Служба торговли Новоспасского монастыря


Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание номера        Главная страница номера

Народ решит - история покажет

Борислав МИЛОШЕВИЧ, бывший посол СФРЮ в Москве

 

 Созданием государственного образования Сербия и Черногория перестала существовать Союзная Республика Югославия и (на данный момент истории) государство Югославия вообще.

 

ИЗ ИСТОРИИ ЮГОСЛАВИИ

 

Первое общее государство южных славян было создано после первой мировой войны. 1 декабря 1918 года в Белграде было провозглашено объединение уже существовавших государств Сербии и Черногории и южнославянских областей распавшейся Австро-Венгерской монархии (Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, Далмации и Воеводины) в единое Королевство сербов, хорватов и словенцев во главе с королём Сербии (страны-победительницы в войне, в которой она потеряла 40% населения). Объединение и создание общего государства отражало давние устремления и жизненные интересы югославских народов. В октябре 1929 года страна получила новое название - Королевство Югославия.

Новая, республиканская Югославия была фактически создана в разгар освободительной антифашистской борьбы (в этой войне страна потеряла миллион семьсот тысяч жителей). А в январе 1946 г. Учредительная скупщина приняла первую конституцию Федеративной Народной Республики Югославии. В апреле 1963 года страна была названа Социалистической Федеративной Республикой Югославией.

80 лет существования государства южных славян утвердили имя Югославии в международной жизни. Югославия играла активную роль в борьбе за мир, деколонизацию, национальное освобождение во всём мире, за право на выбор собственного пути развития.

Надо отметить, что само название страны содержало напоминание о славянском происхождении большей части её населения, которое чувствовало свою принадлежность к древнему племени. Но в целом, страна была многонациональной, и в ней равноправно жили и неславянские народы и народности. Это славянское название страны мешало только сепаратистам и их иностранным хозяевам.

В 1999 г. страна подверглась прямой агрессии девятнадцати стран-членов НАТО.

 

СиЧ

 

Новое государственное образование, состоящее из Сербии и Черногории, едва ли будет жизнеспособным. Конституционная Хартия, которую de facto состряпал ЕС, предусматривает практически полный суверенитет двух республик, связанных только маленькой и слабосильной администрацией. Государство Сербия и государство Черногория имеют реальную власть, а их краткосрочное "сообщество", в том виде, каким его навязывает Европа, - вторично. Это "сообщество" не имеет общего рынка, единой валюты (в Черногории это евро, в Сербии - динар, что подтверждает отсутствие и общего рынка, и государства). Оно не имеет единых налогов и пошлин, не имеет государственного бюджета, валютных резервов, министерства финансов, Центробанка, своего имущества, кроме административных зданий в Белграде и Подгорице и незначительного имущества за рубежом...

Общая армия фактически отменена. Призывники будут служить на территории государств, гражданами которых являются. Верховный главнокомандующий - Верховный совет обороны, состоящий из президента СиЧ и президентов государств-членов, принимающий решения сообща. Стратегию обороны определяет Скупщина СиЧ. Но стратегия национальной безопасности (т.е. целостной безопасности, а не только обороны) в Хартии вообще не фигурирует! Министр обороны является гражданским лицом. Он проводит принятую политику и "руководит войском" (!).

Новое сообщество ещё не существует, а уже появляются фактические требования разделения его. Тем более что согласно Хартии это государственное образование должно продержаться три года, после чего Черногория приобретает право провести референдум о независимости. Независимость Черногории привела бы к независимости Косова, его отделению от Сербии. А поскольку албанцы проживают и в Южной Сербии, Черногории, Македонии, Греции, - это привело бы к новым проблемам в этих странах. Албанцы сейчас - наиболее активно стремящийся к объединению национальный элемент на Балканах. Рост албанского национализма и экстремизма уже вызвал опасность пересмотра существующих границ. Его идеологи не допускают многонационального, многоконфессионального, многокультурного государства на Балканах.

Отделение Черногории значительно ухудшило бы стратегическое положение Сербии, которая утратила бы жизненно важный выход к Адриатическому морю. Что касается Македонии, то страна, наряду с внутренним ростом албанского сепаратизма, получила бы на своих западных и северных границах (в районах, где проживает большинство македонских албанцев) новое албанское государство - Косово.

Во всяком случае, договор о статусе Косова уже готовится, а его государственность строится быстрыми темпами. Одновременно "демократические державы" (теперь "партнёры" и "друзья" югославских властей) не позволяют ни возвращения сербов к своим разрушенным очагам, ни возвращения в Косово органов власти Сербии, хотя всё это и записано в резолюции 1244 СБ ООН.

Стратеги "нового мирового порядка" используют экспансию албанского национализма и албанско-исламский фактор как инструмент передела Балкан. Их интересы на данный момент совпадают с интересами идеологов "великой Албании". Эта экспансия - часть проекта создания т. н. "исламского пояса" Европы, "дуги", которая начинается с мусульманской части Боснии и выходит к Турции -стратегическому союзнику США, - упираясь в Кавказ. Образование такого "пояса" в интересах США, воспринимающих Европу как угрозу своей гегемонии.

На Западе создано несколько проектов окончательного статуса Косова. Ключевую роль в определении будущего статуса играют США. Никто из западных экспертов не считает, что Косово и Метохию надо вернуть под юрисдикцию Сербии, вопреки тому, что Косово и Метохия - это сербская земля, составная часть Сербии.

По информации западной прессы, России отводится незначительная роль в будущих переговорах о статусе Косово. Она должна участвовать в решении этого вопроса лишь как постоянный член Совета безопасности ООН для придания решению большей легитимности. Заметим, что Россия в последние годы в урегулировании македонского кризиса и отношений между Сербией и Черногорией не участвует. Она, по мнению ряда российских экспертов, не играет практически никакой заметной роли в регионе, который веками был зоной её стратегических интересов и в котором живут духовно очень близкие и традиционно дружественные народы.

Сегодня "демократические державы", с помощью местных правящих элит, продолжают делить пост-югославское пространство, пересматривая его границы. Как уже отмечалось, возможности дезинтеграции нынешнего сообщества Сербии и Черногории, а также и некоторых соседних государств, далеко не исчерпаны. Одно точно: это не является выражением воли народов Балканского полуострова. Остаётся верить в то, что народ именно на крутых поворотах истории проявляет мудрость и силу.



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU