцать простых свидетелей Истины победили мощную Римскую империю и весь мир. Там, где действует Бог, никто не может противиться. Одного камня в праще Давида оказывается достаточно, чтобы сокрушить неодолимого Голиафа.

 

После Пасхи и Троицы для меня самый любимый праздник - день всех святых, в земле Российской просиявших. С нетерпением жду, когда он наступит. У нас в храме на литии в течение часа читают их имена. Говорят, что для каждого времени характерна особенная святость. Например, в XX веке более всего прославились мученики и исповедники. Как Вы думаете, какой главный подвиг святости для нашего времени?

Н. А. ПРОХОРОВА

 

Очень радостен всегда для нас праздник русских святых. Мы видим, что Церковь жива и живёт. Среди неверия, лжи, разврата и ненависти этого мира, среди смерти святые являются свидетелями жизни.

Для каждого времени существуют свои, соответствующие этому времени святые - кроме всех святых, которые относятся ко всем временам, потому что Промыслом Божиим нам даётся самое нужное. Всегда даётся любовь, но проявления её различны. Церковь прославляла благоверных князей, когда она нуждалась более всего в укреплении православного государства. Церковь, как мы знаем, прославляет Царственных мучеников, чтобы осознать значение государственной власти и семьи в сегодняшнем мире. Церковь прославляет сонм новых мучеников и исповедников Российских, чтобы мы увидели, что наступают такие времена, когда человек, если он хочет остаться человеком, должен быть христианином.

Однако святые мученики наших дней - это прежде всего мученики целомудрия и чистоты, исповедники противостояния сатанинскому растлению, которое сейчас совершается. Сатанизм идёт в наступление. Апостол Петр говорил когда-то: "Спасайтесь от рода сего развращенного" (Деян. 2, 40). Тогда распадом охвачено было язычество, теперь развратился христианский мир, отступивший от Бога. Теперь время духовно гораздо более опасное, чем даже в недавние коммунистические годы: воистину, на наших глазах происходит переход от государственного атеизма к государственному сатанизму.

На наших глазах исполняется пророчество преподобного Антония Великого о временах, когда скажут: "Ты безумствуешь, потому что не хочешь принимать участие в общем безумии, но мы заставим тебя быть как все". Мы все знаем о подвиге убиенного иеромонаха Нестора, убиенного иеромонаха Василия и других Оптинских убиенных иноков, убиенного иеромонаха Григория на Алтае, убиенного иерея Игоря в Кабардино-Балкарии, убиенного воина-мученика Евгения Родионова, убиенной Людмилы Игоревны Крюковой. Чтобы понятнее стало, о чем мы сейчас говорим, приведу другие примеры, не называя имен.

Одного священника на Урале бандиты, "новые русские", хотели заставить совершить отпевание их товарища, такого же, как они, преступника, убитого в криминальной "разборке". Вы знаете, что церковные каноны, которые Духом Святым составлены святыми отцами, строго запрещают подобное отпевание. Священник прямо сказал им об этом. Тогда они посадили его в свою роскошную машину, привезли на кладбище и перед вырытой могилой, наставив на него пистолеты, сказали: "Отпевай, или мы тебя здесь закопаем. Отпоёшь - получишь свою тысячу долларов. А не отпоёшь - смерть тебе". Вот перед каким выбором неожиданно может оказаться сегодня христианин. Этот священник, уповая на Божию помощь, наотрез отказался исполнить священный обряд над преступником. И бандиты, в конце концов, отступились от него.

К великому сожалению, многие даже и не поймут, о чём идёт речь, - не задумываясь, совершат то, что просят. И произойдёт отступничество от веры, предательство Христа. Но Господь показывает, что это святыня, за которую мы должны платить жизнью своей. Таких примеров много. Ещё больше примеров другого рода.

Алтарник московского храма, приехавший навестить свою дочку в женский монастырь, расположенный в глухой деревенской провинции, случайно оказался свидетелем нападения среди ночи четырёх беснующихся пьяных хулиганов на монастырь. Они орали непристойные песни, гнусные матерные выражения. И этот человек не побоялся выйти один к ним. Он попытался остановить их и был жестоко избит.

Разве мы невольно не вспомним самих апостолов, которые радовались, что за Господа они получили раны? Как будто рядовое событие, но оно сродни настоящему подвигу исповедничества.

А вот ещё один случай, наиболее значительный из всего, о чём сегодня хочется сказать. Мне рассказали о девочке-христианке, которая предпочла быть убитой, чем уступить тому, кто хотел заставить её делать постыдные вещи. Это подвиг мученичества, подвиг святости, который мы должны поставить сегодня превыше всего, рядом с подвигом воина мученика Евгения, который не снял крест, когда чеченские бандиты в течение трёх месяцев самыми жестокими пытками добивались от него этого.

Мы видим, что в мире, в котором мы живём, всё чаще, как в фашистских концлагерях смерти, всё совершается для опровержения веры - веры в Бога и веры в человека. Там, где совершается сегодня растление человека, - именно там Голгофа Церкви сегодня. Мир создаёт ад, но никто и ничто не может помешать, чтобы среди этого ада было присутствие "во ад Крестом Сошедшего и с Собою вся Воскресившего".

Господь открывает нам заповедь Божию, тайну Своей Голгофы. И доказательством этого является Божественная Литургия, которую мы служим. Прежде чем принять Святые Тайны, Тело Христово, мы должны быть готовы, говорит нам Святая Церковь, принести в жертву своё тело, придать простой заповеди вечный Божественный и человеческий смысл. Не уступить никакой силе, а стать, если нужно, вольным жертвоприношением Господу.

В Евангелии, посвящённом всем святым, мы слышим заповеди блаженства. И среди них нам следует выделить заповедь "Блаженны чистые сердцем", потому что поистине в ней соединяются все остальные заповеди. Подлинное христианство - это жизнь на той глубине, где чистота сердца. И наша молитва - "горе имеем сердца" - сегодня должна быть исполнена именно этого смысла стояния за чистоту наших душ и тел. Противостоять Вавилону, который сегодня окружает нас в мире, той грязи, той нечистоте, которая в нём. Как вино неразбавленное, несмешанное, говорят святые отцы, как вода незагрязнённая, незамутнённая, - сердце, хранимое от всякой скверны плоти и духа. От всего, что исходит из сердца и оскверняет человека.

В нашем мире прежде всего мы должны сегодня хранить зрение от нечистоты. От включения всяких программ, от того, что нам просто предлагает улица. И помнить о том, что подвиг девства, целомудрия, о котором преподобный Серафим Саровский говорил как о самом высоком подвиге, в наши дни обретает особую красоту. Поистине, девственники - люди, хранящие целомудрие - живут в той немощи, в которой - отказ от своей силы, отдача себя всецело Господу и Церкви для служения ей, так чтобы жизнь их устроялась уже благодатью Божией в общении со всеми святыми.

Мы говорим, что Россия, может быть, самая красивая на свете земля после Святой земли потому, что она напоена кровью стольких мучеников. А сегодня она становится самой опозоренной землей, потому что на ней неслыханное торжество греха. Как славит наша Церковь святых мучеников, как мы ощущаем наше общение с ними?

Один священник в годы недавних гонений писал из концлагерей: "Многие из нас боятся мученичества. Пусть знают, Бог никогда не дает испытания сверх силы. Всегда больше благодать и сила Духа Святаго, чем какие бы то ни было испытания". Мы видим, что происходит сегодня в мире. Потребуется ли ещё одно поколение мучеников, чтобы родилось новое поколение, которое уже понимало бы, что значит жить по правде и чистоте, и чтобы могла возродиться Россия?

Никто не может быть уверенным в том, что Бог призовёт его к этому блаженству. В Евангельских заповедях блаженства мученичество - высшая ступень восхождения к Богу. Но каждый живи так, как если бы Господь готовил тебя к этому. Жизнь каждого твоего дня пусть будет святым приношением Господу, отдачей себя Ему. Среди неистовства современной сатанинской идеологии Содома, где более, чем когда-либо, присутствие человекоубийцы, Церковь вопрошает нас, готовы ли мы с полной убеждённостью и сознанием повторить слова наших благословенных мучеников, всех святых: "Мы предпочитаем умереть за Христа какой угодно смертью, чем отречься от Него". Необязательно запечатлеть своей кровью веру нашу, как это сделала девушка, убиенная за хранение целомудрия своего, но всей своей жизнью засвидетельствовать верность заповеди Христовой, показать, что мы воистину свидетели победы Его.



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU