Величайший подвижник благочестия и светильник Божий, еще
при жизни почитаемый по всей России, преп. Серафим избегал славы
человеческой. В самом раннем жизнеописании старца, вышедшим в
1841 году, то есть всего лишь через восемь лет его блаженной кончины,
находим следующий характерный эпизод: "Один брат, которому он
(преп. Серафим - прим. автора) имел особенное расположение, просил
его, чтоб позволил списать с него портрет. Старец сказал ему:
"Кто я, убогий Серафим, чтоб мог позволить снять с себя портрет?
Изображаются лики Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Его
Матери и святых, а мы, грешные, что значим?" Когда же брат тот
продолжал просить его, представляя, что сего желают многие из
усердия, старец сказал: "Мы всегда должны стараться отсекать виды
тщеславия в самом начале". Другой подобный эпизод мы находим в
первом подробном житии, изданном в 1863 году.
Но Господь ведал святость жизни старца, и по Промыслу Божиему
до нас дошли прижизненные изображения батюшки Серафима.
Известно, что в квартире настоятеля Саровской обители по смерти
преподобного Серафима имелись два "верные изображения его". Речь
идёт о портретах, выполненных на холсте масляными красками. Вот
описание одного из них: "Написано в то время, когда старцу было
около пятидесяти лет. Отец Серафим представлен с открытой главой;
лицо у него чистое, белое, глаза голубые, нос прямой, с небольшим
возвышением, волосы светло-русые, густые, с проседью, усы и борода
густые, с проседью, руки одна с другой соединены на груди. Старец
стоит одетым в мантию. Этот портрет написан художником академии
Дмитрием Евстафьевьм для г-жи Анненковой и ею передан в Саровскую
пустынь..." Второй портрет написан Серебряковым около 1827 года.
Здесь лицо старца "представлено бледным, удручённым от трудов".
Неслучайно издатель предпочёл воспроизвести в книге литографию
именно с Евстафьевского портрета, как наилучшего из известных
ему изображений.
После ознакомления с этой иллюстрацией остаётся вопрос о портрете-иконе
преподобного Серафима, хранящегося в Даниловом монастыре: оригинал
это портрета Евстафьева, или это копия с него? Случайным столь
точное совпадение изображений быть не может.
История его обретения в Даниловом монастыре такова. В 1993 году
в Москве скончался в преклонных годах один иеромонах, который
завещал родственникам передать хранившиеся у него иконы и утварь
в православные руки. Согласно его воле, их можно было и продать,
но только верующим. С просьбой помочь в этом деле родственники
пришли в иконную лавку Данилова монастыря. В благодарность за
оказанное содействие они пожертвовали портрет преп. Серафима,
также хранившийся у покойного иеромонаха. Так Серафим Саровский
явил свой образ, когда настало время "собирать камни", - спустя
два года после второго обретения его честных мощей. Вся значимость
происшедшего была осознана не сразу, Местом хранения портрета-иконы
стало подворье монастыря в селе Михеи. В последние годы образ
выставляется верующим для поклонения на православных выставках
и ярмарках, проводимых в Москве. С конца марта по май этого юбилейного
года он находился в Троицком соборе Данилова монастыря.
Возраст старца на портрете можно попытаться установить точнее.
Думается, эта работа не могла быть написана ни в период пустынножительства
старца, ни в период пребывания его в строгом затворе. Таким образом,
портрет создан не ранее 1815 года, и на нём преподобный изображён
в возрасте не менее 55 лет.
Образ преподобного - аскетический лик исихаста и постника, прошедшего
отшельничество и затвор и выходящего на новый подвиг. Поворот
головы типичен для парадного портрета XVIII - начала XIX века.
Однако если внимательно рассмотреть лик преподобного, то можно
заметить весьма необычный приём, использованный живописцем. Брови,
глаза, нос и рот - вся центральная часть лика - изображены практически
строго анфас, а поворот головы задан тем, как написаны волосы.
Возможно, за счёт этого приёма художнику удалось придать образу
угодника Божия большую одухотворённость. У зрителя создаётся впечатление,
что проницательный взгляд старца устремляется в вечность, пронизывая
нас насквозь.
В осанке старца видна сгорбленность после увечья, нанесённого
ему грабителями в лесу. (Когда в 1876 году дивеевские сестры будут
копировать этот образ, то на литографии появятся могучие плечи
и вьющиеся локоны, как атрибуты поэтизирования облика святого).
Смиренно сложенные руки преподобного опоясывают чётки. Они деревянные
или янтарные - материал их по изображению неясен, а белый пигмент,
отображающий их бликование на свету, поздний, он положен поверх
слоя защитного лака.
В процессе изучения образа стало ясно, что если это и копия,
то достаточно ранняя.
Некоторое смущение в начале исследований вызывало наличие нимба
и надписи: "Вид старца отца Серафима в последние годы его жизни"
по низу холста. Теперь уже ясно, что нимб из сусального золота
добавлен после прославления отца Серафима в лике святых, хотя
для икон на холсте такой нимб является редкостью.
Окончательно выяснить, оригинал это или ранняя копия, можно будет
только после изучения других живописных работ Д. Евстафьева, возможно,
хранящихся в музеях Санкт-Петербурга. Кстати, в пользу того, что
это оригинальная работа, говорит также большая глубина интенсивности
изображения в рентген-лучах. Копии, как правило, так не выглядят.
А может быть это и есть оригинал, ведь след портрета преподобного
Серафима работы Евстафьева теряется в конце XIX века. Однако подтверждение
этого ещё следует найти, как и разгадку многих других загадок
этого образа. В период гонений на Церковь портрет, возможно, был
вырезан из рамы, поскольку сейчас он имеет не первоначальный подрамник
и рваную кромку холста. При этом он мог быть вырезан и рукой богоборца,
позарившегося на дорогое обрамление, и рукой верующего, чтобы
спрятать святыню в те окаянные дни.
А мы будем благодарны Господу, что Он даёт нам возможность лицезреть
прижизненный образ чудотворца и святого молитвенника за нашу землю.
Призываем всех православных внести свою лепту в дело создания
достойного обрамления для прижизненного образа батюшки Серафима.
На собранные всем миром средства будет заказан благоукрашенный
киот сего портрета-иконы.
Призываем всех жертвовать на создание иконостаса
придела Серафима Саровского в храме архангела Михаила на подворье
Данилова монастыря в селе Михеи Сапожковского района Рязанской
области, где последние десять лет сохранялся этот чудный образ.
Контактный телефон 955-67-20.