Служба торговли Новоспасского монастыря


Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера        Главная страница номера

Чудесный образ

Алексей Олегович ЕСИКОВ

 

 Величайший подвижник благочестия и светильник Божий, еще при жизни почитаемый по всей России, преп. Серафим избегал славы человеческой. В самом раннем жизнеописании старца, вышедшим в 1841 году, то есть всего лишь через восемь лет его блаженной кончины, находим следующий характерный эпизод: "Один брат, которому он (преп. Серафим - прим. автора) имел особенное расположение, просил его, чтоб позволил списать с него портрет. Старец сказал ему: "Кто я, убогий Серафим, чтоб мог позволить снять с себя портрет? Изображаются лики Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и святых, а мы, грешные, что значим?" Когда же брат тот продолжал просить его, представляя, что сего желают многие из усердия, старец сказал: "Мы всегда должны стараться отсекать виды тщеславия в самом начале". Другой подобный эпизод мы находим в первом подробном житии, изданном в 1863 году.

Но Господь ведал святость жизни старца, и по Промыслу Божиему до нас дошли прижизненные изображения батюшки Серафима.

Известно, что в квартире настоятеля Саровской обители по смерти преподобного Серафима имелись два "верные изображения его". Речь идёт о портретах, выполненных на холсте масляными красками. Вот описание одного из них: "Написано в то время, когда старцу было около пятидесяти лет. Отец Серафим представлен с открытой главой; лицо у него чистое, белое, глаза голубые, нос прямой, с небольшим возвышением, волосы светло-русые, густые, с проседью, усы и борода густые, с проседью, руки одна с другой соединены на груди. Старец стоит одетым в мантию. Этот портрет написан художником академии Дмитрием Евстафьевьм для г-жи Анненковой и ею передан в Саровскую пустынь..." Второй портрет написан Серебряковым около 1827 года. Здесь лицо старца "представлено бледным, удручённым от трудов". Неслучайно издатель предпочёл воспроизвести в книге литографию именно с Евстафьевского портрета, как наилучшего из известных ему изображений.

После ознакомления с этой иллюстрацией остаётся вопрос о портрете-иконе преподобного Серафима, хранящегося в Даниловом монастыре: оригинал это портрета Евстафьева, или это копия с него? Случайным столь точное совпадение изображений быть не может.

История его обретения в Даниловом монастыре такова. В 1993 году в Москве скончался в преклонных годах один иеромонах, который завещал родственникам передать хранившиеся у него иконы и утварь в православные руки. Согласно его воле, их можно было и продать, но только верующим. С просьбой помочь в этом деле родственники пришли в иконную лавку Данилова монастыря. В благодарность за оказанное содействие они пожертвовали портрет преп. Серафима, также хранившийся у покойного иеромонаха. Так Серафим Саровский явил свой образ, когда настало время "собирать камни", - спустя два года после второго обретения его честных мощей. Вся значимость происшедшего была осознана не сразу, Местом хранения портрета-иконы стало подворье монастыря в селе Михеи. В последние годы образ выставляется верующим для поклонения на православных выставках и ярмарках, проводимых в Москве. С конца марта по май этого юбилейного года он находился в Троицком соборе Данилова монастыря.

Возраст старца на портрете можно попытаться установить точнее. Думается, эта работа не могла быть написана ни в период пустынножительства старца, ни в период пребывания его в строгом затворе. Таким образом, портрет создан не ранее 1815 года, и на нём преподобный изображён в возрасте не менее 55 лет.

Образ преподобного - аскетический лик исихаста и постника, прошедшего отшельничество и затвор и выходящего на новый подвиг. Поворот головы типичен для парадного портрета XVIII - начала XIX века. Однако если внимательно рассмотреть лик преподобного, то можно заметить весьма необычный приём, использованный живописцем. Брови, глаза, нос и рот - вся центральная часть лика - изображены практически строго анфас, а поворот головы задан тем, как написаны волосы. Возможно, за счёт этого приёма художнику удалось придать образу угодника Божия большую одухотворённость. У зрителя создаётся впечатление, что проницательный взгляд старца устремляется в вечность, пронизывая нас насквозь.

В осанке старца видна сгорбленность после увечья, нанесённого ему грабителями в лесу. (Когда в 1876 году дивеевские сестры будут копировать этот образ, то на литографии появятся могучие плечи и вьющиеся локоны, как атрибуты поэтизирования облика святого). Смиренно сложенные руки преподобного опоясывают чётки. Они деревянные или янтарные - материал их по изображению неясен, а белый пигмент, отображающий их бликование на свету, поздний, он положен поверх слоя защитного лака.

В процессе изучения образа стало ясно, что если это и копия, то достаточно ранняя.

Некоторое смущение в начале исследований вызывало наличие нимба и надписи: "Вид старца отца Серафима в последние годы его жизни" по низу холста. Теперь уже ясно, что нимб из сусального золота добавлен после прославления отца Серафима в лике святых, хотя для икон на холсте такой нимб является редкостью.

Окончательно выяснить, оригинал это или ранняя копия, можно будет только после изучения других живописных работ Д. Евстафьева, возможно, хранящихся в музеях Санкт-Петербурга. Кстати, в пользу того, что это оригинальная работа, говорит также большая глубина интенсивности изображения в рентген-лучах. Копии, как правило, так не выглядят.

А может быть это и есть оригинал, ведь след портрета преподобного Серафима работы Евстафьева теряется в конце XIX века. Однако подтверждение этого ещё следует найти, как и разгадку многих других загадок этого образа. В период гонений на Церковь портрет, возможно, был вырезан из рамы, поскольку сейчас он имеет не первоначальный подрамник и рваную кромку холста. При этом он мог быть вырезан и рукой богоборца, позарившегося на дорогое обрамление, и рукой верующего, чтобы спрятать святыню в те окаянные дни.

А мы будем благодарны Господу, что Он даёт нам возможность лицезреть прижизненный образ чудотворца и святого молитвенника за нашу землю. Призываем всех православных внести свою лепту в дело создания достойного обрамления для прижизненного образа батюшки Серафима. На собранные всем миром средства будет заказан благоукрашенный киот сего портрета-иконы.

Призываем всех жертвовать на создание иконостаса придела Серафима Саровского в храме архангела Михаила на подворье Данилова монастыря в селе Михеи Сапожковского района Рязанской области, где последние десять лет сохранялся этот чудный образ. Контактный телефон 955-67-20.



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU