Служба торговли Новоспасского монастыря


Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера        Главная страница номера

Четвёртому не бывать

Андрей Викторович ПОЛУШИН

 

 Старинный русский город Псков готовится отметить своё 1100-летие. И если Петербург своё 300-летие отмечает с протокольной парадностью, стремлением ошеломить заморских гостей блеском своих отреставрированных дворцов, то в праздновании Пскова меньше наружного блеска, а больше глубинного русского духа. Ведь нельзя же забывать, что Псков был бастионом охраны Русской земли от нашествия Запада, неподалёку разгромил Александр Невский шведов во время Ледового побоища. На Псковской земле впервые прозвучала чеканная формула старца Филофея из Спасо-Елиазаровского монастыря "Москва - Третий Рим". "Два Рима убо падоша, а третий стоит, а четвертому не быти".

Псков. Один из древнейших городов и духовных центров России. Первое упоминание о нём появилось в 903 г. 1100 лет назад город сыграл важную роль в становлении древнерусского государства. Святая равноапостольная княгиня Ольга родом отсюда. А семь веков спустя именно во Пскове была сформулирована идеология Московской Руси, ставшей к тому времени правопреемницей православной Византии. В XIX веке подвизавшийся близ Пскова в Спасо-Елиазаровском монастыре монах Филофей уподобил нашу Державу новому Третьему Риму. В своих посланиях он говорил: "Два Рима пали, Москва - третий Рим, а четвертому не бывать".

16 и 17 апреля во Пскове проходила международная конференция, посвящённая теме: "Третий Рим. Ответственность за судьбу Православия и мира". Учёные, политики и богословы сообща попытались ещё раз осмыслить слова старца Филофея, на долгие годы определившие основной вектор развития нашего Отечества.

МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ НАЗАРОВ, ПИСАТЕЛЬ, РУКОВОДИТЕЛЬ ИЗДАТЕЛЬСТВА "РУССКАЯ ИДЕЯ" сказал:

- После сокрушения Византии турками Россия естественно осознала себя как самый большой православный народ. Никто не мог претендовать больше на такую роль, как народ свободный. Тогда только что Русь освободилась от татарского ига, другие православные страны были порабощены турками. И Русь осознала себя преемницей вот этой традиции - Третьим Римом. И почему "четвертому не бывать"? Потому что уже тогда старцы видели, что нет другого христианского народа, который мог бы взять на себя эту миссию после России.

Участники конференции ставили острые вопросы - один из них: на сколько сегодняшняя Россия и её центр Москва соответствуют историческим задачам, возложенным на неё Божественным Провидением. Сумеет ли наша страна удержаться на путях Третьего Рима, или окончательно превратится в его антитезу, новый Вавилон.

ЮЗЕФ КУФФЕ, ДОКТОР ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК из Польши говорил так:

- Теперь, можно сказать, смутное время. Все мы это чувствуем. Люди не живут своей Церковью, только одиночки. Если русские будут настоящими христианами, если будут верными Церкви... тогда возможно осуществить здесь царство христианское.

Поэтому-то и звучала в выступлении тревога о том, что государство сейчас гибнет. Ежегодно из него незаконно выкачиваются 20 миллиардов долларов на Запад нынешними хозяевами нефтяных и газовых и иных монополий, да плюс государство выплачивает 17 млрд. внешних долгов, вместо того, чтобы возвращать долги народу. Говорили о том, что идёт вымирание русского народа, заселение русских земель иноверцами, идущими с юга. Конференция, подводя итог своей работы, обратилась с воззванием ко всем власть предержащим заботиться не о своём кармане, а о судьбе России.

История не раз показывала, как отказ от предназначенного Богом пути оборачивался крушением не только в жизни отдельного человека, но и целых государств и народов.

К началу XX столетия Россия представляла собой мощную державу. Русские миссионеры уже принесли Православие в Америку, Китай и Японию. Но начавшееся в XVIII веке разрушение русской государственности опрокинуло в 1917 году Российскую Империю. 15 марта во Пскове Император Николай II подписал Манифест об отречении от престола. На следующий год, когда убили Государя, уничтожили и то место, откуда старец Филофей возвестил миру великую идею, - Спасо-Елиазаровский монастырь. Всё XX столетие человечество с интересом наблюдало грандиозную катастрофу крушения Третьего Рима, совсем забыв о том, что четвёртому не быть. Но не угасла святыня в поругании, не прервалась молитва у истоков Третьего Рима. Спустя 82 года после убийства Царской Семьи, в год её канонизации, открывается Спасо-Елиазаровский женский монастырь. Открывалась женская обитель с той целью, чтобы здесь устроить дом престарелых и детский приют. А для таких трудов нужны именно и женское сердце, и женские руки.

Женское сердце пригодилось и для восстановления памяти о святых подвижниках Спасо-Елиазаровского монастыря. Среди них местночтимый святой старец Филофей. Стараниями сестер обители и, прежде всего, её настоятельницы монахини Елизаветы стало возможным проведение очень важной конференции: "Третий Рим. Ответственность за судьбу Православия и мира".


Псков

Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU