Служба торговли Новоспасского монастыря


Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера        Главная страница номера

Страна души

Александр Юрьевич ЕГОРЦЕВ

 

 Почти десять лет прошло со времени трагического, кровавого конфликта, когда маленькая кавказская республика Абхазия, протянувшаяся вдоль берега Чёрного моря, в средствах массовой информации упоминалась в основном лишь в связи с боевыми действиями, как одна из многочисленных "горячих точек" бывшего Советского Союза...

Но мы хотим рассказать об Абхазии как о стране с уникальной историей, с древними христианскими святынями, о которых сейчас мало кто и вспоминает. А ведь с первых веков нашей эры на эту благодатную землю Северного Кавказа были принесены семена христианской веры.

Вдоль кавказских хребтов, с моря, наш комфортабельный ТУ-214 плавно заходит на посадку в Адлер - аэропорт российской здравницы Сочи... Через час, пройдя формальные проверки, попадаем в Абхазию. По ухабам асфальтированной трассы вдоль берега Чёрного моря на монастырском уазике проезжаем когда-то знаменитые курортные места, где ещё лет десять назад так любили отдыхать не слишком зажиточные граждане Советского Союза...

Абхазы называют свою землю Алены, что по-абхазски означает "страна души". Таковой она была, безусловно, и для многих русских, соприкоснувшихся с её природой, гостеприимством, святынями.

Разразившаяся в начале 90-х грузино-абхазская война катастрофически изменила облик этой благодатной земли. Самые ожесточённые бои в 1992-м и 1993-м годах шли за город Сухуми... Прошло десять лет, но до сих пор следы от пуль и минных осколков на стенах жилых домов, пустота оконных рам напоминают о том кошмаре межнациональной кровавой резни.

Город Сухуми... Здание Верховного Совета Абхазии... Ни одного уцелевшего стекла, остановившиеся часы, внутри - разруха. Говорящие настенные надписи, под ногами - хруст стекла и штукатурки. И только на крыше, при виде дремлющих горных селений и вечного моря, наступает какое-то умиротворение. Зелень подвижных кипарисов на фоне черноморской белизны, турецкие браконьеры у берегов Абхазии... Всё как встарь: мир, тишина, покой...

На набережной восстанавливается гостиница. Каждое утро одна абхазская женщина высаживает из трав календарную дату. На улицах Сухуми безмятежность, словно и не было никакой войны. Но всё равно где-то глубоко в душе остаётся жгучая боль от утрат. Почти из каждой семьи эта война унесла близкого человека. Русло реки Гумисты до сих пор несёт в себе смерть: в ней десятки и сотни мин, оставшихся со времён конфликта. Возле моста в Гумистинском ущелье - мемориальные плиты с именами погибших абхазов, сражавшихся за независимость своего народа. Православные священнослужители молятся об упокоении убиенных.

До сих пор некоторые считают, что абхазы не христиане, что, в отличие от Грузии, Абхазия - страна мусульманская или языческая, не православная. Иеромонах Дорофей Дбар, ректор Новоафонского духовного училища и настоятель Никольского храма в Сухуми иеромонах Игнатий Каут, наши провожатые по Абхазии, смотрят на эту страну, её историю другими глазами. "Абхазия - древняя христианская страна, - говорит иеромонах Дорофей. - В VIII веке абхазы создали на этой земле православное государство, в котором по благословению Византийского Патриарха была учреждена Абхазская автокефальная Церковь. Пицундский епископ Стратофил принимал участие в одном из Вселенских Соборов".

По церковному преданию, семена христианства были принесены в Абхазию ещё в первом веке апостолами Андреем Первозванным и его спутником Симоном Кананитом...

Проехав тоннель и миновав железнодорожную станцию, мы оказываемся в Новоафонском заповеднике. По узкой лесной тропе вдоль горной речки монахи быстро идут вверх... Если внимательно приглядеться, сквозь ветви деревьев на отвесной скале виден вход в знаменитую пещеру Симона Кананита. Именно здесь жил и молился один из первых учеников Христа, просветивший древних абхазов светом евангельской веры. Но в 55-м году на христиан было объявлено гонение. На берегах реки Псырдзха верный ученик Христов, побиваемый камнями, принял мученическую смерть. На месте его погребения находится храм, а в Новом Афоне возле водопада - святые мощи апостола. "Может быть, неуместно так говорить, - признаётся иеромонах Дорофей, - но мы рады, что один из апостолов погребён в нашей земле".

Христианство на берега Абхазии было принесено не только миссионерами, но и римскими воинами, а также многими мучениками и исповедниками, которых во времена гонения на христиан ссылали на окраины Римской империи.

Одним из таких ссыльных был церковный учитель IV века святитель Иоанн Златоуст. За непреклонное обличение пороков византийского императорского двора святитель был отправлен на северные берега Чёрного моря, сначала в Армению, а затем в более отдалённую провинцию, полупустынную и разорённую варварами Абхазию, в некогда богатый торговый город Пифиунт (ныне Пицунда). По дороге в Пифиунт, измученный болезнью, тяготами пути и своими стражниками, святитель занемог, и конвой вынужден был остановиться недалеко от города Команы. Здесь, в небольшом храме, 14 сентября 407 года, приобщившись Святых Христовых Тайн, святитель Иоанн Златоуст отошёл ко Христу со словами, которые, по словам биографа, так часто были у него на устах: "Слава Богу за всё. Аминь".

Согласно жизнеописанию свт. Иоанна Златоуста, кончина его была связана с именем другого мученика, святого абхазской земли Василиска, пострадавшего за веру в 308 году. Именно ему был посвящён храм, ставший последним на скорбном пути святителя. Святой мученик Василиск явился ночью к свт. Иоанну и сказал: "Надейся, Иоанн, брат мой, завтра мы будем вместе с тобой".

Видимо, много позже, после торжественного перенесения мощей святителя в Византию, когда древний храм святого мученика Василиска обветшал, в Каманах был построен храм во имя свт. Иоанна Златоуста. Сегодня этот храм окружён минными полями, оставленными после грузино-абхазской войны. Главная его святыня - каменная гробница, в которой, по преданию, покоились мощи свт. Иоанна Златоуста. Иконы и росписи храма до сих пор сохраняют следы войны: пулевые отверстия на ликах святых и осколки мин. Днём и ночью возле гробницы, перед простреленными образами, монахи Каманского монастыря возносят молитву за весь христианский мир: "Господи, помилуй нас, грешных, и мир Твой".

На месте древнего храма св. Василиска, в нескольких километрах от Каман, сейчас развалины. Поросшие кустарником камни хранят гробницу с мощами святого, а у подножия горы, в окружении минного поля - его источник. Среди затаившейся смерти редкие посетители набирают целебную, живую воду...

Абхазские монахи, обрадовавшись приезду "Русского Дома", журнала, который здесь любят и читают, просят нас рассказать об этих святынях всем верующим России. Может, кто откликнется и поможет восстановить порушенные храмы. Может, потянутся сюда паломники со Святой Руси.

В Каманском монастыре у нас произошла редкая, надолго запоминающаяся встреча с иеромонахом Рафаилом (Берестовым), который известен не только в России, но и за её пределами. После революции, до того как переехать в Грецию, на Святой Афон, старец много лет подвизался в пустынных горах Абхазии, и его память сохранила реальные события трагической жизни новых мучеников абхазских, принявших смерть за Христа в XX веке.

Иеромонах Рафаил рассказывает:

"Да, это место трагическое. После революции многие монахи ушли из России в горы Абхазии, на Псху. Туда чекисты заслали своего разведчика; он ходил в шубе зимой и летом, ругал советскую власть, и ему все доверяли. Он много знал о монахах, потом исчез. Потом построили на Псху аэродром. Когда приземлился первый самолёт, из него вышли вооружённые люди, и среди них тот самый разведчик, по прозвищу Шуба. Тогда они многих расстреляли, - он показывал, кого надо брать. Оставшихся монахов погнали через горы в Сухуми и дальше - в Новый Афон. На берегу их уже ожидали две баржи. Их отбуксировали в залив, пленников расстреляли и потопили... Потом уже, до войны грузино-абхазской, исследовали дно и видели, что там стоят монахи - не истлевшие, в облачениях. А десять лет назад, когда во время войны над Новым Афоном был сбит грузинский лётчик, - стали его искать, и на дно опускались подводники. Они тоже видели под водой много колышущихся монашеских ряс... Так что здесь, в этом заливе, находятся мученики новоафонские. И хорошо было бы, - великое дело и благо нам, - если бы нашлись такие спонсоры, чтобы поднять этих мучеников и положить в Ново-Афонском монастыре".

...Абхазия, Апсны, "страна души", в прошлом XX веке претерпела немало невзгод. Но несмотря на все кровавые потрясения межнациональной розни, несмотря на жестокие гонения за веру, возрождается из пепла республика, восстанавливаются православные святыни. Да и сам народ, оглядываясь на свою многовековую историю, постепенно вновь обращается к Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. И, возможно, недалёк тот день, когда Православие в Абхазии восторжествует в прежней красоте и величии.


Абхазия

Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU