В большинстве регионов Украины, за исключением разве что западного, церковные раскольники из так называемого "Киевского патриархата" особой популярностью не пользуются. И это не удивительно, поскольку вся их идейно-нравственная позиция сводится к пещерному национализму "бандеровского толка". Отсутствие массовой поддержки, при одновременной необходимости выполнять инструкции центра о вытеснении канонического Православия с территории Украины, толкает последователей киевского лжепатриарха Филарета на путь ничем не прикрытой агрессии. Практика захвата раскольниками православных храмов приобретает повседневный характер и распространяется на всю Украину. В юго-западном регионе эту кампанию возглавляет некий Паисий Дмоховский, вероломно использовавший для этих целей свой сан православного священника и впоследствии преданный за это анафеме.
Никто здесь не помышлял о расколе. И вдруг появился этот Дмоховский и начал ездить по местам, где много переселенцев с Западной Украины, среди которых как раз и популярны идеи некой автокефалии, такого вот определенного церковного сепаратизма. И он сколотил эту группу людей. Они компактно проживают в селе Егоровка, частью в Болгарке. Будучи их настоятелем, он потихонечку насаждал униатские идеи.
Захват филаретовцами нескольких храмов привел к резкому обострению социальной напряженности в прежде совершенно спокойном Одесском регионе. Религиозные права большинства местных жителей были беззастенчиво попраны.
Впрочем, деятельность адептов Киевского патриархата отнюдь не ограничивается сельской местностью. В последнее время, получив мощную политическую и финансовую поддержку, они все более жестко противостоят Православной Церкви и в крупных городах Украины.
Откровенный цинизм и поистине иезуитская расчетливость церковных раскольников с особой наглядностью проявились в истории с воссозданием в Одессе Спасо-Преображенского кафедрального собора. Почти десять лет православная общественность и власти Одессы прилагали невероятные усилия для восстановления этого некогда главного храма Новороссийского края. Все это время филаретовцы не проявляли никакого интереса к происходящему. Но как только стены и купола собора снова вознеслись к небу, они тут же заявили на него свои права.
Большая общественная опасность, которую представляют подобного рода провокации, побудила православных одесситов дать им надлежащий отпор. По их инициативе были организованы крестные ходы в тех селах, где обосновались раскольники.
- Мы хотим обратиться к нашим отступившим от Церкви братьям и сестрам, чтобы они вернулись в ее лоно, потому что спасение только в истинной Православной Церкви. Мы не хотим, чтобы лжепастыри и лжесвященники вводили их в заблуждение, - говорят участники крестных ходов.
Нельзя сказать, чтобы эти чистосердечные увещевания пользовались особым успехом у филаретовской паствы, видящей во всем исключительно "имперские происки Москвы".
Впрочем, суть проблемы церковного раскола на Украине не столько в уличных горлопанах, готовых с утра до ночи разглагольствовать об угрозе Москвы, сколько в позиции центральных украинских властей, которые явно переусердствовали по части толерантности и равноудалённости от религиозных конфессий. Поставленная в начале 90-х годов и до сих пор официально не дезавуированная стратегическая цель - добиться максимального ослабления российского присутствия на Украине, создаст исключительно благоприятные условия для того, чтобы разного рода химерические патриархаты продолжали свои попытки утвердить свое неправедное господство на украинской земле.
Украина