Павел
Александрович ГАГАЕВ, доктор педагогических наук, профессор
Имя
Пушкина вызывает самые светлые чувства в душе русского и не только
русского человека. Пушкин заставляет задуматься над самим понятием
"русская культура".
"Явление Пушкина в русской культуре начала XIX столетия - писал,
а вернее, возглашал в своей пушкинской речи в 1880 голу Ф. М.
Достоевский, - есть пророчество и указание". Пушкин приходит со
своим талантом соединяться "так задушевно и родственно с народом
своим" и способностью "всемирной отзывчивости" как раз тогда,
когда он более всего был необходим, когда общество переживало
национальный подъём, когда начинал развиваться дух самопознанья
в России. Пушкин становится "направляющим светом" в жизни самосознания
и мироощущения молодых людей XIX века.
В чём же, по Достоевскому, прежде всего явил себя светлый гений
поэта? "Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть,
и значит только ... стать братом людей, всечеловеком, если хотите
.... Для настоящего русского Европа и удел всего арийского племени
так же дороги, как и сама Россия, как и удел родной земли, потому
что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретённая, а силой
братства и братского стремления нашего к воссоединению людей".
В "Фаусте" и "Дон Жуане", "Пире во время чумы" и "Скупом рыцаре",
в "Моцарте и Сальери", "Подражаниях Корану", в "Египетских ночах"
- во всех этих и других творениях поэта Достоевский справедливо
видит живые сокровенные переживания испанцев, англичан и других
народов, христиан и мусульман, людей Древнего мира, - всего ищущего
"покоя и воли" человечества, - переживания, явленные и поверенные
гением русского художника, изумляющего "глубиной" "своей отзывчивости".
Пушкин, - и это самое удивительное, - проникая
в глубины духа иных народов, являет самое совершенное в них. Например,
мучительные искания Сальери или печально-радостное упоение жизнью
Моцарта, ими он открывает эти народы миру, всему разделённому
человечеству. Этим Пушкин по Достоевскому и есть явление "пророческое"
для всего человечества, - ищущего, тоскующего по всеединству -явление
глубоко русское: "...что такое сила духа русской народности, как
не стремление её в конечных целях своих ко всемирности и всечеловечности".
Мир востребует того, кто сможет воссоединить его "силой братства",
"по Христову евангельскому закону". Силой, способной явить миру
пример "братской любви", и может стать только русская душа с её
"всемирной отзывчивостью", с её дивным стремлением постичь и "вместить"
в себя все боли и переживания разделённого человечества. И пророчески
явил эту черту русской души с неслыханной силой и великим тактом
Пушкин.
Правота Достоевского подтверждается - и это главное - самим бытиём
поэта. Он действительно искал и черпал свою "всечеловечность"
прежде всего в русской истории ("Клянусь честью, что ни за что
на свете я не хотел бы переменять Отечество, или иметь другую
историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её
дал").
г.
Пенза